Мы часто вспоминаем героя романа 90-летней давности Остапа Бендера, и каждый раз убеждаемся: на фоне нынешних российских деятелей и даже целых государственных институтов и корпораций "великий комбинатор" и его 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения – просто семечки. Разве могут сравниться бендеровские аферы с нижегородскими дорожными «конкурсами», с хронически невыполняемой программой капремонта или столичной идеей «реновации»? Сюда же можно добавить многочисленные «допы» страховых компаний, закошмаривание бизнеса проверками, душащий дальнобойщиков проект «Платон» - да мало ли еще испытаний выпадает нашему народонаселению! Не отстают от общего тренда и газовики.
Многим нижегородцам уже знакомы вот такие суровые предупреждения от «Газпром Межрегионгаза Нижний Новгород». В них абонентам настоятельно рекомендуется до 30 мая заключить договор о техобслуживании и ремонте газового оборудования, иначе – кары небесные.
Заключать такие договоры рекомендуется, как видим, с уполномоченной организацией, а их список рекомендовано искать почему-то на сайте Госжилинспекции. Живо представляется, как типичная пенсионерка шустро скроллит мышкой, раскапывая в недрах указанного сайта заветный список. Мы пробовали – поверьте, это непросто!
Поэтому на практике работает старое доброе «сарафанное радио», которое рекомендует людям идти заключать договор… в другое подразделение того же «Газпрома»!
Вот один из таких «офисов» компании «Газпром газораспределение Нижний Новгород» на улице Аксакова. Одно окошко в здании проходной – и длинная очередь «потребителей услуги», которая не расходится даже на время обеденного перерыва.
- И что, все за договорами стоят? – бросаем мы вопрос в толпу. В ответ сумрачные кивки головой.
- У них одно подразделение на три района – вот и очереди. А что делать, будем стоять! – говорит самая словоохотливая женщина.
Фотографируем закрытое окно, привычного ко всему охранника – и покидаем этот «офис» с массой вопросов к контролирующим органам.
В Роспотребнадзоре «Нижнему сейчас» подтверждают, что жалобы на навязанную услугу поступают и к ним тоже. Проблема только в том, что по закону эту услугу нельзя считать навязанной. В доказательство нам приводят длинный перечень ссылок на разные нормативные акты, но вполне достаточно и финального вывода.
Из официального комментария Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:
«Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с обслуживающей организацией не является навязыванием дополнительных услуг потребителям, так как заключение договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования с обслуживающей организацией предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации».
Считается, что эти договоры нужны, потому что еще в 2005 году из тарифа на газ были исключены расходы на содержание и ремонт оборудования. Решено это было «кем-то наверху», потребителя, конечно, не спросили. Как не спрашивают и сейчас, требуя дополнительных расходов.
А что думают антимонопольные органы? Ведь по сути людей пугает отключениями одно подразделение «Газпрома», а успокаивает (за деньги) другое. Но и здесь по закону не придерешься – формальная конкуренция есть.
Ирина Кошелева, начальник отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС:
- Нарушений антимонопольного законодательства не усматривается. Договор может быть заключен с любой специализированной организацией. Это может быть «Газпром газораспределение Нижний Новгород», самая крупная организация – но есть и иные специализированные организации, которые работают на территории Нижегородской области. Это список постоянно актуализируется и пополняется. Найти их можно – мы их находили. Не обязательно на сайте Госжилинспекции, можно и просто по объявлению, по рекламе.
Но с рекламными объявлениями нужно быть аккуратнее, предупреждают в Роспотребнадзоре.
Из официального комментария Управления Роспотребнадзора:
«Под видом специализированной организации часто предлагают свои услуги неизвестные лица, представляющиеся сотрудниками различных газовых служб, рекомендуют либо установить дополнительное оборудование на газовые трубы, либо поменять газовые плиты, которые «плохо работают». Потребителям необходимо внимательно ознакомится с документами представителей, разрешениями на право заниматься указанными видами деятельности, прейскурантами, условиями предлагаемых договоров и не торопиться с принятием решения, взвесив необходимость приобретения того или иного товара или работы (услуги)».
Получается, кругом сплошные угрозы и подводные камни. И зачем нужно было вычитать расходы на ремонт и обслуживание газового оборудования из тарифа? Чтобы плодить новых и новых остапов бендеров? Но и газпромовские подразделения не лучше – нынешняя ситуация сохраняется уже не первый год. Вместо пресловутой «заботы о клиенте» газовики привычно практикуют рассылку угроз с последующим маринованием людей в очередях. Часто абонентам, заключившим многолетний договор, уже на следующий год приходят новые предупреждения – то есть и учета нормального тоже нет! Такое вот «национальное достояние»…