Два года Панову: новации множатся, кадры бегут

Сегодня у Владимира Панова особенная дата: ровно два года назад он официально вступил в должность главы Нижнего Новгорода. Оценивая деятельность Владимира Александровича за этот период, мы в первую очередь можем охарактеризовать его как неистового новатора. Действительно, сегодняшний мэр инициировал множество таких преобразований, которые и не снились в самых страшных снах его предшественникам. Регулярные встречи с жителями, усиленный пиар, собственная (но все же пока общественная) палата, цифровые удары по снегу и транспортным проблемам,  закупка автобусов в лизинг, соседские центры, и вишенка на торте – присоединение Новинок. Ну как не полюбить такого мэра? Остается только удивляться, почему доверие к нему нижегородцев, согласно соцопросам, снижается, а квалифицированные кадры, имеющие опыт и даже некий авторитет, бегут из серого дома как крысы с тонущего корабля. Может, как раз от лавины новаций они и бегут? А тут еще, как назло, бюджетные дыры нарисовались… Не складывается, в общем, радужная праздничная мозаика. Вернее, ее при желании можно сложить, но отнюдь не на радужной матрице.

Антиснег и просто снег

Напомним, Владимира Панова "продвинул" в мэры Глеб Никитин -  изначально это была губернаторская креатура. Именно ради Владимира Александровича, ради его безопасной и эффективной работы на новом посту, было совершенно много ключевых метаморфоз - например, произошел возврат одноглавой модели.

Пройдемся вкратце по городским новациям, появившимся в результате этой работы. В первую очередь это, конечно же, новации виртуальные: как-никак, по вертикали спущен (причем чуть ли не из главного в стране кремля) курс на цифровизацию. Владимир Александрович этот курс поддержал и как мог развил – не случайно одним из немногих его заместителей стал "айтишник" Алексей Карапузов. Есть в этом что-то от классики фантастического жанра: комфортная, безоблачная "виртуальщина" создается как альтернатива той проблемной реальности, с которой поневоле приходится сталкиваться жителям.

Возьмем хотя бы сервис "Антиснег", где нижегородцы могут пожаловаться на обилие осадков, не убранных вовремя с дорог города. Группа в соцсетях с таким названием существовала и ранее, но как административный сервис это одна из чисто пановских инноваций, популярных в зимнее время года. И есть даже положительные отзывы о ее работе: некоторые счастливые пользователи рассказывают, что вот не успели они ввести данные, как тут же до них добрался спасительный трактор, разгребающий сугробы. Но это – те, кому повезло. В целом же реальная ситуация, как мы уже рассказывали, не столь оптимистична: снегоуборочной техники в распоряжении города стало меньше (в январе феврале 2019 года было 350 единиц, а в 2014 году – 606, то есть почти в два раза больше), число дворников также сократилось. Поэтому что ни снегопад – то заторы, сколько бы электронных сервисов мэрия ни придумывала.

Причем проблема не только с теми дворниками, которые раскалывают наледь кирками, но и с теми, кто должен убирать мусор на площадях/дорогах/остановках, то есть поддерживать в городе элементарный порядок. Судя по тому, в каком состоянии это все находится, рыцари метлы и лопаты куда-то сгинули.

Два года Панову: новации множатся, кадры бегут

Улица Бекетова, декабрь 2019 года. Фото ИА "Нижний Сейчас"

Если раньше глаз отдыхал хотя бы зимой, поскольку грязи под белоснежным покровом не видать, то сейчас, как назло, и осадков-то нет… Может, пора сервис "антимусор" запускать?

Умные остановки и безумный транспорт

Самое заметное цифровое преобразование – это, несомненно, "умные остановки", которые наконец-то заработали (и это удивительно, потому что при Шанцеве, например, уличные девайзы очень быстро выходили из строя по причине сбоев ПО).  Поначалу они слегка пугали своим металлическим блеском, зато у них есть крыша, а теперь они еще и засветились, и рекламу крутят, и показывают, когда ближайший автобус и куда на нем можно доехать… Здорово, правда? Безусловно, здорово и трендово. Мэру Панову за эту "умность" мы бы поставили пятерку, если бы не одно "но".   Как только инновационные остановки заработали, в очередной раз были упразднены некоторые маршрутки, а муниципальные автобусы закупили пока еще далеко не в таком количестве, чтобы эти потери компенсировать. Отсюда время ожидания общественного транспорта на проблемных линиях резко увеличилось. Только если раньше пассажир стоял и не подозревал, что ближайший автобус придет через 55 минут, то теперь ему это показывают на привлекательном светящемся табло.

Как видим, "цифровые" новации Владимира Панова – это важные, но дополнительные опции систем, призванных решать те или иные проблемы… Беда только в том, что сами эти системы, по сути, не созданы и не отработаны – поэтому проблемы остаются и даже усугубляются, несмотря на расцвет "виртуальщины".

Не цифрой единой

Разумеется, одной только "цифрой" преобразования не ограничиваются. В июне 2018 года мэр заявил, что городская администрация переходит на новый тип работы – проектный – и уже якобы готовы 82 проекта… Но где они (вернее, их реализация) сегодня?

Со старательностью и со свойственным ему креативом Владимир Александрович воспринял еще одну спущенную "сверху" установку – на чуткость к населению вообще и к общественности в частности.

Например, в Нижнем Новгороде создана своя общественная палата –орган, насыщенный активистами, призванный "рузруливать" острые конфликтные  ситуации и решать актуальные городские проблемы. Все было бы, опять-таки, замечательно, если бы не положение о данном органе, которое трансформируется отнюдь не в сторону демократичности. Теперь состав городской ОП формирует отнюдь не общественность, а власть – мэрия и дума Нижнего Новгорода. Кроме того, с недавних пор в палату могут попасть только представители официальных НКО. Представителям не оформленных в минюсте общественных движений (таких, как "Дронт" и Союз попечительских советов парков) вход туда теперь закрыт. А это значит, что данный орган будет состоять исключительно из людей, лояльных городской администрации. Ну и деятельность его будет, соответственно, сводиться к общественной поддержке инициатив мэрии. Собственно говоря, это давно уже происходит. Не случайно в минувшей году городская общественная палата занималась такими важными вопросами, как тренинги личностного роста, перенос дня города и подготовка к празднованию данного события.

Миллионы на соседей

Еще одна форма взаимодействия городской власти с обществом – автономные некоммерческие организации (АНО), учреждаемые мэрией и существующие за счет городского бюджета. Наиболее известная – "Институт развития городской среды", эта "аношка" выслушивает жалобы и пожелания жителей по поводу реализации программы "Формирование комфортной городской среды". Что, как известно, отнюдь не исключает разнообразных косяков с благоустройством общественных пространств. Но есть и более специфические и малопонятные образования – такие, как "Редевелопмент исторической застройки" и "Территориальное общественное самоуправление". Последнее АНО отличилось недавно созданием "Соседских центров" – это такие помещения на базе ТОС, которые были отремонтированы за несколько бюджетных миллионов. В них будут собираться на чаепития члены ТОС и прочие "соседи".

Два года Панову: новации множатся, кадры бегут

Один из открытых недавно соседских центров. Фото: нижнийновгород.рф

Что же касается той общественности, которая способна указать  власти на реальные городские проблемы, то она оказалась на задворках диалога нижегородцев с городской администрацией. Владимир Панов окружил себя как мог лояльной общественностью, которая, как городская дума, будет поддерживать все его шаги. Вот например, присоединение Новинок – самый, пожалуй, резонансный и неоднозначный шаг Владимира Александровича. Понятно, что таким образом свои обязательства по поддержке дольщиков выполняет губернатор. Но зачем городу, который не может справиться с ремонтом собственных коммунальных сетей и с собственной дорожной сетью, дополнительные задворки (к тому же еще и не достроенные)? Вопрос, как говорится, интересный, но его "правильная" городская общественность, конечно же, не задала.

С точки зрения мэра все это, наверное, хорошо и удобно. Но неужели наш город настолько богат , чтобы тратить бюджетные миллионы на его дополнительную общественную поддержку? И куда податься нижегородцу, который недоволен отсутствием разметки на дорогах или, допустим, безобразной работой общественного транспорта? В Соседские центры?  Вряд ли его там поймут…

Исходы чиновников из мэрии

Между тем, игра мэра Панова с общественностью – это игра в одни ворота. Сколько бы активисты (и лояльные, и не очень) ни упрашивали Владимира Александровича сохранить зоопарк "Мишутка" – он (в смысле Владимир Александрович) оставался непреклонен. То же самое касается сквера на Прыгунова , Новинок и парка "Швейцария". По всем этим территориям  мэр, встроенный во властную вертикаль, не отличается гибкостью и желанием идти на компромисс.

Возможно, в этой особенности Владимира Панова  – оставлять свою позицию неизменной и продвигать ее во что бы то ни стало – кроется текучка кадров, которой "болеет Серый дом на протяжении двух последних лет.  Напомним, из мэрии за это время ушли десантированные из областной команды тяжеловесы – такие, как "транспортник" Александр Герасименко, Иван Носков и Анатолий Молев. Потом покинул свою должность Леонид Самухин, выбранный уже непосредственно Пановым. А на днях стало известно, что увольняется председатель КУГИ Светлана Помпаева – опытнейший специалист, проработавший долгие годы в правительстве Московской области. И это, по всей видимости, не конец.

Чиновники  - причем подчас далеко не рядовые, компетентные и опытные – чего-то не выдерживают, "ломаются" и уходят. Кто-то не выдержал, например, проверки на полиграфе, которую Владимир Александрович, по слухам, затеял среди своих подчиненных год назад. Но это еще не предел: поговаривают, что градоначальник обращался в контрольно-надзорные органы с просьбой проверить деятельность некоторых структур городской администрации.

Нельзя, конечно, исключать такого варианта, что и Панова чиновники чем-то не устраивают, что он таким образом подбирает кадры, с которыми можно сработаться… Но формировать команду целых два года – это, простите, перебор.

Впрочем, есть еще один вариант. Кадры поставляются в городскую администрацию по инициативе Глеба Никитина, который "делится" ими, делая рокировки в областном правительстве или же "выписывая" специалистов из других городов. Глебу Сергеевичу, понятное дело, интересно было бы иметь в мэрии побольше своих людей, ничего необычного в этом нет. Так вот, не исключено, что именно это и не нравится Владимиру Панову, который хотел бы проводить собственную кадровую политику. Именно в этом может быть истинная причина постоянных увольнений чиновников из серого дома. А это уже – намек на конфликт между губернатором, за которым в Москве стоят определенные силы, и мэром, за которым тоже стоят столичные силы, причем совсем другие.

В конце концов, покойный Никита Исаев не просто так наведывался в Нижний Новгород, выступая с критикой Панова. Не случайно и некоторые СМИ буквально "топили" мэра перед отчетом по нацпроектам.

Но Владимир Александрович продолжил возглавлять город. И сейчас он стремительно набирает опыт и политический вес: еще чуть-чуть – и он укрепится в кресле мэра окончательно, и просто так уже нельзя будет это кресло расшатать.

Два года Панову: новации множатся, кадры бегутДоктор философских наук, профессор Сергей Кочеров:

"Я делю мэров на хозяйственников (таким был, например, Скляров) и политиков (в чистом виде их в Нижнем Новгороде не было, но соответствующие черты можно было разглядеть в Беднякове и Лебедеве). Что касается Владимира Панова, то он относится к третьему типу – к типу менеджеров, управленцев. У него нет за плечами солидного хозяйственного опыта, на политическую роль он тоже не претендует.  В рамках вертикали, в которую Владимир Александрович встроен, он пытается маневрировать настолько, насколько ему позволяют это делать.

Союз губернатора и мэра – это хорошо, но в таком варианте он предполагает зависимость мэра от губернатора. Фактически Панов может восприниматься как министр областного правительства по управлению Нижним Новгородом. А любому мэру важна самостоятельность – только так нижегородцы будут воспринимать  его как "своего".  Пока этого не происходит, и мэр чувствует себя не уверенно. Более того, если вдруг Никитин в силу последних ротаций в федеральном правительстве вдруг нас покинет, я не исключаю, что вслед за ним уйдет и Панов.

Сегодня все заслуги тандема приписываются именно губернатору, а вот недостатки, с которыми сталкиваются горожане, - мэру. С ним жители не связывают ощутимые позитивные преобразования – да их в городе и нет, кроме, пожалуй, умных остановок. А хотелось бы, чтобы были!

Важно также отметить, что на тот момент, когда Владимир Панов стал мэром, у него не было своей  программы, не были выстроены отношения с депутатами. И у него не было своей команды. Прошло довольно много времени, прежде чем все это появилось. При этом изначально – поскольку своей команды не было – Никитин предлагал ему своих людей. И мэр соглашался с этими предложениями, ибо был ограничен в своих решениях. А сработается он с этими людьми или не сработается – это уже другой вопрос. Вот этим и объясняется текучка кадров в мэрии, которую мы наблюдали в течение последних двух лет".

А отвечать кто будет?

Если исходить из неофициальных разговоров с чиновниками и их окружением, то причины этого бесконечного бегства из мэрии можно обозначить следующие: мэр обладает непростым, так скажем, характером; замыкает все вопросы на себе; предъявляет к подчиненным повышенные требования, что заставляет их работать до позднего вечера; зарплата чиновников не соответствует столь жертвенным трудозатратам.

Есть еще один аспект: пиар городской администрации работает по большей части именно на Панова, он – главный "молодец" во всех позитивных телодвижениях мэрии. И это, наверное, правильно.

Два года Панову: новации множатся, кадры бегут

Вот так выглядела главная страница сайта городской администрации 15 января 2020 года.

Но когда выявляются косяки, готов ли мэр точно так же взять на себя ответственность? Вспомним нашумевший отчет по нацпроектам, грозивший градоначальнику "неудом": косяков накопилось достаточно, и депутаты запросто могли не принять отчет, что послужило бы причиной для последующей отставки Панова.

Так вот, Владимир Александрович предпочел на данном мероприятии не выступать, а предоставил слово подчиненным.

Помимо всего прочего, чиновники сталкиваются с тем, что в мэрии нет четко отлаженных и эффективных систем, благодаря которым они могут решить свои профильные вопросы. Мы уже рассказывали о заморозке передачи муниципальных помещений в собственность инвесторов – это, в свою очередь, негативно повлияло на процесс реализации городского имущества. Уж не из-за этого ли ушла Помпаева?

Бюджетные дыры

Между тем, подобные блокировки и торможения влияют не только на текучку кадров. Они влияют на городской бюджет, который  только чудом может стать профицитным, ибо разрыв между скромными доходами и увесистыми расходами остается в пределах миллиарда.

При этом доходная часть у города могла бы быть больше, если бы внушительные суммы не уходили обратно в область из-за бесконечного срыва сроков. А расходы могли бы быть более адекватными – если  бы город не тратился на те же соседские центры, на фантазийную транспортную программу, на лизинговые платежи вместо прямых закупок автобусов (второй вариант дешевле в два раза) и так далее.

Образовавшиеся в 2019 гоу бюджетные дыры не позволили городу стать поручителем по кредитам для собственного МП "Нижегородпассажиравтотранс". Поручителем пришлось делать "Теплоэнерго" – то есть если что в расход пойдут наши с вами коммунальные платежи.

Но что самое неприятное – эти бюджетные дыры в совокупности с отсутствием эффективных систем не позволяют городу в полной мере реализовать те программы, которые могли бы улучшить нашу с вами жизнь. Это строительство и ремонт школ с детсадами, развитие пассажирского транспорта, ликвидация ветхого фонда, уборка улиц, нанесение разметки на дорогах и так далее.

Нижегородцы практически ежедневно сталкиваются с этими проблемами, и никакая цифровизация не компенсирует им недостаток элементарного комфорта. Не удивительно, что последний (декабрьский) рейтинг мэра Панова не отличается позитивом. Жители просто устали ждать реальных преобразований. И вот тут особо хотелось бы отметить стойкость Панова, который, несмотря на сложившуюся не в его пользу обстановку, продолжает встречаться с жителями Нижнего Новгорода.

Вместе с тем, определенную оценку деятельности Владимира Александровича могли бы дать не только рядовые нижегородцы, но и его предшественники. Но тут мы столкнулись с определенной проблемой. Вадим Булавинов – после "вазелиновой" выходки – вряд ли способен дать адекватную оценку;  с Олегом Сорокиным и Олегом Кондрашовым оперативной связи по известным причинам нет; Сергей Белов, попавший в свое время в сити-менеджеры по "техническим причинам", не вписывается в роль полноценного предшественника мэра. Как, в общем-то, и Иван Карнилин, работавший главой города в паре с Беловым. Интересно было бы мнение Елизаветы Солонченко, но она от комментариев отказалась.

Кстати, каждый из этих персонажей завершил свою управленческую карьеру особенным образом: кого-то бесцеремонно "подвинули", кого-то подставили, а кого-то вовсе посадили. Интересно, по какому пути пойдет сегодняшний градоначальник? Или у него будет какой-то особый путь? Время покажет…

Но как бы там ни было в дальнейшем, сегодня мы поздравляем Владимира Александровича с двухлетием, желаем ему проанализировать ошибки, поработать над ними и вывести город из удручающей ситуации, в которой он пока что находится. Все мы, в конце концов, давно уже хотим, чтобы радужная картина была не только "в цифре", но и на улицах Нижнего Новгорода.

Фото: управление по связям со СМИ администрации Нижнего Новгорода