Всю минувшую зиму жители одного из многоэтажных домов на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде наблюдали, как неизменно дважды в день их сосед поднимался на чердак дома. Наблюдали с сочувствием. Потому что и они были отчасти заложниками ситуации. Им тоже было не до "любования рассветами и закатами" с роскошной набережной столицы закатов.
Вопросов выше крыши
Сосед забирался туда, чтобы выливать из корыта воду, натекавшую с только что (!) отремонтированной кровли. И примечательно, что это "ноу-хау" ему посоветовали не попутчики в трамвае, а сами сотрудники Фонда капремонта (ФКР), под чьим контролем и ответственностью, собственно, и производился ремонт. Подвергать критике ФКР – общее место, однако сейчас мы затронем тему шире.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, сказал классик. И быть свободным от общественных проблем тоже. В текущей обстановке, какие бы бравурные речи и заверения, что все идет по плану, не опускали на головы населения властители и их медиа-рупоры, невозможно не видеть системный разлад в сфере ЖКХ. Все стараются, но получается не очень. Критика работы ФКР превысила все возможные границы.
ТСЖ или ДУК могут построить 10 чудесных лавочек в вашем дворе. Но туда не сядут ни пенсионерки, ни дети, потому что, например, за спиной у них высится гора невывезенного мусора. Но у регоператора, скажем, нет топлива или грузовиков. Чистить двор тоже некому: уменьшилось число трудовых мигрантов.
Шквал коммунальных аварий по всей стране не обошел минувшей зимой и Нижний Новгород. Ремонт и раскопки жители наблюдают и летом, и зимой. И при этом не видно, что у работы есть какая-то системность, начальная и конечная цель.
А между тем на фоне износа инженерных сетей до катастрофического уровня вместо системности нижегородская администрация увлекает людей участием (в том числе с помощью дорогих призов) в программе-конкурсе "Формирование комфортной городской среды". Известный PR-ход: люди, вложившие в какой-то процесс свое участие (мнение, деньги, силы, время) становятся соучастниками действия, компаньонами, а значит не будут критиковать. Что точно работает во власти системно и четко – это PR-технологии по снижению недовольства населения. К тому же мало жителей задаются естественным вопросом: собственно говоря, формировать комфортную городскую среду администрация должна по определению, а не как подарки горожанам на их же деньги. Денег в городе, регионе и стране предостаточно. Как всегда дело в приоритетах.
Тут и там жители жалуются на коммунальные проблемы. Но дальше "нерадивости" отдельных чиновников, коммерческих структур или конкретных исполнителей внимание и освещение не распространяется. Однако массовость и системность этих проблем заставляют задуматься о неоднозначности тезисов о вине отдельных исполнителей. Анекдот про сантехника и "смену системы" как никогда актуален.
Несмотря на бытовой характер коммунальных бед, они рано или поздно приобретают социальные, а затем и политические последствия. Одними проектами ФКГС недовольство населения не удержать.
В качестве примера – несколько цитат из заявлений горожан, которыми располагает наша редакция. Это заставляет задуматься именно о системном кризисе.
Есть ли управа на ФКР?
Председатель СМКД №19 по Верхневолжской набережной Татьяна Грачева рассказывает подробно о том, как Фонд капремонта не выполнил надлежащим образом ни один из трех пунктов работ: капремонт крыши, которого добились по суду; ремонт фасада, замена козырьков над подъездами.
С самого начала работ, как пишет Грачева, подрядчик уверял, что поводов для волнения быть не должно. Но вот уже третий год жители дома пытаются заставить ФКР устранить недостатки, а в некоторых случаях признать ошибки проектирования и переделать работы.
По ее словам, именно из-за ошибки в проекте над одной из квартир постоянно льет вода, особенно зимой. "Приходила куча комиссий [...] однако недостатки не устранены и по сей день. Крайним в этой ситуации делают управляющую компанию", – пишет председатель совета дома.
В чердачные окна вставлены стекла, а не жалюзийные решетки, из-за чего там образуется парник. Из-за этой и еще нескольких ошибок атмосферные осадки попадают в кирпичную кладку: пошли серьезные потеки в двух подъездах. А в самом начале статьи мы рассказали о жителе этого дома, вынужденном дважды в день выливать воду из корыта на чердаке.
Председатель дома перечисляет массу недостатков, выявленных после капремонта фасада, которые так же ведут к разрушению дома. А козырьки над подъездами по изначально неверному проекту сделаны слишком длинными. В результате повреждения их грузовиком один пришлось демонтировать, а другие отходят от анкеров и висят опасно над головами жителей и прохожих.
По словам председателя дома, ФКР "в многочисленных беседах признавал, что проект неверен, но ничего не делает для исправления ситуации".
Мусорная реформа не получилась
Председатель правления ТСЖ "Плетневское" Наталья Большакова сообщает о том, что регоператор по вывозу ТБО "Нижэкология-НН"с весны 2023 года систематически не выполняет условия договора, ссылаясь на невозможность подъезда, причем не только в части вывоза мусора, но также по обслуживанию и замене сломанных контейнеров.
Председатель совета дома по улице Агрономической Эльвира Нечаева сетует на мусорную проблему. На территории нескольких многоэтажек стоят контейнеры для КГМ (крупногабаритного мусора) и для обычного мусора ТКО (твердых коммунальных отходов). Вывоз из контейнеров КГМ не проводится с осени 2023 года, а из обычных вывозится не ежедневно.
"Заявки передавала неоднократно в "Нижэкологию" и ДУК Советского района", – пишет возмущенная председатель.
Благоустройство не для всех
Жительница поселка Черепичный Наталья Назарова пишет, что местные жители в течение 10 лет не могут добиться от администрации Приокского района решения вопроса с уличным освещением. Общественный транспорт в поселок ходит редко, детям зимой приходится возвращаться домой из школы пешком в полумраке.
"...Но никто ничего так и не делает, а тем временем по телевидению постоянно показывают новые отремонтированные, благоустроенные микрорайоны. А нам остается только лишь мечтать", – жалуется Наталья.
Проблемы социальные
Наконец, есть и такие, далеко не редкие, социально-бытовые вопросы, которые не могут решиться в ныне существующих законодательных жилищных нормах. А значит, должны выноситься на обсуждение депутатами и общественными организациями с целью внесения новых законов или пересмотра существующих для защиты прав жителей на здоровую среду и полноценное пользование своей собственностью. Жуткая история описана председателем совета одного из домов по улице Фруктовой Ольгой Кудашкиной.
Из-за одной соседки три подъезда девятиэтажки страдают от полчищ тараканов. Хозяйка квартиры живет замкнуто и не допускала никого, не соглашалась на дезинсекцию. С невероятным трудом удалось привести к ней дезинсектора. Квартира представляла из себя настолько ужасное зрелище, что ни одна клининговая компания не соглашалась на работу. Воды в квартире не было, унитаз не работал, а тараканье гнездо свисало с потолка, как люстра.
При этом никто не предположил бы асоциальность хозяйки: она выглядит адекватной, работает бухгалтером. Ольга Кудашкина ставит в своем письме вопрос: чем виноваты несчастные жители дома?
"Соседка одинока, в недавнем прошлом потеряла мать. Возможно ли, что в условиях тяжелой психологической потери она частично перестала воспринимать реальность?"[…]
Автор ставит вопрос о необходимости разработки алгоритма помощи попавшим в беду людям со стороны социальных служб. Необходимы продуманные подходы, особенно если квартира в собственности. При этом она обращает внимание, что такие вопросы нельзя решать жесткими административными мерами: "Вся история, произошедшая в доме наших героев, должна и в числе прочего учить нас человечности".
Пожалуй, человечности и внимания нужно больше во всей жилищно-коммунальной сфере. Решение системных проблем должно быть ориентировано на права граждан и собственников вне зависимости от политических целей и условий.