"Атаки перед выборами, отчет губернатора Никитина, преобразования в Арзамасе", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Атаки на Россию перед выборами Президента. Ответ Владимира Путина
Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института ПСУ Андрей Самсонов: Участившиеся атаки БПЛА на объекты нефте- и газопереработки и хранения в России не имеет смысла рассматривать с военной точки зрения. Это элемент отчасти экономической, но в еще большей мере социально-психологической войны. Главная цель – показать уязвимость критически значимой для страны промышленности и инфраструктуры, попутно "поиграв" на нервах региональных властей и населения накануне выборов. Экономические последствия, исходя из предварительной оценки нанесенного ущерба и начавшихся биржевых ценовых движений, будут незначительными. В любом случае, с учетом российских возможностей в нефтепереработке, вызвать сколь-нибудь серьезные последствия для топливного рынка внутри страны вряд ли удастся.
Не так однозначно выглядит ситуация в социально-психологической сфере. Явный расчет на недовольство населения и слабость власти, которая не смогла предотвратить и защитить, приведет к совершенно иным последствиям. Даже в условиях разделенного идеологически и неопределившегося с перспективами будущего общества, что было в конце 90-х – начале 2000-х. Террористические атаки сформировали запрос на жесткий военный ответ и наведение внутреннего порядка в стране. В современных условиях, и это подтверждают многочисленные опросы, реакция общественного мнения будет для организаторов крайне неприятной. Сразу после первых атак на российскую территорию военное и политическое руководство страны получило от общественного мнения карт-бланш на практически любые действия в отношении Украины, от точечных ударов до "закатывания в асфальт". И пока эта тенденция только усиливается, предоставляя значительную свободу маневра в принятии решений.
Именно в контексте существующих и вероятных внешнеполитических угроз, возможных решений и действий в сфере безопасности, следует рассматривать новое обсуждаемое интервью нашего президента Владимира Путина. Даже та часть, которая касалась демографии и социальных программ, была сформулирована именно в этом ключе. Никакого противоречия в этом утверждении нет, достаточно прочитать подписанный президентом 2 июля 2021 года Указ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Обеспечение достойного "качества и уровня жизни" населения, соблюдение принципов социальной справедливости и снижение уровня социального неравенства в обществе рассматриваются в этом документе в качестве основных условий успешной реализации стратегии.
"Россия не на перепутье, она на стратегическом пути своего развития, и со своего пути не свернет" - это главный лейтмотив всего интервью. И если "перепутье" подразумевает неопределенность и зависимость, в том числе и от внешних обстоятельств, то стратегический путь определяет политику и формирует новую реальность. В интервью было достаточно жестко и откровенно указано, что избежать "лобового столкновения" с Россией страны "коллективного Запада" могут лишь при условии изменения собственной политики. Фактически, Россией сформулированы условия, при соблюдении которых будет обеспечена безопасность страны. И в отличие от прошлых лет, эти условия требуют не "бумажных" договоренностей и гарантий, а должны базироваться на реальном изменении ситуации "на земле". Вместо мирового порядка "основанного на правилах", когда пишет и трактует правила одна сторона, в интервью были предложены отношения, основанные на долгосрочных гарантиях, имеющих материальную основу.
Показателен, с этой точки зрения, сюжет об африканской политике России. Путин убедительно продемонстрировал, что происходит, когда Россия начинает играть по тем самым "неписанным правилам" и трактовать их в свою пользу, копируя традиционную риторику западных лидеров. В основе "порядка на правилах" лежало военное и экономическое превосходство. Оно утрачено, точнее, больше не является подавляющим. Собственно, ключевое предложение "коллективному Западу", содержащееся в интервью, это переход от прежней однополярной системы безопасности к системе взаимных гарантий, обеспечивающих реальную безопасность участников. Россия демонстрирует готовность к переговорам и прекращению конфронтации исключительно на этих принципах.
Региональная тема – Губернатор Глеб Никитин отчитался за 2023 год
Сергей Раков, директор ИА "Нижний сейчас":
Во вторник уходящей недели губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отчитался за работу в 2023 году, выступив с докладом о социально-экономическом развитии региона. На Нижегородской ярмарке послушать и поаплодировать собралась так называемая элита региона. Хотя отчет был посвящен итогам 2023 года, но в докладе почти "через слово" использовалось сравнение показателей с нарастающим итогом за шесть последних лет. Именно столько Никитин управляет нашим регионом. Странная черта многих руководителей рассматривать период своей ответственности только в рамках периода своей работы. С одной стороны это объяснимо — отчитываться надо за свою работу, с другой — как будто с их приходом поменялась "политика партии", отвергнуто прошлое, изменены приоритеты, начаты смелые и результативные экономические реформы и так далее. К слову в экспертном сообществе "пожимают плечами" почему до сих пор не опубликована обновленная стратегия региона, которая актуализировалась в период выборов и была одной из векторов в предвыборной кампании губернатора.
Тем не менее статистика показателей, использованная в отчете, впечатляет. По некоторым позициям регион выглядит даже лучше общероссийских показателей. Регион занимает высокие места во всевозможных рейтингах. Города области удостоены различных титулов и званий.
Неожиданным прорывом назвал Никитин привлечение к региону внимания федерального центра. Важно, что сегодня область участник всех федеральных программ и пользуется всеми возможностями развития. Практически по всем показателям в регионе рост. Вообще у обывателя не должно складываться ощущение, что в стране и в регионе в частности существуют проблемы с бюджетом. Судя по планам, которые мы слышим на федеральном уровне ресурсов в стране более чем достаточно. И озвученные Никитиным реализованные дела и мероприятия, а также планы развития области тому подтверждение. К примеру, в 2023 году на поддержку участников СВО и их семей потрачено более 11 млрд рублей, на восстановление инфраструктуры подшефных районов ДНР — 4,5 млрд рублей. На мой взгляд, самое перспективное и стратегическое заявление сделал Никитин о том, что новый мост через Оку уже законтрактован и в ближайшее время область войдет в контракты по северному и восточному обходам Нижнего Новгорода с новым мостом через Волгу.
О проблемах, которые не решены, Никитин говорил мало. Ну, это и понятно — для проблем нужны рабочие совещания, а не свет софитов и телекамеры. Одну из озвученных проблем Никитин преподнес тоже с слегка анонсируемым решением. Это многочисленные разбитые прилегающие дороги в ареоле строительства трассы М-12. Но губернатор сказал, что регион своими силами уже начал ремонтно-восстановительные работы и при этом упомянул какое-то готовящееся федеральное решение. Значит лоббистские возможности губернатора работают, значит центр готовится дать денег на восстановление.
Кстати, главным Никитин назвал не цифры и рейтинги. Главное по его мнению – это комфорт жизни, а точнее, всеобщее коллективное ощущение этого комфорта, а в лучшем случае– счастья, которое комбинирует в себе чувства гордости, воодушевления, безопасности, понимания стабильности и веры в качественное будущее. Сложновато, конечно жить с таким тезисом сейчас, но надо. Негативных событий в регионе достаточно, но отчет губернатора Никитина, который сейчас не побоюсь сказать находится на пике своей политической формы, в целом воспринят позитивно. Отчет добавил положительного в информполе и подкрепился кредитом доверия от нижегородцев не только к губернатору, но и ко всей государственной системе.
Муниципальная тема – Продолжаются преобразования в Арзамасе
Владимир Хрыков, политолог: Освящен колокол звонницы Спасо-Преображенского мужского монастыря в Арзамасе. Также начинает работу новый детский сад и открыт Центр культурного развития, на площадях которого разместятся городской Дом культуры и Детско-юношеская спортивная школа. Инфраструктурное развитие Арзамаса не может не радовать, поскольку он является главным центром южной части Нижегородской области и являлся большим индустриальным городом в местности, преимущественно сельской. Арзамас находится на транспортной развязке, а сейчас вблизи его проходит федеральная трасса Москва — Казань.
В советские годы Арзамас являлся крупнейшим промышленным центром РСФСР: Приборостроительный завод, Машиностроительный завод, Завод ТемпАвиа и другие, входили в костяк советской оборонной индустрии. С 2003 года в Арзамасе началась активно развиваться программа "Золотые купола" по возрождению всех церквей в городе. Тем самым город начал приобретать новые смыслы и уходить от индустриальности к своей царской истории.
В настоящее время Арзамас-Дивеево-Саров объединены в один туристический кластер. Это приносит ощутимые деньги в инфраструктурное развития города и его территорий, но какая перспектива этого пути пока предположить сложно.
Российский политик Юрий Крупнов современный подход развития малых городов назвал превращением в "выставочные игрушки" и сказал буквально следующее: "Неизменным плюсом является то, что федеральный центр, наконец-то, обратил внимание на малые города и занялся их благоустройством. Тем не менее это не является пространственным развитием страны. В регионах продолжается колоссальная деиндустриализация".
Объективно оценивая ситуацию, можно понять Губернатора области Глеба Никитина, которому важно исполнение федеральных программ и в целом их притягивание в регион, что он как управленец и делает. Вопрос государственной стратегии и приоритетов остается в руках федерального центра и вот о чем думает Москва - большой вопрос.
Я помню Арзамас с 2006 года, когда впервые побывал там. И конечно, инфраструктурно, он сильно преобразился. Тот центр, который был, сейчас не сравнить с тем, что стало. Тот же музей Гайдара, строительство нового здания которого, в свое время, хотели секвестировать и только благодаря слаженной работе общественников и депутатов Законодательного собрания, удалось этот вопрос быстро остановить, стало центральным элементом центра города. Можно отметить и ремонт в музыкальном колледже Арзамаса и многое другое. Но важно помнить и о доходной части, а это промышленность. Более чем 30 возрожденных храмов необходимо содержать, и это огромные деньги. Тем более сейчас город Арзамас и Арзамасский район объединены и это дает новые возможности для округа, но готов ли это понимать мэр города?
При всей возрождающейся красоте, я хочу еще раз напомнить, что в годы СССР Арзамас был всесоюзным индустриальным городом, будем ли мы заниматься промышленностью сейчас, пока у меня лично - большой вопрос? По моему мнению, мы должны идти к 22 веку, а не возвращаться в 19 век.