«Досрочное исполнение бюджета Нижегородской области в условиях нестабильности является безусловным достижением региона», - заявил журналистам председатель общественного совета при министерстве финансов Нижегородской области Вячеслав Аксиньин, комментируя досрочное исполнение бюджета региона в 2015 году
Нижегородцы понимают, что исполнение бюджета области в 2015 году проходило в сложных экономических условиях, связанных негативным влиянием целого ряда внешних факторов, и в первую очередь это и экономические санкции, низкие цены на нефть, нестабильность курса рубля. Поэтому досрочное исполнение бюджета Нижегородской области в условиях нестабильности является безусловным достижением региона
Прогноз по налоговым и неналоговым доходам в 2015 году в результате объективных причин в ходе уточнений бюджета менялся как в большую, так и в меньшую сторону, и в целом был увеличен на 2,4 млрд. рублей к первоначальному бюджету. Всего налоговые и неналоговые доходы по состоянию на 30 декабря получены в размере 100,0 млрд. рублей, или на 100,2% к уточненному плану, что превышает уровень 2014 года на 7% или 6,5 млрд.рублей.
Расходы областного бюджета в 2015 году, произведенные в сумме около 135 млрд. рублей, в полном объеме обеспечили все принятые обязательства, в том числе перед населением по социальному обеспечению, поддержке детей, инвалидов, пенсионеров, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
В полном объеме реализованы мероприятия по Указам Президента РФ от 7 мая 2012 года: продолжено поэтапное повышение заработной работников бюджетной сферы, осуществлены ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка, продолжено строительство новых детских садов и реконструкция старых, осуществлялась поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья.
В 2015 году грамотно и на высоком профессиональном уровне продолжена работа по рефинансированию дорогих кредитных ресурсов на более дешевые, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, привлечения краткосрочных кредитов из управления федерального казначейства по Нижегородской области, привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета.
В августе 2015 года прошло успешное размещение областью очередного (десятого по счету) государственного облигационного займа, размещено 12 млрд. рублей на 5 лет под среднюю ставку по купонам 13,08% годовых. Спрос на облигации области в 1,5 раза превысил предложение. Это размещение признано одним из лучших среди субъектов РФ в 2015 году.
Работа по привлечению из федерального бюджета бюджетного кредита на сумму 12,2 млрд. рублей под 0,1% годовых сроком на три года, позволила создать экономию по расходам на обслуживание госдолга до конца года в объеме около 270 млн. рублей.
Приятно, что в 2015 году министерством финансов было уделено большое внимание вопросам повышения открытости и прозрачности информации о бюджете для населения области.
Здесь можно назвать и завершение внедрения нового элемента Государственной информационной системы управления общественными финансами области - "Бюджет для граждан", позволяющего информировать граждан в доступной форме о бюджетных и социально-экономических показателях нашей области посредством сети Интернет на сайте министерства финансов области.
Важным достижением я бы назвал первый опыт по проведению публичных слушаний по проекту закона области "Об областном бюджете на 2016 год" в заочном формате - в режиме on-Line трансляции на сайте "Бюджет для граждан "‚ что позволило значительно увеличить аудиторию участников публичных слушания (более 1 тыс. человек).
Бюджет на 2016 год формировался очень сложно, в условиях снижения темпов роста доходов и ограничений, установленных Минфином России по предельному объему дефицита бюджета и уровню государственного долга, расходы на 2016 год сформированы без увеличения - на уровне 2015 года.
В итоге, учитывая вышесказанное, можно свидетельствовать, что в 2015 году, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, Губернатором и Правительством области выбраны наиболее оптимальные, я бы даже сказал, эффективные пути функционирования и развития бюджетной системы области.
Ранее губернатор Нижегородской области заявил о том, что «областной бюджет 2015 года по доходам исполнен раньше срока», это «позволит иметь дополнительный ресурс».
Напомним, по данным регионального минфина, доходы областного бюджета на 2016 год сформированы в объеме 114,9 млрд. рублей. Расходы областного бюджета на 2016 год спрогнозированы в объеме 124,6 млрд. рублей, что составляет 98% к первоначальному бюджету 2015 года с учетом проведенной оптимизации.
Как отметили в минфине, основная особенность в формировании расходов – режим жесткой экономии. По отдельным категориям расходов предусмотрен режим экономии от 5% до 12%.
В соответствии с Уставом области выдержана социальная направленность бюджета - расходы на отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная политика, физкультура и спорт) составят в 2016 году – 85,8 млрд. рублей или 69% в общих расходах бюджета.
Ранее сообщалось, что эксперты оценили бюджетную политику Правительства Нижегородской области как одну из самых эффективных в стране. «Руководству Нижегородской области чаще, чем другим удается, что называется, «пробить» дополнительные средства из федерального бюджета и грамотно распределить их по самым важным направлениям и регионального, и городского развития. Это и безвозмездные перечисления на строительство Южного обхода и других транспортных объектов, деньги на поддержку села, на развитие малого предпринимательства. Это и дешевые бюджетные кредиты - кстати, я слышал, что область добилась выделения еще 4 млрд рублей под 0,1% годовых, дополнительно к ранее запланированным 7,9 млрд. Благодаря этому экономическая ситуация здесь по-прежнему остается лучше, чем в среднем по РФ и в других регионах со схожей структурой экономики», - заявил аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Анатолий Вакуленко.