Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов за 19 – 23 июня

23 июня 2023 в 17:54

"Речное судоходство на контроле Путина, бедовая "Карта Победы", нижегородская мэрия довела до убытков ГУК и готовит ее ликвидацию", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 19 по 23 июня 2023 года.

ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема - развитие речного судоходства в РФ на контроле Путина

Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов за 19 – 23 июня

Александр Суханов (Фото: Патриоты Нижнего)

Политолог Александр Суханов: 20 июня 2023 года под председательством президента Владимира Путина было проведено совещание по вопросам развития речного судоходства. В работе принял участие нижегородский губернатор Глеб Никитин. Он доложил президенту о развитии пассажирского судоходства в регионе.

Сегодня практически для всех очевидно, что внутренний водный транспорт является неотъемлемой частью всей транспортной системы России. Развитие речного судоходства определено Транспортной стратегией до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Как справедливо заметил Глеб Никитин, реализация стратегии имеет огромное значение для Нижегородской области, поскольку учитывает развитие всех видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного.

Важность этих вопросов определяется тем непреложным фактом, что общая протяженность внутренних водных путей РФ составляет почти 102 тысячи километров. Вклад водного транспорта в развитие экономики сложно переоценить. По итогам 2022 года внутренним водным транспортом перевезено более 116 миллионов тонн грузов и более девяти миллионов человек.

На текущий момент в России эксплуатируется 12 700 судов, в том числе 1289 пассажирских и более 10 тысяч грузовых судов, включая буксиры, а также более одной тысячи нетранспортных судов. При этом, однако, ежегодно списывается около 150 судов, потребность в строительстве нового флота до 2035 года оценивается более чем в 500 единиц.

Справедливости ради следует отметить, что нижегородский регион одним из первых приступил к поиску оптимальных решений транспортных проблем. Самое главное, пришлось отказаться от попыток решить проблемы путем частичных улучшений. Проблемы развития речного судоходства носят системный характер и могут решаться только путем создания новой системы предоставления транспортных услуг. Из всего многообразия проблем остановимся на пассажирских перевозках. Именно они сегодня определяют степень узнаваемости и привлекательности областного центра.

Нижний Новгород традиционно считается столицей волжского бассейна. Такое его положение было определено еще во времена Нижегородской ярмарки. Глеб Никитин справедливо выделил три основные категории судоходства: внутригородское прогулочное или рейсовое судоходство, пассажирское межгородское и межрегиональное скоростное судоходство и круизные суда.

Регион активно развивает речное судоходство по ряду основных направлений. Сегодня начата реконструкция Городецкого гидроузла для обеспечения сквозного глубоководного судоходства на всем протяжении Волги. Реконструкция городецкого узла нашла отражение в стратегии развития судоходства и находится на прямом контроле президента.

Важным элементом является круизный флот. Это конечно, крупный, трех-, четырех палубный флот. Сегодня средний возраст круизных теплоходов – 51 год, всего их в эксплуатации 129. Круизы, несмотря их высокую стоимость, востребованы у россиян. Поэтому актуальными становятся вопросы строительства новых теплоходов. Нижний Новгород и тут оказывается активным участником.

На базе завода "Красное Сормово" начато производство крупных круизных теплоходов. Первый из них, "Мустай Карим", уже получил признание россиян. Сегодня завершается производство теплохода этой серии "Петр Великий". Параллельно заложен первый из трех судов нового проекта "Карелия" на 180 человек. Столько же вмещает создаваемый для Нижнего Новгорода колесный теплоход, который уже построен, и один строится. Для круизов по Енисею строятся суда на 150 мест. Всего же в постройке сейчас находятся 65 пассажирских судов.

Но приоритетным направлением остается возрождение скоростного пассажирского речного транспорта. Я, как и многие нижегородцы старшей возрастной группы, хорошо помню времена, когда "Ракеты" и "Метеоры" курсировали по Оке и Волге, и народ предпочитал душному автобусу и пыльной дороге поездку по реке – это было и быстро, и комфортно. Самым вместительным среди судов на подводных крыльях был "Метеор", который мог взять на борт более ста пассажиров – тем не менее, и он всегда был заполнен. Поэтому вполне объяснима радость жителей, когда в акватории Нижнего Новгорода снова появились суда на подводных крыльях.

Никитин рассказал Путину о развитии скоростного флота в Нижегородской области, ставшей первым регионом, где три года развивается собственная флотилия под управлением специально созданного оператора. Сегодня производство этих судов уже поставлено на поток. В то же время для организации постоянного пассажирского сообщения, как в границах региона, так и на всей территории волжского бассейна, региону требуется 25 "Метеоров" и 51 "Валдай".

Плюс к этому добавляется речной прогулочный катер "Соталия" – все это составляющие развития речного пассажирского транспорта, который дополнит наземный и позволит вывести транспортную инфраструктуру на новый уровень.

В этом смысле можно говорить, что Нижний Новгород не только не отстает от основных тенденций развития речного флота, но и в ряде направлений оказывается пионером в развитии новых направлений. Ну и самое главное, в нашем регионе речной транспорт уже начал вписываться в общую схему общегородского пассажирского транспорта.

Региональная тема – недовольство нижегородской "Картой Победы" дошло до дискуссии в региональном парламенте

Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов за 19 – 23 июня

Владимир Хрыков (фото из личного архива)

Политолог Владимир Хрыков: Уже больше месяца в регионе происходят "волнения" по поводу социальной инициативы властей для пенсионеров. Речь идет о спорном удобстве "Карты Победы". Недовольство и недоумение наших уважаемых стариков растет. На уходящей неделе по инициативе КПРФ этот вопрос вышел в дискуссионную плоскость и его обсудили на уровне регионального парламента.

Фракция КПРФ просит губернатора предоставить возможность монетизации "Карты Победы", а также заменить "пустые" бонусы и сомнительной пользы услуги на более нужные. НРО "Справедливой России – за правду" также присоединилось в теме к коммунистам и тоже критикует "Карту Победы".

А вот единственный депутат от партии "Новые люди" Рустам Досаев доволен социальной программой "Карты Победы" и публично обвинил коллег других системных оппозиционных партий в популизме.

Партия "Единая Россия" отмалчивается и в дискуссию в информационном поле не вступила. Видимо, сказать то по существу нечего. За них и за чиновников публично пока выступает один Досаев.

А теперь предлагаю разобраться в вопросе подробнее. Сайт министерства социальной политики дает нам разъяснение о том, что такое "Карта Победы": это персональная пластиковая карта, предназначена для приобретения билетов на посещение культурных и спортивных мероприятий и пользования товарами и услугами по программам лояльности на территории Нижегородской области, например, в торгово-сервисных и фармацевтических предприятиях региона. Участниками программы могут стать ветераны Великой Отечественной войны (инвалиды и участники), узники концлагерей, вдовы (вдовцы) участников Великой Отечественной войны, а также лица, получившие нагрудный знак "Дети военного времени". Проект реализован при содействии заинтересованных органов власти и техническом обеспечении государственного автономного учреждения Нижегородской области "Центр координации проектов цифровой экономики". Номинал карты равен одной тысяче рублей, денежные средства рассчитаны на один год, баланс будет пополняться в начале каждого года. Воспользоваться программами лояльности можно с 1 февраля 2023 года. Карта действует бессрочно".

Из выше указанного текста мы видим несколько интересных фактов: "Карта Победы" – это нижегородское изобретение, ее номинал 1000 рублей на год, проект реализуется при содействии заинтересованных органов власти, то есть этот проект не категоричен для реализации этими самыми органами власти.

Я соглашусь с высказыванием Татьяны Гриневич, о том, что "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Название "Карта Победы" очень амбициозное и, как я полагаю, правительство области, изобретая этот проект, хотело отработать для федерации новую модель соцподдержки ветеранов. И это логично в ситуации новой избирательной кампании губернатора. Такой способ давно практикуется на федеральном уровне, когда заинтересованным губернаторам могут предложить за свой счет отработать что-то новое: это может быть в рамках работы в Госсовете, а может совершенно неформально. И этот способ достаточно удобен, учитывая масштаб страны и многие законодательные сложности использования федерального бюджета. Но именно поэтому к проекту нужно отнестись с особой серьезностью, ведь ветеранов Великой отечественной войны и подобных им категорий людей старшего поколения осталось мало, и они нуждаются в реальной помощи, а не рекламно-политических уловках.

А теперь перейдем к пункту 2 наших интересных фактов – номинал 1000 рублей и некие скидки. Лидер Нижегородского отделения КПРФ Владислав Егоров указывает, что в Нижнем Новгороде в программе лояльности больше всего магазинов сети "Мясновъ". В Дзержинске и Кстове кроме этих магазинов других торговых организаций в перечне нет. При этом "Карта Победы" в данном случае дает не скидку, а только бонусы по карте магазина. Нижегородские коммунисты подсчитали, что для покупки за бонусы 200 граммов котлет ветеран ранее должен приобрести 6 кг тех же котлет. И таких странностей не мало. Ну, простите великодушно, но заниматься диким маркетингом на этой теме - аморально. То есть внесение даже самого подобного механизма в программу этой карты является аморальным и не профессиональным поступком. Что, по моему мнению, свидетельствует о том, что люди, которые разрабатывали эту программу, мало представляют о том, что такое Великая отечественная война и какой ценой люди старшего поколения в ней победили и как потом восстанавливали огромную страну! Может быть, их стоит вернуть за парты школы, где они изучат заново этот материал? А еще лучше, свозить их в город Волгоград на "Мамаев курган" и в "Дом Павлова"… И тогда они, возможно, поймут весь цинизм своих действий.

И в заключение, я бы хотел сказать, что неформально началась избирательная кампания в Нижегородской области и, наверно, политики хотят привлечь к себе внимание, но сущность этой программы настолько НЕ победна, что я не знаю, как мог бы адекватный человек промолчать. Недавно на федеральном уровне прошла информация, что в выборных регионах "разрешат" системной оппозиции в меру критиковать проекты власти. Если мы сейчас видим реализацию этого тезиса, то ситуация вдвойне не красива. Надеюсь, что уже весьма опытный нижегородский губернатор Глеб Никитин обратит внимание на эту дискуссию в региональном парламенте, обществе и СМИ. Правильно ее воспримет, сделает выводы и выправит ситуацию. Это в его силах. Очень бы хотелось, чтобы после выборов в его новом составе правительства присутствовали заместители и министры с более здравомыслящими позициями.

Муниципальная тема – администрация Нижнего Новгорода довела до убытков Городскую управляющую компанию и готовит ее ликвидацию

Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов за 19 – 23 июня

Александр Марков (фото из личного архива)

Политический обозреватель Александр Марков: Нижегородская мэрия решила до конца города ликвидировать неэффективное МП "Городская управляющая компания", которое обслуживает более 200 домов 5-6 категории. По словам городских чиновников, при выручке в 2022 году 25 млн рублей расходы предприятия составляют 43 млн. Забавно, но совсем недавно депутатам Думы докладывали, что данное предприятие за тот же 2022 год показало 11 млн рублей прибыли. Нескладушечки? Да нет, если подходить к прибыли как плоду воображения бухгалтера.

Фактически предприятие живет за счет муниципальных субсидий, при этом управляет деньгами настолько неэффективно, что вынуждена показывать "бумажную" по своей сути прибыль при реальных убытках, получать обязательства по налогам на реально отсутствующую прибыль и как следствие "попадать" на арест расчетных счетов.

Вроде бы решение ликвидировать МП в свете неэффективности и требований федерального законодательства правильное. Но что взамен? А взамен нам предлагают ООО "Городское управление домами", учредителями которого являются АО "Теплоэнерго" и МП "Инженерные сети". Дьявол в деталях, со слов все тех же городских чиновников новая компания будет не управлять домами, а всего лишь обслуживать их, а значит не нести риски лицензионных штрафов. Такая система допустима законодательством в домах, где не более 30 квартир. Собственно, к таковым и относятся дома 5-6 категории. Нюанс заключается в том, что обязанность по ремонту в этом случае будет лежать полностью на плечах жителей, так же, как и "разборки" с ресурсоснабжающими организациями.

Вгонять жителей 224 домов в дополнительный стресс в год выборов губернатора и меньше чем за год выборов первого лица страны чревато. Это потребует серьезной разъяснительной работы, а в условиях цейтнота, в которые попадает власть в период электоральных процессов, потребуются дополнительные денежные средства, чтобы "залить" проблемы. Подчеркиваем не решить, а именно "залить".

Как долго проработает ООО "Городское управление домами", тоже непонятно. Официально компания в прошлом году показала 1 млн убытков, в позапрошлом – 1,4 млн. Это дает основания предположить, что, несмотря на смену юридического лица, экономическая модель работы с домами не сильно поменялась, а значит, на выходе мы получим дальнейшее субсидирование деятельности предприятия без привязки к конкретным социальным и экономическим результатам. Логично предположить, что и результат на среднесрочной перспективе у ООО "ГУД" будет такой же, как и у МП.

Порочность экономической модели, кстати, поощряется системой субсидирования, которая избрана в Нижнем Новгороде. Субсидируются не конкретные работы на многоквартирном доме, удовлетворяющие запросы жителей, а деятельность предприятия в целом. Тем самым, каждый работник от слесаря до директора уверен, что ему необязательно быть эффективным, потому что все "косяки" будут покрыты муниципальными деньгами.

Если мэрия не поставит перед профильными чиновниками и руководителями предприятия конкретные показателя эффективности, привязав к их исполнению премиальную часть заработной платы, на выходе будем получать одно и то же: недовольных жителей, предприятие с долгами и кучу неэффективно потраченных субсидий.

Кстати, коллеги из Самары - города по населению и инфраструктуре сопоставимому Нижнему Новгороду давно отказались от стремления стянуть весь "неликвидный жилфонд" в муниципальную управляющую организацию. Там действует система субсидирования частных управляющих компаний, стимулирующая их обслуживать "неликвидные дома", а не сбрасывать их в муниципалитет. С учетом того, что частник показывает большую эффективность чем муниципальные структуры, то и бюджету это в итоге обходится в расчете на один квадратный метр обслуживаемой площади дешевле.