В областном центре, муниципалитетах и городских округах Нижегородской области судорожно готовятся к заседаниям, на которых чиновники отчитаются о нацпроектах. Эти роковые мероприятия, согласно поручению губернатора Никитина, должны состояться до 15 декабря. И непосредственно на них депутаты (не без участия "старших братьев" из первого корпуса нижегородского Кремля) дадут чиновникам оценки по данной теме. Тем, кто получит "неуд", прописано сложить полномочия. Столь жесткие меры объяснимы: нацпроекты – зона особого внимания Президента РФ, и ответственность за их исполнение в конце концов может "задеть" и губернаторов. Другой вопрос – что делать с теми "двоечниками" на местах, которые не захотят уходить добровольно? Не исключены конфликтные ситуации и как следствие – "силовые сценарии".
В зоне риска – почти все
Если взглянуть на отчет об исполнении национальных проектов, который появился недавно на сайте Контрольно-счетной палаты региона, станет ясно, что "под ударом" – многие чиновники, назначенные ответственными, если не все. Согласно этому документу, из 24 федеральных миллиардов, выделенных в первом полугодии, освоено только три. По многим программам ("Успех каждого ребенка", "Учитель будущего", "Городская среда", "Сокращение непригодного для проживания жилищного фонда", "Чистая вода", "Оздоровление Волги" и так далее) процент исполнения – ноль. Все эти программы входят в структуру нацпроектов.
В общем, отвечать есть за что. Другое дело – кому именно придется отвечать. Ответ на этот вопрос мы находим в поручении губернатора Никитина об организации судьбоносных заседаний:
*Если без объективных причин не достигнуты целевые "кассовые показатели" (то есть федеральные средства не освоены) или же сорваны сроки по одному-двум мероприятиям в рамках реализации одного нацпроекта – главам надлежит "рассмотреть о соответствии занимаемой должности лицами администраций, ответственными за реализацию". Проще говоря, за один два "прокола" по одному нацпроекту "на выход" отправятся заместители, директоры департаментов/отделов, но не главы муниципальных районов и городских округов
*Если сорваны сроки (не исполнены бюджеты) по двум и более нацпроектам или же по трем и более мероприятиям в рамках одного нацпроекта – вот тут уже депутатам надлежит "рассмотреть вопрос об ответственности" непосредственно главы.
Отчеты могут быть не полными
И вот здесь на руку главам – "секретность" данной тематики, о которой мы рассказывали в предыдущем материале. Население практически не знает, что делается (а тем более не делается) в рамках нацпроектов, а что - вне этих рамок. Главы районов могут "забыть" в своих отчетах указать один из двух-трех объектов, по которым сорваны сроки, - и ответственность ложится уже не на них, а на условных замов. Ну а "старшие братья", которые имеют доступ к информации о статусе тех или иных программ, могут и не заметить этой "забывчивости": городов и весей в регионе слишком много.
"На бумаге" проекты отчетов на сегодняшний день готовы, их изучают региональные чиновники и местные депутаты – и кое-где уже обнаруживаются досадные пробелы. В частности, саровский депутат Петр Смирнов написал в своем ТГ-канале, что в закрытом городе всего четыре объекта, которые должны преобразиться в рамках нацпроектов. В том числе и очистные сооружения, на которые город получил более 2 млрд рублей и "по которым кассовое исполнение – ноль".
Позже автор телеграм-канала вспомнил, что в Сарове есть еще пятый объект – парк, победивший в прошлом году в конкурсе проектов благоустройства малых городов. Финансирование победителей этого конкурса прописано в паспорте нацпроекта "Жилье и комфортная среда".
"Нам прислали таблицу с кассовым исполнением национальных проектов, и его там нет, - пояснил депутат. – Скорее всего, когда выдавались деньги, они не были покрашены как нацпроектные. Но это не значит, что за них не спросят как за остальные".
Кто именно получит "Неуд"
Помимо Сарова, определенные кадровые решения придется, скорее всего, принять на Бору, где глава Александр Киселев уже извинился перед жителями за срыв сроков при строительстве детского садика. В свете последних событий одних извинений вряд ли будет достаточно. Под ударом также чиновники Ардатовского района: там (а именно в рабочем поселке Мухтолово) были сорваны работ в рамках "Комфортной среды", надзорный орган предъявил претензии пока только к подрядчику. В Арзамасском районе были нарушены сроки ремонта дороги, который входил в нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Вряд ли также спокойно чувствуют себя сейчас чиновники муниципальных образований, куда поступили федеральные средства на модернизацию и строительство очистных. Дело в том, что по "Оздоровлению Волги" (а деньги были выделены именно по этой "нацпроектной" федеральной программе) кассовое исполнение – ноль. По всему региону вообще. Эти города и районы мы уже перечисляли в статье "Мелководье большого заплыва". Помимо Сарова, это Арзамасский, Бутурлинский, Воротынский, Лысковский, Павловский, Ардатовский, Сосновский, Городецкий и Семеновский районы, а также Бор, Нижний Новгород, Первомайск, Дзержинск и Выкса.
Как видим, в особой зоне риска – главы Арзамасского и Ардатовского районов. А также глава Бора. И, само собой, глава Нижнего Новгорода, где и по "комфортной среде" произошел сбой (сорваны сроки по "Дубкам" и Гребному каналу), и по пяти детским садам отставания обнаружилось, а еще и Волга не оздоравливается. А это, заметим, уже три разных нацпроекта.
Интересно, что про эти "срывы" в областном центре вдруг заговорили представители местного отделения ОНФ, "спавшие" до конца осени. Сначала они заявили о нарушении сроков строительства по пяти детским садам, а вчера "проинспектировали" Гребной канал – и выявили, что не выполнен "огромный объем работ".
Вчера же – будто бы в пику "фронтовикам" – состоялось заседание городской общественной палаты, на которой Владимир Панов рассказал об успехах реализации нацпроектов в Нижнем Новгороде. Пришлось, правда, признать, что не всегда есть взаимопонимание с подрядчиками по детским садам – поэтому три объекта (три, а не пять) "в зоне риска". Но нижегородского мэра тут же поддержал представитель федеральной общественной палаты Сергей Рыбальченко (приглашенный, видимо, для усиления): он заявил, что это общие системные проблемы для страны и "надо пересматривать механизм".
В общем, счет в этом соревновании между ОНФ и Общественной палатой пока что 1:1. Правда, если действия палаты вполне понятны (они инициированы непосредственно Пановым, которому надо отбить атаки), то телодвижения "фронтовиков" пока не очень ясны.
"ЕР" поможет с ротацией
“Свою оценку получит каждый муниципалитет или городской округ, - предупредил на совещании в ноябре нижегородский губернатор Глеб Никитин. - Если она окажется неудовлетворительной, то будут приняты самые жесткие решения. Буду последовательным в этом вопросе, даже если самому будет некомфортно”.
Избежать излишнего дискомфорта Глебу Сергеевичу поможет региональное отделение партии власти, которое он недавно возглавил. Мы уже предполагали недавно, что там, где недоработают главы МСУ, их могут заменить руководители успешных партийных ячеек. Вспомним недавний рейтинг районных отделений "ЕР". Ардатовское и Борское отделения - в десятке лучших.
Здесь кадровых проблем быть не должно. В отличие от Нижнего Новгорода: в лидерах рейтинга "ЕР" – только одна ячейка областного центра, Сормовская. Вряд ли, конечно, дело дойдет до вопроса о необходимости поставить кого-то вместо мэра Владимира Панова… Хотя нацпроекты – это такая скользкая тема, что загадывать что-либо трудно. Не случайно, в конце концов, с начала ноября и по сей день Владимир Александрович является предметом жестких информационных атак. Достаточно привести заголовки статей: "В Нижнем Новгороде растет недовольство мэром Пановым", "Над Пановым тучи ходят хмуро", "Мэру Нижнего Новгорода прочат публичную порку" - и так далее. Как видим, нижегородский градоначальник выведен из зоны комфорта и уже не может контролировать медийное поле
Заказчик этих атак пока не известен. В любом случае, если они предваряют "черную метку", вряд ли Владимир Панов согласится уйти просто так. И не только он. Наверняка некоторые главы МСУ захотят остаться на насиженных местах – даже если "косяки" с нацпроектами будут налицо. Глава региона отправить их в отставку права не имеет, если дело не касается нецелевого расходования средств (а банальный срыв сроков, если даже речь идет о нацпроектах, – не тот случай).
"Беловский" вариант
С юридической точки зрения Глеб Никитин может лишь порекомендовать главам сложить полномочия. А вот дума легко может сместить главу МСУ. Поэтому отчитываться чиновники будут, согласно никитинскому поручению, перед представительными органами, и "неуды" ставить будут именно депутаты. И выражать недоверие главам (в случае, если те не уйдут добровольно) придется тоже им.
Но везде ли будет выражено это недоверие? Ведь в определенных районах и городах Нижегородской области (в частности, в Нижнем Новгороде, в Сарове, а также в Арзамасском, Вознесенском, Вадском, Лукояновском, Дальнеконстантиновском районах) – "ручные" думы, подконтрольные главам. Как быть Никитину, если при очевидных проколах с нацпроектами чиновники на местах окажут сопротивление, и депутаты их поддержат?
Вот тут не исключено применение "силового сценария", который два года назад был разыгран в Нижнем Новгороде. Когда глава (на тот момент) городской администрации Сергей Белов не захотел добровольно уходить в отставку и напомнил Никитину, что сместить его могут лишь депутаты, его вызвали в администрацию президента. Там Сергею Викторовичу что-то такое сказали (или показали), что, видимо, произвело на него впечатление, и он сразу сложил полномочия.
Скорее всего, похожие методы будут применены к "сопротивляющимся": наверняка на каждого из них в компетентных органах имеется "папочка" (кстати, на днях как раз истек срок уплаты налогов). Единственное что – с ними не будут так церемониться, как с Беловым.
Так что в обозначенных выше районах в самое ближайшее время могут появиться свежие претензии правоохранительных и надзорных органов в адрес ответственных (вернее, безответственных) товарищей.
Ответственность никто не отменял. Но важно, чтобы это было объективно, чтобы репрессии не затронули тех, кто просто подвернется под горячую руку или кого выберут в качестве жертвы по разнарядке.
Да и вообще, "репрессивного" сценария очень не хотелось бы. Вряд ли он будет способствовать нормальной работе системы.
Собственно говоря, если бы эта система работала четко и без сбоев, если бы было адекватное взаимодействие между уровнями власти внутри вертикали (как того хочет Владимир Путин), с реализацией нацпроектов было бы все хорошо. И не нужно было бы искать виновных.
Фото: ИА "Нижний Сейчас"
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.