Еще пару десятилетий тому назад это был бы важный городской праздник. Сегодня, скорее, просто корпоративная дата, но важная для многих нижегородцев - просто в силу масштаба предприятия. 1 января 2017 года исполняется 85 лет со дня основания Горьковского автозавода – ключевого предприятия «Группы ГАЗ», которая входит в промышленный холдинг «Базовый Элемент». Кроме того, эта дата - фактически день начала массовой автомобилизации нашей страны.
Решение строить в Нижнем Новгороде автозавод полного производственного цикла ("автогигант", как его сразу окрестили в СССР) было принято в конце 20-х годов, когда стало ясно, что необходимо срочно сокращать техническое отставание советского государства от стран-лидеров автопрома. Завод был построен за 18 месяцев в тесном сотрудничестве с корпорацией "Форд" и вступил в строй в начале января 1932 года. А 29 января с конвейера сошел первый грузовик – «полуторка» ГАЗ-АА (заглавное фото).
С тех пор Горьковский автомобильный – традиционно главный в стране поставщик легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей. С именем Горьковского автозавода связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт (оснащение сельского хозяйства среднетоннажными грузовиками, организация пассажирских таксоперевозок и т.д.). С момента основания ГАЗ выпустил более 18 млн грузовых и легковых автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей и модификаций техники.
По автомобилям ГАЗ можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроен
ия. Многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни государства. Среди наиболее известных моделей Горьковского автомобильного завода – легендарные «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, знаменитые грузовые автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые автомобили «Победа», «Волга» и «Чайка». В 90-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, расширении грузовых и пассажирских перевозок, дала импульс развитию российского предпринимательс тва.
Горьковский автозавод сыграл огромную роль в развитии других предприятий отрасли – накопленный опыт специалисты ГАЗа передавали Ульяновскому автомобильному заводу, Волжскому автозаводу, Камскому комплексу заводов по производству грузовых автомобилей и др. На Горьковском автозаводе сформировалась конструкторская автомобилестроит
В годы Великой Отечественной войны автогигант сыграл важную роль в достижении Победы над врагом. В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск военной продукции – танков, бронеавтомобилей
Автозаводские танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, являются одним из символов Победы под Москвой. Многие рабочие и инженеры завода, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни, защищая Родину. Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны отмечен тремя орденами – Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Тысячи автозаводцев награждены орденами и медалями, заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя Государственного комитета обороны.
В послевоенный период завод стал выпускать новые модели грузовых и легковых машин, разработка которых не прекращалась и в военные годы. Эта техника участвовала в восстановлении разрушенных во время войны предприятий, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа.
Район вокруг автомобильного завода стал самым густонаселенным в Горьком (Нижнем Новгороде), на головном производстве, смежных и дочерних предприятиях ГАЗа в советские годы работало более 100 тысяч человек.
В 1994 году завод приступил к выпуску автомобилей «ГАЗель», позволивших в сложных условиях переходного периода не только сохранить коллектив и производственный потенциал самого завода, но и дать новый импульс развитию всей экономике страны.
В начале 2000-х годов ГАЗ вошел в состав активов Олега Дерипаски и стал основой для создания ведущего российского холдинга по производству коммерческого транспорта – «Группы ГАЗ». Уже в новейшей своей истории ГАЗ отказался от выпуска легковых автомобилей под собственным брендом (проект выпуска автомобиля Volga Siber - перелицованного Chrysler Sebring - был "подкошен" кризисом 2008 - 2010 годов), но сохраняет ведущие позиции на рынке грузовиков и микроавтобусов.
Сегодня завод выпускает широкий модельный ряд легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей: микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили. На базе автомобилей ГАЗ изготавливается свыше 300 видов спецтехники: автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, эвакуаторы, инкассаторские автомобили и др. Самые популярные автомобильные бренды завода – «ГАЗель», «Соболь» и «ГАЗон». Завод сохраняет лидерство на российском рынке, занимая долю около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей и около 70% в сегменте среднетоннажных грузовиков. ГАЗ также является одним из лидеров отечественного автокомпонентног
о рынка.
За последние пять лет ГАЗ полностью обновил модельный ряд и разработал новое поколение автомобилей семейства NEXT с улучшенными потребительскими характеристиками.
ГАЗ реализует на своей площадке инвестиционные проекты в сотрудничестве с международными партнерами – компаниями Volkswagen и Daimler. Организовано производство полного цикла легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. До последнего экономического кризиса среди партнеров ГАЗ была и корпорация GM (контрактная сборка Chevrolet Aveo), но сотрудничество закончилось в связи с уходом американцев с российского рынка массовых автомобилей.
85 лет - возраст, которого не смогли достичь многие именитые автомобильные бренды, но марка ГАЗ по-прежнему жива, более того - развивается. Руководство автохолдинга в день юбилея головного предприятия предпочитает не вспоминать о некоторых рыночных ошибках и говорит прежде всего о преемственности поколений автостроителей Горького-Нижнего Новгорода.
Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ»:
– Сегодня Горьковский автомобильный завод – это промышленный символ и национальное достояние России, 85 лет успеха. Бережно сохраняя накопленные традиции, ГАЗ с уверенностью смотрит в будущее, продолжая выпускать машины, востребованные всей страной, осваивая новые сегменты рынка и расширяя географию продаж. Залогом успеха завода является высокий профессионализм его коллектива: на протяжении всего существования ГАЗа основной ценностью предприятия являются его люди – творцы истории российского автомобилестроен
ия.
Фото пресс-службы "Группы ГАЗ", profkom.gaz.ru, auto.mail.ru, autonavigator.ru