Эксперимент "выделенка": как раскачать транспортную лодку в отдельно взятом городе

Тут все принялись писать петиции да открытые письма по поводу выделенной полосы на проспекте Гагарина. Одни просят ее убрать и прекратить забавный эксперимент, поставленный мэрией над жителями города и пригорода. Другие просят ее сохранить и даже клонировать: почему бы, скажем, не сделать еще одну выделенку в обратную сторону? Или, допустим, еще отдельную полоску для велосипедов, у нас же цивилизованный европейский город… Мы, знаете ли, тоже страсть как любим строчить всякие открытые письма. Поэтому присоединимся, пожалуй, к этому шуму-гаму с особой полосой. Наша петиция будет посвящена уникальному опыту по встряске населения путем транспортного эксперимента. Опыт этот, безусловно, пригодится другим регионам: если кому-то из наших соседей захочется замутить инновацию типа выделенки, должен же он знать, как точно не надо делать! Ну а поскольку речь идет о других регионах, обратимся-ка мы… Нет, не к Путину, это слишком банально (к тому же Владимир Владимирович уже загружен корреспонденцией), а к главе администрации президента Антону Вайно.

УВАЖАЕМЫЙ АНТОН ЭДУАРДОВИЧ!

В южной части нашего города есть единственный проспект, который соединяет Нижний Новгород с южными же районами области – такими, как Богородский, Павловский, Арзамасский и так далее. Назван этот проспект в честь первого космонавта СССР Юрия Гагарина. К сожалению, скорость движения транспорта по нему далека от космической. Все дело в том, что жители уже названных нами южных районов региона постоянно норовят попасть по своим делам в областной центр, из-за чего проспект Гагарина уже много лет как стоит в бесконечных пробках.  Хотели было нижегородские власти соорудить дорогу-дублер, еще при прежнем губернаторе Шанцеве хотели, да денег что-то все не найдут.

В Москве, как известно, подобные проблемы быстро решаются строительством метро, но мы не Москва, у нас даже на несчастный дублер средств не хватает.

До поры до времени автомобилисты данный расклад понимали и молча терпели все эти "южные" заторы. Но сейчас, когда над ними поставлен эксперимент,  когда появилась выделенная полоса, а возможность нормально проехать по проспекту (и без того низкая) фактически исчезла, люди, мягко говоря, взбудоражены. Таким образом "точа кипения" возникла там, где ее, в общем-то, не было.

Началось все с того, что у мэра Нижнего Новгорода Владимира Панова возникло благородное (тут мы нисколько не ехидничаем) желание изменить "больную" транспортную ситуацию в городе в лучшую сторону. В частности – путем применения западноевропейского опыта по выделению  специальных полос для общественного транспорта. В теории это прекрасно. Но если взять европейскую практику, то выделенные полосы делаются на широких дорогах, предусмотренных для них. К тому же параллельно с ними (и даже до их ввода) делаются развязки, путепроводы, тоннели с эстакадами – чтобы все участники движения двигались быстро и без заторов. В конце концов, перед выделением специальной полосы делаются экспертные анализы, просчеты и так далее.

Вот тут администрация Нижнего Новгорода решила пойти другим путем. А именно – попробовать делать выделенки на уже существующих дорогах, не делая ни дублеров, ни тоннелей и так далее. Авось, прокатит?

Сначала короткую выделенку сделали перед Московским вокзалом – чтобы такси и вообще легковые автомобили не мешали автобусам, высаживающим пассажиров на остановке.

Эксперимент "выделенка": как раскачать транспортную лодку в отдельно взятом городе

Сейчас такси мешают автобусам на выезде с этой выделенной полосы, но, по крайней мере, хуже не стало.

Вдохновившись этой удачной пробой, мэрий решилась на более серьезный эксперимент, опять-таки не удосужившись провести предварительную аналитическую работу, не говоря уже о строительстве развязок.

На этот раз опыт заключался в том, чтобы сделать уже более длинную выделенку – на участке с интенсивным движением. И вот как назло, в качестве подопытной дороги был выбран тот самый проспект Гагарина, где и без всякой выделенки были заторы и где прежде всего нужен дублер. Чиновники мэрии могли бы выбрать для эксперимента другую дорогу – например, улицу Родионова, по которой губернатор ежедневно ездит на работу и обратно, но потренироваться решили, так сказать, на кошках.

31 мая Владимир Панов объявил об организации выделенной полосы на проспекте Гагарина, а 1 июня она уже была запущена.

Жители микрорайона "Щербинки", равно как и жители сразу нескольких южных районов области (а многие из них работают в Нижнем Новгороде) сразу ощутили на себе все прелести этого эксперимента. По выделенной полосе свободно "забегали" автобусы с маршрутками, остальные же полосы просто встали. Люди предсказуемо занервничали.

Через неделю, 6 июня, появилась петиция против выделенной полосы – сегодня ее подписали около 4100 человек.

Эксперимент "выделенка": как раскачать транспортную лодку в отдельно взятом городе

Это жители города и пригорода, которым приходится ездить по проспекту Гагарина на своих личных авто. Помимо всего прочего, они написали, что с появлением выделенки для них "наступил страшный сон".

Дальнейшие события показывают, как мэрия пытается решить проблему в виде появившейся выделенки не путем ее устранения, а путем изобретенных на скорую руку манипуляций. Эксперимент все-таки.

7 июня пиар-служба мэрии сходила конем: был распространен релиз о том, как быстро теперь стал ходить общественный транспорт.

Время прохождения по участку с выделенкой сократилось с 20 до 9 минут, шутки ли?

С этим конечно, никто не спорит, но вот как теперь медленно двигаются другие машины?

Автомобилисты, между тем нервничать не перестали, и 10 июня в интернете появилась альтернативная петиция – за выделенную полосу. Ее подписали около 1000 человек.

В ней пешеходы (а может быть и сами затеявшие это все чиновники, кто знает) просят не только оставить выделенку, но и сделать то же самое на других дорогах города. "Да, наверное, автомобилистам стало менее удобно, – пишут они. – Но автобус вмещает до 90 человек, а личный автомобиль – четверых, причем, большинство водителей ездят вообще в одиночку. Приоритет, на наш взгляд, очевиден".

Эксперимент "выделенка": как раскачать транспортную лодку в отдельно взятом городе

Таким образом, помимо того, что появилось и окрепло стандартное недовольство транспортным коллапсом, произошло еще и столкновение лбами автомобилистов и "безлошадных" пассажиров общественного транспорта.

Между тем, ни бодрые сообщения о космических скоростях автобусов, ни альтернативная петиция проблему не сняли. Пробки (а с ними и пресловутое социальное напряжение) как были, так и есть. Поэтому городская администрация пустилась изобретать (эксперимент же все-таки) что-то новенькое для снижения накала.

"Мы увидели некий дискомфорт, - признался заместитель главы Нижнего Новгорода Роман Колосов – поэтому мы должны его исправить".

11 июня Роман Колосов заявил, что выделенная полоса будет действовать только по будням. Установили соответствующие знаки, но быстро стало понятно, что народ перемещается из пригорода в город и обратно не только  выходные.

15 июня проблему выделенки обсудил с жителями министр транспорта региона Вадим Власов. Он разделил озабоченность автомобилистов и пообещал, что полосу … отрегулируют. Как именно – см. ниже.

Вадим Власов договорился также с жителями, что они будут встречаться раз в неделю и – мониторить полосу. Вдруг там пробок все-таки станет меньше?

17 июня нам было объявлено, что: в середине проспекта Гагарина будет введено реверсивное движение; выделенка будет превращаться в обычную полосу по будням рано утром.

И 18 июня мэрия сообщила, что на проспекте Гагарина запустят «зеленую волну» из 12 светофоров.

Таким образом, городская администрация не признает, что введение выделенки без предварительной подготовки и проработки – банальная ошибка. Мэрия упорно ведет нас к светлому цивилизованному будущему и продолжает экспериментировать – как с массовым сознанием, так и с дорожной ситуацией. Одна лишь проблема – заторы остаются, и  подопытные массы не собираются почему-то успокаиваться.

Интересно, какая мера будет следующей? Может быть, по выделенке запретят ездить только иномаркам? Надо же как-то поддерживать отечественный автопром…

Уважаемый Антон Эдуардочвич! Считаю, что эксперимент сей, безусловно, заслуживает Вашего внимания, всестороннего изучения и даже взятия на вооружение. Прошу дать ему оценку и разослать эту историю по регионам в качестве пособия. Если устроить транспортную инновацию в виде выделенной полосы захочется еще какому-нибудь российскому чиновнику, он должен знать, чего точно делать не следует.