"Газпром": есть ли люди среди "абонентов"?

Недавно у нас была публикация о деятельности ОАО "Теплоэнерго", которая заключается в вытягивании сверхприбыли из населения. Ремонт сетей, забота о жителях и прочие мелочи для этого "монстра" не на первом месте. К большому сожалению, это типичное поведение всех монополистов, в руках у которых и ресурсы, и рынок. В этот раз мы наведем фокус на "Газпром Газораспределение Нижний Новгород" (ГГР НН). Эта организация, не имея конкурентов, поставляет в многоквартирные дома важный природный ресурс, дающий людям тепло и пищу. Это предполагает социальную ответственность. Но на деле и эта организация ведет себя "по-монопольному". Она перекрывает вентиль за долги, за отсутствие договора на обслуживание газового оборудования и за непонятные утечки, не особо вникая в проблемы людей. Но даже когда договор на обслуживание заключен, плиты, котлы и колонки в домах нижегородцев продолжают приходить в негодность. И никому до этого дела нет…

Забота о населении

Газ – особый ресурс, это стратегический резерв России, основа нашей экономической безопасности. А неправильная его эксплуатация связана со смертельной опасностью. Поэтому социальная ответственность у поставщика этого ресурса  должна быть особая, повышенная. Это и забота о безопасности газового хозяйства, и забота о населении.

Поставщик газа должен научиться видеть в "абоненте" прежде всего Человека, у которого есть свои проблемы и свои (пусть порой и неверные) понятия о благополучии.

В СССР, хоть интересы государства ставились там выше интересов личности, так и было. Газовая служба заботилась о безопасности жителей и подчеркнуто регулярно обходила дома и квартиры с проверками оборудования и вентиляции. Если у оборудования заканчивался срок службы, или был хоть малейший намек на неисправность, газовики добивались ремонта и замены. И их слушались – и жители, и ЖЭК, и чиновники.

Каждый раз делалась отметка в специальной абонентской книжке, и жилец знал, какие работы будут делать и когда к нему придут в следующий раз.

Эта забота была принудительной (да и выбрать другую обслуживающую организацию гражданин не мог), но она была. И она была включена в общий тариф за газ.

Рыночный удар

С победой в нашей стране рыночных отношений все это рухнуло. Теперь каждый собственник жилья должен выбрать одну из множества обслуживающих организаций и заключить с ней договор. Да еще и платить за это надо отдельно.

Но у нас такой менталитет, что сами мы нипочем не сделаем первого шага навстречу безопасности. Договоры заключили единицы, и газовое оборудование в большинстве квартир не обслуживается уже несколько лет. Массовые сбои в работе сильно постаревшего советского хозяйства, отравления угарным газом и взрывы – вот результат игр в свободу выбора.

Поведение газовиков тоже изменилось после перестройки. Они уже не часть государственной машины, как "при совке". Они монополисты на рынке поставок ресурса, а несколько лет назад еще и на рынке обслуживания внутридомового газового оборудования. А для монополиста главное – извлечение прибыли. Все остальное отодвигается на второй план. В том числе и качество услуг, и забота о благополучии потребителя.

Мог бы "Газпром" развернуть в Нижнем Новгороде информационную кампанию, чтобы жители знали, как не отравиться угарным газом? Наверное, мог бы. Но эта кампания стоит денег, а их у монополиста на эти цели нет. Могла бы эта организация устроить ежемесячные проверки газового оборудования в домах и квартирах? Наверное, могла бы. Могла бы она помочь людям с заменой старых плит, колонок, котлов, труб? Наверное…

Но до вчерашнего дня даже обходы жилых площадей устраивались раз в три года. Это – ни о чем. Сейчас их сделали раз в год. По этой причине обслуживание подорожало, и это может отпугнуть тех немногих потребителей, которые еще находятся в договорных отношениях с ГГР НН.

Что это за обслуживание?

- Они приходят мыльной водой смазать вот это соединение и вот это соединение. Это все, что входит в их обязанности, – рассказывает житель, недовольный высокой платой за так называемое техническое обслуживание.

- А ко мне никто не приходил, - говорит пожилая нижегородка, у которой допотопная колонка, - договор заключила и все было понятно, что они вот в таком-то месяце придут ко мне. Но они не пришли.

- А я пять лет не могу добиться от них покраски трубы их на доме. Каждую весну кормят завтраками, - написала в Фейсбуке нижегородка Татьяна Грачева.

Отсутствие нормального обслуживания газового оборудования – беда жилого фонда Нижнего Новгорода. Жители вместе с их плитами, колонками, котлами и трубами внутри домов брошены на произвол судьбы. Никаких вложений в газовую инфраструктуру многоквартирных домов "Газпром" не проводит.

Эксплуатация всего этого хозяйства становится все более рискованным делом.

Цена и качество

Но сегодня рынок обслуживания газового оборудования не "заражен" монополией. В городе есть другие фирмы, готовые осматривать трубы внутри домов. К их обслуживанию тоже есть вопросы, не всегда оно качественное: мелкие организации часто ориентируются в своем поведении на монополиста, который воспринимается многими как эталон. Но у этих мелких фирм хотя бы ценник ниже. Если бы их услуги лицензировались и контролировались, было бы понятнее, но сегодня этого нет.

Поэтому домоуправляюще компании и товарищества собственников жилья уходят от ГГР НН и заключают договоры с более дешевыми фирмами. Какая разница: одна организация будет ходить, в лучшем случае, раз в год и смазывать соединения мыльной пеной или другая? Вопрос только в стоимости таких услуг. Кстати, практика показывает, что мелкие организации охотнее идут навстречу ДУКам и ТСЖ не только в цене, но и в наборе услуг, и в качестве предоставляемых услуг.

Показательные акции?

И чем больше таких случаев ухода управляющих организаций от "Газпрома", тем чаще аварийная служба отключает дома из-за неплатежей, отсутствия договоров на обслуживание в квартирах и утечек.

Как сообщили нам в домоуправляющих компаниях Нижнего Новгорода, буквально до сентября этого года были отключения лишь в отдельных квартирах. Но до перекрытия трубы целому многоквартирному дому не доходило. Это, ведь, практически ЧП, особенное зимой.

В течение сентября поставщик газа разослал жителям уведомления об отключениях, и со второй половины сентября газ начал пропадать в многоквартирных домах. С того момента по сегодняшний день отключено уже более 150 МКД.

Что это? Показательная "силовая" акция? Намек для жителей и домоуправляющих компаний на то, что пора заключать договор на обслуживание именно с ГГР НН?

Странный радиус

Председатель ТСЖ Михаил Швыганов уверен, что это именно спланированная акция по принуждению к сотрудничеству. По его словам, около месяца назад в один из домов его товарищества пришли люди из "Газпрома" и предложили заключить договор на обслуживание газового оборудования. А потом, после отказа, оба дома этого ТСЖ были отключены при загадочных обстоятельствах. Житель вызвал в квартиру газовиков, потому что плохо работала колонка.

- Мне ответили, что по закону они обязаны проверить все в радиусе 50 м. Но до дома напротив, который они тоже отключили, более 60 метров, а вот до дома №7, который не отключили, всего 25 метров. На это они просто промолчали. Тогда спросил, а почему они без приглашения проникли в подъезды, делали какие-то замеры без сотрудников ТСЖ и отключили без предупреждения? Если вы производили замеры газа в подъездах, то в каждом подъезде есть стенд с телефонами сотрудников ТСЖ, в том числе и мой. Они ответили, что это не их обязанность звонить и предупреждать, - передает свой разговор с газовиками председатель ТСЖ.

А были ли утечки?

- Я позвонил в ООО "Газораспределение Нижний Новгород", с кем у нас заключен договор на обслуживание общедомового газового оборудования. Через час приехала наша компания ООО "Газораспределение Нижний Новгород". Ее сотрудники сделали опрессовку в подъездах, никаких утечек не выявили, - продолжает Михаил Швыганов.

Странное дело: одна организация утечки выявила, другая не выявила. Председатель ТСЖ уверен, что в действительности их не было.

Отключения продолжаются

Еще год назад ТСЖ Швыганова имело договор на обслуживание газового оборудования с ГГР, и тогда никаких утечек и отключений не было. Прошел год – и вдруг появились. Неужели за год все испортилось? Или обслуживание с самого начала было слабеньким? Или дело вообще не в состоянии оборудования, а в том, кому именно платит ТСЖ?

В настоящее время дома товарищества подключены к газу. Но в других домах Нижнего Новгорода отключения в связи с утечками продолжаются.

- Вот так, друзья, в 21 веке рэкет активно процветает. Делаются фейковые фото с прибором и отключают дома от газа, а потом выставляют счета за включения и предлагают заключить договор так называемое комплексное обслуживания навечно. Если бы мне кто вчера сказал, я бы не поверил этому, пока не случилось это с нами, - констатирует Михаил Швыганов.

А, может, и не в деньгах дело? А в желании скрыть, что годами "техническое обслуживание" газового оборудования на домах выполнялось лишь в мыслях и фантазиях газового монополиста. Как те "утечки" в ТСЖ Швыганова…

Кстати, в домоуправляющих компаниях Нижнего Новгорода говорят, что чаще всего отключения происходят в тех домах, где по инициативе ДУКов проводится усиленная диагностика общедомового хозяйства, в том числе труб. Но, несмотря на это, ДУКи уверяют, что намерены усилить работу по диагностике.

Все эти примеры - свидетельство того, что у газовой службы все сложно с повышенной социальной ответственностью. Ее поведение – типичное поведение монополиста, и это большая проблема. Как для нее, так и для населения вообще.

Эти проблемы уже невозможно решить без существенных изменений, главным из которых должно стать создание реальной, честной и контролируемой государством конкуренции на монопольном рынке услуг газоснабжения и обслуживания газового оборудования. Только тогда можно будет разглядеть в "абоненте" Человека.

Фото: mrgnn.ru