Проблема дорожной разметки (вернее, ее отсутствия на дорогах Нижнего Новгорода) скоро окончательно "уйдет в зиму": уже в конце этой недели синоптики обещают минусовую температуру и осадки (такой, в частности прогнозу Gismeteo). Более актуальной станет проблема снежного покрова на дорогах города, за которым уже не разглядеть, нарисовано что-то на проезжей части или нет. А это значит, что самое время подвести некоторые "разметочные" итоги – тем более что весной 2020 года опять "во весь рост" встанет вопрос о том, где же зебры, сплошные и стоп-линии.
Что касается итогов этого года, то они не утешительны. Как сообщили нам в УГИБДД по Нижегородской области, с марта по ноябрь 2019 года (то есть в тот период, когда проезжие части не занесены снегом) на дорогах областного центра было совершено 17 157 ДТП. Общее число пострадавших – 1790, и это на 1,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом есть конкретные виды ДТП, которые часто происходят именно в связи с отсутствием дорожной разметки. Как сообщил "НС" представитель отдела пропаганды УГИБДД Дмитрий Мацкевич, это, в частности, наезд на пешехода. Так вот, весной и осенью этого года в Нижнем Новгороде было совершено 632 таких наезда, что на 8,1% больше, чем в 2018 году. В этих ДТП с марта по ноябрь получили ранения 644 человека, и это на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число погибших незначительно уменьшилось (21 человек против 25).
- Необходимо отметить, что наличие разметки на 15% снижает вероятность совершения ДТП, - отмечают специалисты УГИБДД в ответе на наш запрос. - В первую очередь - за счет того, что разметка дисциплинирует участников дорожного движения. Это профилактика совершения ими таких нарушений ПДД, как выезд на полосу встречного движения, нарушения рядности, проезд на запрещающий сигнал светофора и непредставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах. Кроме того, в темное время суток разметка позволяет определять границы проезжей части.
В дорожной инспекции подчеркивают, что разметка – один из элементов так называемых технических средств организации и регулирования дорожного движения. Ее наличие предусмотрено обязательными требованиями нормативных документов, в частности - ГОСТ Р50597-2017.
Вместе с тем, городская администрация не принимала в этом году должных мер для того, чтобы привести дороги в соответствие с нормативными требованиями и – фактически – снизить количество ДТП. Мы уже рассказывали о том, что в городском бюджете 2019 года плановые расходы по разделу "Дорожной хозяйство" были уменьшены по сравнению с 2018 годом – с 3,1 млрд до 1,4 млрд рублей. И это – несмотря на амбициозные транши, поступившие в регион по нацпроекту "Безопасные и качественные дороги"…
Разметки это коснулось самым непосредственным образом: весной этого года выяснилось, что на ее нанесение в бюджете заложен всего 21 млн рублей тогда как в прошлом году – 40 млн.
Урезанные финансы пошли на термопластик, которым покрыли очень малое количество дорог – в основном это те, что лежат на пути губернатора из Кремля в Зеленый Город. Что касается всех остальных дорог, то в мэрии ждали (по крайней мере, говорили, что ждали), что подрядчики разметят их по гарантийным обязательствам прошлого года.
В связи с тем, что аварийность на дорогах города в этом году приобрела катастрофический характер, УГИБДД несколько раз побуждало мэрию нанести разметку. И не просто побуждало, но и штрафовало.
В этом году в отношении городской администрации было возбуждено 22 административных дела в соответствии со ст.12.34 КоАП РФ (Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений). "Минималка" по этой статье составляет 200 тысяч рублей.
Плюс к этому было восемь дел по ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение предписаний), "минималка" – 100 тысяч рублей.
Таким образом, в этом году за неудовлетворительное содержание дорог (в том числе и за отсутствие разметки) мэрия была оштрафована минимум на 5 млн рублей. Если, конечно, все упомянутые административные дела были доведены до санкций.
Это – деньги городского бюджета, которые при разумном подходе к делу могли бы пойти на то же содержание дорог или на более актуальные социальные нужды.
Пострадали также и личные бюджеты граждан, так как все эти ДТП были связаны с материальным ущербом.
Что касается прокуратуры, то она, насколько мы знаем, мэрию не штрафовала. Весной 2019 года городской прокурор ограничивался представлениями и предписаниями в адрес мэра Панова, а позже обратился в суд, чтобы заставить городскую администрацию – уже в 2020 году – все-таки нанести разметку на все дороги Нижнего Новгорода. Суд встал на сторону надзорного органа.
Какими средствами воспользуется городская администрация, чтобы выполнить его решение, пока не очень понятно: в плановом бюджете на раздел "Дорожное хозяйство" в "профицитном" 2020 году заложено еще меньше средств (всего 1,2 млрд рублей против 1,4 млрд в этом году).
Впрочем, бюджет – живой организм, который в случае разумного управления можно трансформировать так, чтобы и на разметку деньги нашлись. Сможет ли произвести такую трансформацию нижегородская мэрия? Или пострадавших в ДТП станет в следующем году еще больше?
Фото: drivenn.ru