Сегодня у Владимира Панова особенная дата: ровно два года назад он официально вступил в должность главы Нижнего Новгорода. Оценивая деятельность Владимира Александровича за этот период, мы в первую очередь можем охарактеризовать его как неистового новатора. Действительно, сегодняшний мэр инициировал множество таких преобразований, которые и не снились в самых страшных снах его предшественникам. Регулярные встречи с жителями, усиленный пиар, собственная (но все же пока общественная) палата, цифровые удары по снегу и транспортным проблемам, закупка автобусов в лизинг, соседские центры, и вишенка на торте – присоединение Новинок. Ну как не полюбить такого мэра? Остается только удивляться, почему доверие к нему нижегородцев, согласно соцопросам, снижается, а квалифицированные кадры, имеющие опыт и даже некий авторитет, бегут из серого дома как крысы с тонущего корабля. Может, как раз от лавины новаций они и бегут? А тут еще, как назло, бюджетные дыры нарисовались… Не складывается, в общем, радужная праздничная мозаика. Вернее, ее при желании можно сложить, но отнюдь не на радужной матрице.
Антиснег и просто снег
Напомним, Владимира Панова "продвинул" в мэры Глеб Никитин - изначально это была губернаторская креатура. Именно ради Владимира Александровича, ради его безопасной и эффективной работы на новом посту, было совершенно много ключевых метаморфоз - например, произошел возврат одноглавой модели.
Пройдемся вкратце по городским новациям, появившимся в результате этой работы. В первую очередь это, конечно же, новации виртуальные: как-никак, по вертикали спущен (причем чуть ли не из главного в стране кремля) курс на цифровизацию. Владимир Александрович этот курс поддержал и как мог развил – не случайно одним из немногих его заместителей стал "айтишник" Алексей Карапузов. Есть в этом что-то от классики фантастического жанра: комфортная, безоблачная "виртуальщина" создается как альтернатива той проблемной реальности, с которой поневоле приходится сталкиваться жителям.
Возьмем хотя бы сервис "Антиснег", где нижегородцы могут пожаловаться на обилие осадков, не убранных вовремя с дорог города. Группа в соцсетях с таким названием существовала и ранее, но как административный сервис это одна из чисто пановских инноваций, популярных в зимнее время года. И есть даже положительные отзывы о ее работе: некоторые счастливые пользователи рассказывают, что вот не успели они ввести данные, как тут же до них добрался спасительный трактор, разгребающий сугробы. Но это – те, кому повезло. В целом же реальная ситуация, как мы уже рассказывали, не столь оптимистична: снегоуборочной техники в распоряжении города стало меньше (в январе феврале 2019 года было 350 единиц, а в 2014 году – 606, то есть почти в два раза больше), число дворников также сократилось. Поэтому что ни снегопад – то заторы, сколько бы электронных сервисов мэрия ни придумывала.
Причем проблема не только с теми дворниками, которые раскалывают наледь кирками, но и с теми, кто должен убирать мусор на площадях/дорогах/остановках, то есть поддерживать в городе элементарный порядок. Судя по тому, в каком состоянии это все находится, рыцари метлы и лопаты куда-то сгинули.
Если раньше глаз отдыхал хотя бы зимой, поскольку грязи под белоснежным покровом не видать, то сейчас, как назло, и осадков-то нет… Может, пора сервис "антимусор" запускать?
Умные остановки и безумный транспорт
Самое заметное цифровое преобразование – это, несомненно, "умные остановки", которые наконец-то заработали (и это удивительно, потому что при Шанцеве, например, уличные девайзы очень быстро выходили из строя по причине сбоев ПО). Поначалу они слегка пугали своим металлическим блеском, зато у них есть крыша, а теперь они еще и засветились, и рекламу крутят, и показывают, когда ближайший автобус и куда на нем можно доехать… Здорово, правда? Безусловно, здорово и трендово. Мэру Панову за эту "умность" мы бы поставили пятерку, если бы не одно "но". Как только инновационные остановки заработали, в очередной раз были упразднены некоторые маршрутки, а муниципальные автобусы закупили пока еще далеко не в таком количестве, чтобы эти потери компенсировать. Отсюда время ожидания общественного транспорта на проблемных линиях резко увеличилось. Только если раньше пассажир стоял и не подозревал, что ближайший автобус придет через 55 минут, то теперь ему это показывают на привлекательном светящемся табло.
Как видим, "цифровые" новации Владимира Панова – это важные, но дополнительные опции систем, призванных решать те или иные проблемы… Беда только в том, что сами эти системы, по сути, не созданы и не отработаны – поэтому проблемы остаются и даже усугубляются, несмотря на расцвет "виртуальщины".
Не цифрой единой
Разумеется, одной только "цифрой" преобразования не ограничиваются. В июне 2018 года мэр заявил, что городская администрация переходит на новый тип работы – проектный – и уже якобы готовы 82 проекта… Но где они (вернее, их реализация) сегодня?
Со старательностью и со свойственным ему креативом Владимир Александрович воспринял еще одну спущенную "сверху" установку – на чуткость к населению вообще и к общественности в частности.
Например, в Нижнем Новгороде создана своя общественная палата –орган, насыщенный активистами, призванный "рузруливать" острые конфликтные ситуации и решать актуальные городские проблемы. Все было бы, опять-таки, замечательно, если бы не положение о данном органе, которое трансформируется отнюдь не в сторону демократичности. Теперь состав городской ОП формирует отнюдь не общественность, а власть – мэрия и дума Нижнего Новгорода. Кроме того, с недавних пор в палату могут попасть только представители официальных НКО. Представителям не оформленных в минюсте общественных движений (таких, как "Дронт" и Союз попечительских советов парков) вход туда теперь закрыт. А это значит, что данный орган будет состоять исключительно из людей, лояльных городской администрации. Ну и деятельность его будет, соответственно, сводиться к общественной поддержке инициатив мэрии. Собственно говоря, это давно уже происходит. Не случайно в минувшей году городская общественная палата занималась такими важными вопросами, как тренинги личностного роста, перенос дня города и подготовка к празднованию данного события.
Миллионы на соседей
Еще одна форма взаимодействия городской власти с обществом – автономные некоммерческие организации (АНО), учреждаемые мэрией и существующие за счет городского бюджета. Наиболее известная – "Институт развития городской среды", эта "аношка" выслушивает жалобы и пожелания жителей по поводу реализации программы "Формирование комфортной городской среды". Что, как известно, отнюдь не исключает разнообразных косяков с благоустройством общественных пространств. Но есть и более специфические и малопонятные образования – такие, как "Редевелопмент исторической застройки" и "Территориальное общественное самоуправление". Последнее АНО отличилось недавно созданием "Соседских центров" – это такие помещения на базе ТОС, которые были отремонтированы за несколько бюджетных миллионов. В них будут собираться на чаепития члены ТОС и прочие "соседи".
Что же касается той общественности, которая способна указать власти на реальные городские проблемы, то она оказалась на задворках диалога нижегородцев с городской администрацией. Владимир Панов окружил себя как мог лояльной общественностью, которая, как городская дума, будет поддерживать все его шаги. Вот например, присоединение Новинок – самый, пожалуй, резонансный и неоднозначный шаг Владимира Александровича. Понятно, что таким образом свои обязательства по поддержке дольщиков выполняет губернатор. Но зачем городу, который не может справиться с ремонтом собственных коммунальных сетей и с собственной дорожной сетью, дополнительные задворки (к тому же еще и не достроенные)? Вопрос, как говорится, интересный, но его "правильная" городская общественность, конечно же, не задала.
С точки зрения мэра все это, наверное, хорошо и удобно. Но неужели наш город настолько богат , чтобы тратить бюджетные миллионы на его дополнительную общественную поддержку? И куда податься нижегородцу, который недоволен отсутствием разметки на дорогах или, допустим, безобразной работой общественного транспорта? В Соседские центры? Вряд ли его там поймут…
Исходы чиновников из мэрии
Между тем, игра мэра Панова с общественностью – это игра в одни ворота. Сколько бы активисты (и лояльные, и не очень) ни упрашивали Владимира Александровича сохранить зоопарк "Мишутка" – он (в смысле Владимир Александрович) оставался непреклонен. То же самое касается сквера на Прыгунова , Новинок и парка "Швейцария". По всем этим территориям мэр, встроенный во властную вертикаль, не отличается гибкостью и желанием идти на компромисс.
Возможно, в этой особенности Владимира Панова – оставлять свою позицию неизменной и продвигать ее во что бы то ни стало – кроется текучка кадров, которой "болеет Серый дом на протяжении двух последних лет. Напомним, из мэрии за это время ушли десантированные из областной команды тяжеловесы – такие, как "транспортник" Александр Герасименко, Иван Носков и Анатолий Молев. Потом покинул свою должность Леонид Самухин, выбранный уже непосредственно Пановым. А на днях стало известно, что увольняется председатель КУГИ Светлана Помпаева – опытнейший специалист, проработавший долгие годы в правительстве Московской области. И это, по всей видимости, не конец.
Чиновники - причем подчас далеко не рядовые, компетентные и опытные – чего-то не выдерживают, "ломаются" и уходят. Кто-то не выдержал, например, проверки на полиграфе, которую Владимир Александрович, по слухам, затеял среди своих подчиненных год назад. Но это еще не предел: поговаривают, что градоначальник обращался в контрольно-надзорные органы с просьбой проверить деятельность некоторых структур городской администрации.
Нельзя, конечно, исключать такого варианта, что и Панова чиновники чем-то не устраивают, что он таким образом подбирает кадры, с которыми можно сработаться… Но формировать команду целых два года – это, простите, перебор.
Впрочем, есть еще один вариант. Кадры поставляются в городскую администрацию по инициативе Глеба Никитина, который "делится" ими, делая рокировки в областном правительстве или же "выписывая" специалистов из других городов. Глебу Сергеевичу, понятное дело, интересно было бы иметь в мэрии побольше своих людей, ничего необычного в этом нет. Так вот, не исключено, что именно это и не нравится Владимиру Панову, который хотел бы проводить собственную кадровую политику. Именно в этом может быть истинная причина постоянных увольнений чиновников из серого дома. А это уже – намек на конфликт между губернатором, за которым в Москве стоят определенные силы, и мэром, за которым тоже стоят столичные силы, причем совсем другие.
В конце концов, покойный Никита Исаев не просто так наведывался в Нижний Новгород, выступая с критикой Панова. Не случайно и некоторые СМИ буквально "топили" мэра перед отчетом по нацпроектам.
Но Владимир Александрович продолжил возглавлять город. И сейчас он стремительно набирает опыт и политический вес: еще чуть-чуть – и он укрепится в кресле мэра окончательно, и просто так уже нельзя будет это кресло расшатать.
Доктор философских наук, профессор Сергей Кочеров:
"Я делю мэров на хозяйственников (таким был, например, Скляров) и политиков (в чистом виде их в Нижнем Новгороде не было, но соответствующие черты можно было разглядеть в Беднякове и Лебедеве). Что касается Владимира Панова, то он относится к третьему типу – к типу менеджеров, управленцев. У него нет за плечами солидного хозяйственного опыта, на политическую роль он тоже не претендует. В рамках вертикали, в которую Владимир Александрович встроен, он пытается маневрировать настолько, насколько ему позволяют это делать.
Союз губернатора и мэра – это хорошо, но в таком варианте он предполагает зависимость мэра от губернатора. Фактически Панов может восприниматься как министр областного правительства по управлению Нижним Новгородом. А любому мэру важна самостоятельность – только так нижегородцы будут воспринимать его как "своего". Пока этого не происходит, и мэр чувствует себя не уверенно. Более того, если вдруг Никитин в силу последних ротаций в федеральном правительстве вдруг нас покинет, я не исключаю, что вслед за ним уйдет и Панов.
Сегодня все заслуги тандема приписываются именно губернатору, а вот недостатки, с которыми сталкиваются горожане, - мэру. С ним жители не связывают ощутимые позитивные преобразования – да их в городе и нет, кроме, пожалуй, умных остановок. А хотелось бы, чтобы были!
Важно также отметить, что на тот момент, когда Владимир Панов стал мэром, у него не было своей программы, не были выстроены отношения с депутатами. И у него не было своей команды. Прошло довольно много времени, прежде чем все это появилось. При этом изначально – поскольку своей команды не было – Никитин предлагал ему своих людей. И мэр соглашался с этими предложениями, ибо был ограничен в своих решениях. А сработается он с этими людьми или не сработается – это уже другой вопрос. Вот этим и объясняется текучка кадров в мэрии, которую мы наблюдали в течение последних двух лет".
А отвечать кто будет?
Если исходить из неофициальных разговоров с чиновниками и их окружением, то причины этого бесконечного бегства из мэрии можно обозначить следующие: мэр обладает непростым, так скажем, характером; замыкает все вопросы на себе; предъявляет к подчиненным повышенные требования, что заставляет их работать до позднего вечера; зарплата чиновников не соответствует столь жертвенным трудозатратам.
Есть еще один аспект: пиар городской администрации работает по большей части именно на Панова, он – главный "молодец" во всех позитивных телодвижениях мэрии. И это, наверное, правильно.
Но когда выявляются косяки, готов ли мэр точно так же взять на себя ответственность? Вспомним нашумевший отчет по нацпроектам, грозивший градоначальнику "неудом": косяков накопилось достаточно, и депутаты запросто могли не принять отчет, что послужило бы причиной для последующей отставки Панова.
Так вот, Владимир Александрович предпочел на данном мероприятии не выступать, а предоставил слово подчиненным.
Помимо всего прочего, чиновники сталкиваются с тем, что в мэрии нет четко отлаженных и эффективных систем, благодаря которым они могут решить свои профильные вопросы. Мы уже рассказывали о заморозке передачи муниципальных помещений в собственность инвесторов – это, в свою очередь, негативно повлияло на процесс реализации городского имущества. Уж не из-за этого ли ушла Помпаева?
Бюджетные дыры
Между тем, подобные блокировки и торможения влияют не только на текучку кадров. Они влияют на городской бюджет, который только чудом может стать профицитным, ибо разрыв между скромными доходами и увесистыми расходами остается в пределах миллиарда.
При этом доходная часть у города могла бы быть больше, если бы внушительные суммы не уходили обратно в область из-за бесконечного срыва сроков. А расходы могли бы быть более адекватными – если бы город не тратился на те же соседские центры, на фантазийную транспортную программу, на лизинговые платежи вместо прямых закупок автобусов (второй вариант дешевле в два раза) и так далее.
Образовавшиеся в 2019 гоу бюджетные дыры не позволили городу стать поручителем по кредитам для собственного МП "Нижегородпассажиравтотранс". Поручителем пришлось делать "Теплоэнерго" – то есть если что в расход пойдут наши с вами коммунальные платежи.
Но что самое неприятное – эти бюджетные дыры в совокупности с отсутствием эффективных систем не позволяют городу в полной мере реализовать те программы, которые могли бы улучшить нашу с вами жизнь. Это строительство и ремонт школ с детсадами, развитие пассажирского транспорта, ликвидация ветхого фонда, уборка улиц, нанесение разметки на дорогах и так далее.
Нижегородцы практически ежедневно сталкиваются с этими проблемами, и никакая цифровизация не компенсирует им недостаток элементарного комфорта. Не удивительно, что последний (декабрьский) рейтинг мэра Панова не отличается позитивом. Жители просто устали ждать реальных преобразований. И вот тут особо хотелось бы отметить стойкость Панова, который, несмотря на сложившуюся не в его пользу обстановку, продолжает встречаться с жителями Нижнего Новгорода.
Вместе с тем, определенную оценку деятельности Владимира Александровича могли бы дать не только рядовые нижегородцы, но и его предшественники. Но тут мы столкнулись с определенной проблемой. Вадим Булавинов – после "вазелиновой" выходки – вряд ли способен дать адекватную оценку; с Олегом Сорокиным и Олегом Кондрашовым оперативной связи по известным причинам нет; Сергей Белов, попавший в свое время в сити-менеджеры по "техническим причинам", не вписывается в роль полноценного предшественника мэра. Как, в общем-то, и Иван Карнилин, работавший главой города в паре с Беловым. Интересно было бы мнение Елизаветы Солонченко, но она от комментариев отказалась.
Кстати, каждый из этих персонажей завершил свою управленческую карьеру особенным образом: кого-то бесцеремонно "подвинули", кого-то подставили, а кого-то вовсе посадили. Интересно, по какому пути пойдет сегодняшний градоначальник? Или у него будет какой-то особый путь? Время покажет…
Но как бы там ни было в дальнейшем, сегодня мы поздравляем Владимира Александровича с двухлетием, желаем ему проанализировать ошибки, поработать над ними и вывести город из удручающей ситуации, в которой он пока что находится. Все мы, в конце концов, давно уже хотим, чтобы радужная картина была не только "в цифре", но и на улицах Нижнего Новгорода.
Фото: управление по связям со СМИ администрации Нижнего Новгорода