"Громкие задержания в Москве, юбилей с продолжением и законодательный отказ муниципалитетам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 25 – 29 марта 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями. 

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – задержания чиновников и управленцев высокого уровня

Прошедшая неделя была отмечена громкими задержаниями чиновников и управленцев федерального и регионального уровней. Коснулось это и Нижегородской области – в Москве был задержан гендиректор фирмы, осуществляющей строительство станции метро "Стрелка. Среди этих событий особый резонанс вызвало задержание экс-министра правительства России Михаила Абызова.

Как отметил профессор МГУ им.М.В.Ломоносова, член попечительского совета "Минин-центра" Сергей Черняховский, чтобы понять, что означает задержание экс-министра Абызова в долгосрочном плане, необходимо проанализировать последующие события: кого еще это коснется в самое ближайшее время.

"Громкие задержания в Москве, юбилей с продолжением и законодательный отказ муниципалитетам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Сергей Черняховский (фото: МГУ)

"Если это затронет только его – это одна линия, если последствия задержания коснутся таких фигур как Дворкович и Волошин – последствия будут другие. В то же время задержание человека, входившего в ближний круг премьер-министра Медведева, уже позволяет определить несколько вероятных направлений. Это возможное перераспределение ресурсов влияния внутри ядерной элиты России. Либо это объявления, что люди определенной генерации, ответственные за приватизацию 90-х уже не пользуются индульгенцией и их убирают", - подчеркнул эксперт.

"Показателен факт поручительства за Михаила Абызова таких знаковых политиков как Дворкович, Чубайс и особенно Волошин. Последний был теневой фигурой, стоящей за этой группой. Следует вспомнить, что именно Волошин готовил указы о передачи власти Владимиру Путину на рубеже 1999-2000 гг. По определенным правилам, людей, которые были в таких взаимодействиях, до последнего времени не трогали. Что касается поручительства со стороны этой группы, то сегодня эти люди рискуют в любом случае. Если Абызова в итоге все равно осудят, то их публичное поручительство будет демонстрацией потери влияния, сигналом целому политическому сегменту, что с ними уже не считаются. В целом последние события – это не только борьба с коррупцией, но и набор других системных причин, обострение внутриэлитных факторов, без которых человека приближенного к Медведеву и Чубайсу, трогать не стали", – заключил он.

От редакции: последний визит Абызова в Нижегородскую область состоялся в ноябре 2017 года. На встрече с представителями регионального правительства, депутатами, общественниками Михаил Абызов рассказывал о концепции Открытого правительства, "который позволяет обеспечить доверие к власти". Также во время визита он встречался с губернатором Глебом Никитиным и договорился о создании в регионе комиссии для координации работы бизнеса и органов надзора.

Региональная тема – 25-летний юбилей областного Законодательного собрания и городской Думы Нижнего Новгорода

"Громкие задержания в Москве, юбилей с продолжением и законодательный отказ муниципалитетам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

"По прошествии 25-лет можно констатировать, что эти представительные органы государственной и местной власти состоялись и являются, безусловно, действенными формами общественно-политической жизни Нижегородской области", - комментирует эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.

"В то же время юбилей позволяет оценить изменения роли и влияния этих институтов на политические процессы. Особенно это касается местного самоуправления. Сегодня очевидно, что на первом этапе своей деятельности представительные органы власти имели более серьезное значение. Тем более в их истории был период, когда они могли реально формировать и власть исполнительную. Для Заксобрания – это возможность согласования кандидатуры губернатора, а для Гордумы - это двуглавая система управления, по которой она была формально ведущей и определяющей по отношению к власти исполнительной", - подчеркнул эксперт.

"За прошедшие годы мы наблюдаем постепенный дрейф в другую сторону. Сегодня в Нижегородской области совершенно новый этап – это смещение центра принятия решений, полномочий и ответственности во власть исполнительную. В тоже время, как показывает динамичная современная история, попытки найти баланс между ветвями власти – это процесс, который еще не закончился и не только в Нижегородской области" – заключил он.

Муниципальная тема – отказ Законодательного собрания вернуть нескольким муниципалитетам ряд градостроительных полномочий

"Громкие задержания в Москве, юбилей с продолжением и законодательный отказ муниципалитетам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как напомнил эксперт "Минин-центра", Игорь Соловьев, с инициативой возврата градостроительных полномочий выступила городская Дума Дзержинска.

"Позиция дзержинских депутатов мотивировалась необходимостью минимизации временных и финансовых затрат на преодоление административных процедур и уменьшение сроков при оформлении документов. Особо подчеркивалось, что ранее на местах эти вопросы решались более оперативно. Однако, есть два фактора, которые делают позицию местных депутатов не столь очевидной", - отметил он.

"Во-первых, скорость принятия решений на местном уровне явно не способствовала качеству конечных результатов. В этом отношении Дзержинск является более чем наглядным примером – сосредоточенность на местном уровне градостроительных полномочий привела к бессистемной застройке целых кварталов, нарушающих прежнюю продуманную и комплексную архитектурную планировку города. В то же время вопросы распределения земельных участков и строительства объектов решалась в пользу определенных бизнес-групп, которые получали возможности фактически бесконтрольного распоряжения городскими территориями. В результате хаотичная строительная политика нанесла архитектурному и экологическому облику Дзержинска наглядный ущерб", - продолжил Соловьев.

"Во-вторых, вопрос градостроительных полномочий, касался четырех муниципалитетов, которые на сегодня юридически вошли в нижегородскую агломерацию. Развитие агломерации стратегически предусматривает единую градостроительную политику, единые требования, которые должны создавать и общие правила деятельности, и качественные решения для всех жителей. Объективно, на сегодняшний момент роль координатора этой политики может выполнять областное правительство и соответствующие структуры, ответственные за стратегию развития Нижегородской области и нижегородской агломерации", - считает он.

По мнению эксперта, в этом отношении эффективным вектором развития, который может снять возникающие проблемы агломерационного развития, является большая вовлеченность муниципалитетов в этот процесс, через межмуниципальное сотрудничество разных форматов, которое позволит учесть интересы всех его участников.

"Не возврат назад полномочий, эффективность реализации которых под большим вопросом, а движение вперед в сторону межмуниципального взаимодействия, в котором каждый муниципалитет может найти свою особую стратегического роль развития", – заключил эксперт.

Основное фото: ИА "Нижний сейчас"