Духовность по-технократичному

8 декабря 2020 в 07:58

"…Он должен строить церкви; иначе ему грозит забвение" (В.Шекспир, "Гамлет")

 Интересный парадокс: в Нижегородском кремле впервые почти за 100 лет после уничтожения строятся религиозные объекты, а между тем из того же кремля что-то неуловимо исчезло, какая-то важная содержательно-духовная деталь.

Ученые установили… 

Нижегородский кремль все больше наполняется клерикальным духом. Немало споров вызывает строящаяся колокольня на месте утраченного Спасо-Преображенского собора, который был самым первым храмом в истории Нижнего Новгорода и заложен еще основавшим город князем Юрием Всеволодовичем.

В марте на выделенные17,4 млн рублей из внебюджетных источников началось строительство, сегодня идет уже отделка. Освятить новый православный объект должны к 800-летию. Это быстро. Зачастую между окончанием строительства и освящением проходят годы.

Ученые очень удачно установили, что колокольня стояла именно здесь. Повезло ученым. Хорошее место, иначе пришлось бы сносить сквер у мэрии и закрывать ее вид от входа в кремль через центральную Дмитриевскую башню. Правда, это получается к северу от места бывшего собора, а в источниках говорится, что она находилась к западу. Но кто же будет спорить с отечественными учеными, знающими толк в патриотических открытиях?

Не менее скорыми темпами возводится на Ивановском съезде церковь на месте единоверческой (это направление старообрядчества, сочетающее старые обряды с подчинением иерархической юрисдикции Московского патриархата, то есть являющееся неким согласительным течением). Церковь воссоздается в прежних формах. Надо полагать, она уже не будет единоверческой.

Оправданно ли насыщение религиозными объектами общественной светской территории Нижегородского кремля, к тому же в городе, где 120 национальностей и около десятка конфессиональных общин – это вопрос спорный. Но общественного обсуждения он не прошел. Диалог с обществом на тему доминанты содержания в понятии "духовность", как и на тему экуменизма (идея сближения различных религиозных течений в одну общность) в настоящий момент не в патриотических трендах.

Вложения души и средств 

Прежние руководители города были в целом более искренними в сфере духовности и религии. Новые отношения власти и церкви обозначились при губернаторе Немцове. Способствовали этому и сами новые времена, когда во власть пришли новые люди, хорошо знавшие жизнь и людей, а также фигура митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Для экс-мэра и экс-губернатора Ивана Склярова, а также для многих других руководителей региона и города, митрополит Николай, который притягивал душевной открытостью, миролюбием, разумностью, умением примирять и объединять, был другом и духовным наставником. Участие в возрождении храмов считалось делом личного долга и душевной потребностью. Благотворители – и облаченные властью, и бизнесмены – гордились возможностью, не больше, не меньше, содействовать возрождаемым духовным и культовым ценностям веры.

Стоит вспомнить показательные факты. В апреле 2004 года на центральном иконостасе собора Святого Благоверного Князя Александра Невского появились семь новых икон, которые взяли на свое попечение известные нижегородские политики и бизнесмены. Каждый из благотворителей за написание или восстановление "своей" иконы заплатил по 3000 долларов и взял ответственность за ее состояние и, по необходимости, реставрацию. На табличках под новыми иконами было засвидетельствовано, что "сия икона исполнена попечением" такого-то или такого-то. Почетный гражданин Нижегородской области, городов Нижнего Новгорода и Арзамаса Иван Скляров, к тому времени заместитель директора АО "ВолгаТелеком", стал попечителем иконы своего небесного покровителя Иоанна Крестителя, на тот момент губернатор Геннадий Ходырев – образа Спасителя, бизнесмен Павел Солодкий – иконы апостола Павла.

Иван Скляров был награжден государственными наградами и наградами Русской Православной Церкви. Вероятно, тогдашние благотворители повлияли своим участием на то, что прекрасный собор стал в итоге кафедральным, то есть главным храмом города, где служит правящий архиерей.

С середины 2000-х в городской и региональной власти все больше появилось людей из бизнеса. Вера, а подчас и просто набожность, бизнесменов 90-х пришла с ними и во власть. Не обремененные теологическими знаниями и просто чтением Священного Писания, новые деловые люди были по-своему искренни и в благотворительности, и в желании как-то инспирировать в свои дела духовное содержание. В сентябре 2004 года началась сложная реставрация жемчужины Нижнего Новгорода – церкви в честь иконы Божией матери "Знамение" и святых Жен Мироносиц, основанной в Нижнем Новгороде еще в XIII веке. Храм был отстроен в камне в 1649 году, причем были воспроизведены план и фасад прежнего деревянного. В возрождении храма приняли участие промышленники и предприниматели, активная общественность и простые горожане. Сопредседателями попечительского совета храма тогда стали вице-губернатор Виктор Клочай и супруга губернатора Валерия Шанцева Татьяна Шанцева. Знаменский придел храма был отреставрирован и освящен в январе 2012 года. Через 2 года был восстановлен и верхний храм в честь святых Жен Мироносиц.

Этой церкви много помогал и другой бизнесмен во власти экс-глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин. Сорокин также обладает большой историей в своих благотворительных делах.

Духовность по-технократичному

Фото: Нижегородская епархия

 

В июне 2017 года заместитель губернатора Антон Аверин выкупил ранее утраченную икону из частной коллекции для Арзамасского новодевичьего монастыря. Икона Божией Матери "Достойно есть" восстанавливаемого монастыря, основанного еще в 1634 году, была утрачена в 20-е годы ХХ века после закрытия обители. Спустя 100 лет после Октябрьской революции она была найдена в одной из частных коллекций. Антон Аверин выкупил ее за счет личных средств.

А на уже упомянутой выше колокольне у мэрии Нижнего Новгорода, будут висеть колокола с выбитыми именами благотворителей: бывшего вице-губернатора Антона Аверина, экс-депутата гордумы Вадима Агафонов, депутата, тоже бизнесмена, Валерия Анисимова и других.

На въезде в Нижний Новгород со стороны д. Ольгино красуется построенный 5 лет назад

храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Храмовый комплекс в микрорайоне Щербинки-2 объединяет два храма: в честь великомученика и целителя Пантелеимона и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (освящен в 2013 году). Комплекс, как отмечает сайт Императорского православного палестинского общества, председателем Комитета Почетных членов которого является патриарх московский и всея Руси Кирилл, воплотил черты стилей церковной архитектуры Византии и Великого Новгорода.

Духовность по-технократичному

Фото: Нижегородская епархия

"Это, наверное, лучший храм, построенный за сто лет в Нижнем Новгороде, по своему убранству, красоте, по своему решению. Это большой подарок для жителей города, для жителей Приокского района", – отметил митрополит Георгий на освящении храма в августе 2015 года. Он выразил слова благодарности за участие в строительстве церкви ее зодчим и попечителям: главе администрации Нижнего Новгорода Олегу Кондрашову, архитектору Андрею Анисимову, директору РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентину Костюкову, бизнесменам Василию Ситдикову и Дмитрию Аржанову.

Духовность по-технократичному

Фото со страницы Олега Кондрашова в ЖЖ

 У Олега Кондрашова с новым храмом были связаны надежды прежде всего личные. Ранее у него серьезно заболела мать. С надеждой на выздоровление он обещал построить храм именно целителя Пантелеимона. Медицина ли, вера ли – но мама выздоровела, а Кондрашов обещание выполнил. Он стал попечителем от начала строительства до освящения храма и внес немало личных средств. Еще один подобный пример – это строительство несколько лет назад на Зеленском съезде новой церкви – иконы Казанской Божией Матери. Одним из главных попечителей стал не связанный напрямую с Нижним Новгородом непубличный бизнесмен Сергей Габестро, входящий в ближний круг Сергея Кириенко. Также тогда большое участие приняли нынешний губернатор Сахалина нижегородец Валерий Лимаренко и другие. Благодаря этому еще одно сакральное место в городе – площадь Народного единства – связанное с многими эпохальными для города событиями, в том числе Ополчением Минина и Пожарского, обрело законченный исторический, духовный и ментальный контекст.

А в 2012 году, в год 400-летия Ополчения, нижегородские бизнесмены и чиновники помогли РПЦ совершить большое событие: спонсировали литье, транспортировку на корабле из Санкт-Петербурга и установку у собора Невского колокола, ставшего третьим по величине в России. На колоколе выгравированы имена благотворителей. В ходе визита в собор патриарх Кирилл наградил Олега Кондрашова орденом РПЦ имени Преподобного Серафима Саровского II степени. Также были награждены орденами и благодарностями и другие благотворители. Кстати, подсветка собора – идея и отчасти воплощение того же Кондрашова.

Надо заметить, что далеко не всегда благотворительные дела Кондрашова и других широко освещались. Кроме Нижнего Новгорода, они оказывали личную помощь храмам в местах, где никак не было их зоны ответственности: в отдаленных районах области и маленьких приходах. Например, член Совета Федерации от Нижегородской области Владимир Лебедев помог построить новую взамен обветшавшей деревянной церкви Преображения Господня (1784 года постройки) в селе Великовское.

И чиновники, и бизнесмены, не утратившие или желавшие обрести веру, тянулись к общению с духовными пастырями. Сегодня мы наблюдаем иную тенденцию: вектор к духовному контексту взаимоотношений с нижегородской митрополией РПЦ со стороны технократов и в целом всей "осушенной" и обезличенной аппаратной системы Нижегородского кремля минимален. Скорее активный митрополит Георгий, архипастырь с деятельной и менеджерской политикой управления довольно успешно сам выходит на взаимодействие в нужных епархии аспектах.

Но надо отметить, что желание людей, достигших высокого общественного положения, помогать храмам, участвовать в возрождении ценностно-ориентированных основ православия в нижегородском регионе было не просто спонтанным, а можно сказать системным. Системность – конек бывшего полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Ныне Кириенко заместитель главы президентской администрации. Почти 20 лет назад он стал законодателем системности и основательности в деле духовного возрождения в регионе. Показательный пример – создание духовно-просветительского, исторического места "Ильинская слобода". Радением первых лиц и бизнесменов реставрирован уникальный памятник зодчества Успенская церковь, обустроен сквер и установлен памятный знак на месте дома Ивана Кулибина, а также информационные стенды о возникновении "Ильинской слободы" и Започаинья, проведена реставрация уникального памятника XVII века – каменных палат купца Олисова.

На этой же системности зиждилось и создание под попечительством Кириенко "Дивеевского братства", куда входят и представители правительства РФ, и промышленники федерального уровня, и региональные чиновники. В 2005 году по инициативе Сергея Кириенко и благословению Алексия II был создан Фонд преподобного Серафима Саровского. Исполнительным директором фонда стал упомянутый выше Сергей Габестро.

А конфессии ждут диалога

 На сегодня же в регионе ни общественность, ни конфессиональные сообщества не отмечают системности в межконфессиональной, религиозной и национальной работе. Какие-то 5-7 лет назад ситуация была иной. Более того, по мнению многих, довлеет официальный, обезличенный, прагматичный подход. Действительно, к 800-летию в городе неплохо было бы наконец построить в Канавине обещанную уже как 10 лет мечеть. Нижний – город многонациональный. На главной экономической площадке дореволюционной России – Нижегородской ярмарке, из-за которой город прозвали "карманом России" – стояли и окормляли сотни тысяч гостей из разных стран и разных вероисповеданий, помимо православных храмов и мечеть, и армяно-григорианская церковь. Но как сказал председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз-хазрат Закиров, вопрос со строительством при нынешних руководителях стал сильно тормозиться. Управление никак не может добиться разрешения на обеспечение электроэнергией. А попасть на прием, как сказал Гаяз-хазрат, стало очень трудно. "Мы всегда могли напрямую обратиться и к Валерию Шанцеву, и к Ивану Склярову. Сейчас же звонить приходиться помощникам и там будут много допытываться: "зачем", "для чего", "а это вы уже спрашивали" и так далее". К слову, участок для мечети был определен еще в 2013 году. С тех пор ничего не изменилось.

Такую же потребность в большем, чем сейчас, диалоге с властью выразил и председатель местной религиозной организации православного старообрядческого храма Во Имя Успения Пресвятыя Богородицы Роман Мавричев. Он также испытывает трудности в вопросах ремонта храма. Кроме того, в коронавирус нижегородская власть, очевидно, не обременяет себя учетом принципов и традиций разных конфессий."Межконфессиональные советы и встречи, может быть, и проходят, но это все в интернете, с разными сервисами. У нас нет этого всего", – пояснил Роман Мавричев.

Но вот настоятель храма "СурбАменапркич" (Всеспасителя) Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской апостольской православной церкви отец Себеос Галачян считает достаточным и успешным нынешний уровень диалога, а ограниченность контактов обосновывает коронавирусом.

Добрососедство при многообразии

 Консультативный совет по межконфессиональным отношениям официально действует и поныне. Но содержание, которое основывалась на дружбе разных конфессий, общин и национальностей, постепенно, констатируют члены общин, конфессий и эксперты в вопросах национальных и межконфессиональных отношений, выхолостилось.

Круглых столов, на которых представители общин делились социальными, благотворительными, культурными, образовательными и прочими проектами, проводится меньше и "ради галочки". Это не значит, что они исчезли совсем, их инициаторами все-таки была не власть сверху, а сами общины и конфессии. Важность была в том, что власть поддерживала эти инициативы, задавала некий тренд на проявление национальными и религиозными сообществами культурной идентичности, популяризировала это. Тема была интересна и СМИ. Большой и многосторонний взгляд на жизнь национальных сообществ и конфессий был представлен несколько лет назад в цикле материалов в закрытой силами тех же технократов газете "Нижегородский рабочий".

 "Вера без дел мертва есть"

(Послание ап.Иакова (гл. 2, ст. 26))

 Люди бизнеса, порулившие городом и областью, были преимущественно людьми, прошедшими "школу жизни" от дворов спальных районов до хозяев компаний, были выходцами из реальной среды, знающими отношения в социуме и умеющими коммуницировать с населением. В то время как технократы – это кабинетные работники, теоретики и стратегии, "страшно далеки они от народа". Их непосредственные контакты с жителями, как ни стараются пресс-службы, часто выглядят как "не на той волне". Многие из бизнесменов-благотворителей во власти – люди широкой души, кто-то и просто оказался чрезмерно авантюрен по жизни, за что и поплатился. Технократичность и такая тонкая духовная материя как религия сочетаются с трудом. Усредненность, догмат функций над эмоциями, превалирование системности над гуманитарностью – суть технократизма почти по Маяковскому:

"Его прислали

для проведенья режима.

Средних способностей.

Средних лет.

В мыслях – планы.

В сердце – решимость.

В кармане – перо

и партбилет".

Некие атрибуты вроде участия в праздничных богослужениях, открытиях новых культовых объектов, купаниях в проруби, в которых отметился, в частности, губернатор-технократ Глеб Никитин, – топ-менеджерами технократического толка воспринимаются как сопутствующая деятельность, где можно не выходить за рамки привычных клише.

3 ноября губернатор Глеб Никитин  и глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев приняли участие в поднятии колоколов на купола храма Симеона Столпника. Мэр тогда отметил, что храм "гармонично вписался в современное пространство, что подтверждает правильность и своевременность решения о его воссоздании". Официозные слова, официозное "принятие участия". Возможно, демонстрация богоугодности в духе широкой купеческой души прагматичным технократам кажется пережитком 90-ых и нулевых.

Разумеется, никто не заставляет атеистически настроенных лидеров креститься и жертвовать на храмы, однако руководство городом предполагает отзывчивость на духовную тему. Наверное, чуть более, чем простое участие в официальных мероприятиях Нижегородской епархии. Может быть, технократы хорошо прячут искренность и факты личной благотворительности в духовной и религиозной теме? Но в таком случае они недооценивают большую объединяющую силу гуманитарного контекста и, как отмечают политологи, привлекательность человечности в образе руководителя для электората. Кстати, на запросы об участии нынешних руководителей в духовной жизни региона не ответили ни администрация области, ни администрация города, ни епархия.

Основное фото: Нижегородская епархия