Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, оказывающие влияние на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области, и имеющие долговременные тенденции.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – прогноз международного рейтингового агентства Moody's о влиянии ЧМ-2018 на экономику России и отдельных регионов
Член правления "Минин-центра" Алексей Орехов обращает внимание на главный вывод доклада Moody’s – экономический эффект от чемпионата мира для российских регионов, принимающих соревнования, будет незначительным и кратковременным.
"Главная причина заключается в том, что суммарный эффект от чемпионата мира по футболу на ВВП России в 2013–2018 гг. составит около 900 млрд рублей, что эквивалентно только 1% годового ВВП, при этом речь идет о единовременном эффекте на ВВП и валовые региональные продукты (ВРП), а также на отдельные сферы экономики. Основным бонусом от чемпионата станет транспортная инфраструктура, которая сохранится после окончания турнира. В ходе самих соревнований наибольшую выгоду, согласно отчету, получат аэропорты, транспортные компании, гостиничный бизнес и продовольственные ритейлеры", - подчеркнул он.
Орехов добавил, что важно отметить влияние чемпионата на различные регионы России, принимающие матчи: "Сильнее всего эта выгода будет ощущаться в Мордовии – инвестиции в регион в 2018 году составят более 9,5% всех годовых вливаний. На Москву и Санкт-Петербург придется не более 4–4,5% в общем объеме вложений. В Нижегородской области этот показатель составил чуть выше 3,5%. Слабый эффект от чемпионата объясняется тем, что сектора, которые больше всего выигрывают от этого события (в первую очередь это гостиничный бизнес, торговля и транспорт), не являются ключевыми для экономик регионов, принимающих чемпионат. Однако данный вывод не является очевидным".
"Помимо полученных средств, эффект от чемпионата будет выражаться и нематериальными факторами, но с долговременным последствиями. Для Нижегородской области, как и в целом для России, это возможность продвинуть свой региональный и национальный бренды. Это возможности позиционировать Нижегородской регион как многогранно-развивающуюся территорию. А это в результате даст возможность получать и материальные дивиденды. И сегодня, за две недели до начала чемпионата, об этом надо активно думать нижегородским властям", – настоятельно советует эксперт.
Региональная тема – отчет врио губернатора Глеба Никитина о работе нижегородского правительства в 2017 году
Как заметил член правления "Минин-центра" Игорь Соловьев, с одной стороны предусматривался стандартный формат и собственно отчет по итогам деятельности предшественника. "С другой стороны, получился вполне интересный доклад, в котором можно выделить три композитные части. Первая – озвученные результаты деятельности, основанные на потенциале Нижегородской области. Вторая – собственно констатация нераскрытия этого потенциала, прежде всего, в инвестиционной привлекательности нашей области, недостаточности использования федеральных возможностей и современных инструментариев динамичного развития. Показателем этого является низкий инвестиционный рейтинг Нижегородской области среди других регионов", - добавил он.
Как уже отмечали эксперты "Минин-центра" последние несколько лет наша область не попадает в двадцатку российских лидеров национального рейтинга состояния инвестиционного климата, при том, что в сравнении с другими регионами имеет лучшие объективные возможности для этого.
"Судя по всему, этот показатель оказался тревожным для Глеба Никитина. Не случайно, что в его отчете прозвучало обещание – по итогам работы 2018 года Нижегородская область должна преодолеть это отставание и войти в топ-20 инвестиционно-привлекательных российских субъектов. И настрой Никитина даёт основания предполагать, что это может стать реальностью. И наконец, третий раздел отчета Глеба Никитина – это будущее Нижегородской области. Были обозначены контуры долговременной стратегии, тезисы которой на прошедшей неделе Глеб Никитин озвучил", - продолжил Соловьев.
"Приоритет, который вызывает особые эмоции Никитина – активизация инвестиционной активности и перевод региональной экономики на пятый технологический уклад с кейсом всех необходимых приложений". Эта третья часть выступления Глеба Никитина смотрелась нестандартно в рамках привычного отчета. При этом для воплощения амбициозных планов необходима система – командная структура, способная заниматься непосредственной реализацией. Пока у Глеба Никитина этого в полной мере нет, а создание параллельных структур, таких как "Корпорация развития Нижегородской области", проблему сразу не решает. А это не менее важно, чем кластерное проектирование", – заключил эксперт.
Муниципальная тема – проведение в Нижнем Новгороде экологического форума "Зеленый Нижний 2020"
По словам председателя "Минин-центра" Вячеслава Гуськова, на прошедшем 29 мая форуме самым проработанным был доклад мэра города Владимира Панова. "Явно чувствуется опыт работы заместителем председателя комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. С таким руководителем и настроем областной центр действительно может значительно "позеленеть". Работа же форума по площадкам вызвала смешанные впечатления – отмечает эксперт "Минин-центра".
"С темой "экопросвещения" все понятно – это важно, но необходимо встраивать обучение в существующие программы и дисциплины, не организуя дополнительных курсов и предметов, что, как правило, приводит к расходу средств и времени. Площадка, посвященная раздельному сбору мусора, была самой многочисленной и респектабельной по своему составу. Хотелось бы надеяться, что ее плодотворная работа приведет к снижению тарифов на вывоз и утилизацию ТБО для населения. Дополнительные надежды связаны и с приходом на этот рынок регионального оператора. Тему "Экокарта" можно было совместить со столом "Эковахта/экопатруль", так как без "экопатрулей" не будет "экокарты", а без "экокарт" не будет логического завершения деятельности "экопатрулей", - считает Гуськов.
Он добавил, что, видимо, организаторы решили дать выговориться знаковым модераторам. "В этих направлениях очень важно, чтобы работали искренние экологи, в противном случае есть возможность использовать данный инструмент, как элемент давления на предприятия со всеми негативными последствиями. По итогам работы стола "Озеленение города" можно сделать два основных вывода. Первое – при озеленении необходимо стремиться к городу без открытого грунта, в таком случае не будет канцерогенной и аллергенной пыли. Второе – в этой работе надо опираться на различные формы местного самоуправления, прежде всего, такие как территориально-общественное самоуправление (ТОСы). Без реально действующих институтов общественного самоуправления программа массового озеленения Нижнего Новгорода в целом не заработает", – делает вывод эксперт.
Источник: НИА "Нижний Новгород"
Фото: НИА "Нижний Новгород"