Регион предлагает Нижнему Новгороду очередную партию в пинг-понг. Внесенный накануне Глебом Никитиным законопроект подразумевает полный возврат всех градостроительных полномочий областного центра, городского округа Дзержинск, территорий Богородского и Кстовского муниципальных районов на уровень субъекта. Все это названо многообещающе и модно - агломерацией.
«Нижегородская агломерация включает территории, на которых наблюдается наибольшая инвестиционная активность и идет интенсивное развитие. Здесь сосредоточены основные проблемы, связанные с реализацией федеральных и региональных программ по ликвидации ветхого и аварийного фонда, решения вопросов обманутых дольщиков, выделения земельных участков для многодетных семей; остро стоит вопрос сохранения ценной исторической застройки, требующей реновации с участием бюджетов всех уровней».
Агломерировать предлагается выработку документов территориального планирования всех уровней, механизмы управления и градостроительного регулирования, создание инженерной инфраструктуры, информацию и, наконец, бюджетные возможности.
«Развитие данных территорий, ограничивающееся только собственными интересами, не учитывающее интенсивно меняющиеся взаимосвязи с соседними образованиями, ведёт к нарастанию негативных тенденций, на появление которых оказывает влияние существующий дисбаланс в возможностях элементов Нижегородской агломерации».
Законопроект может быть представлен депутатам ЗС НО уже 20 декабря. В случае его принятия это будет уже третья передача градостроительных вопросов между региональным и местным уровнями власти. В декабре 2014 года полномочия забрал регион, спустя ровно 2 года – местное самоуправление. В последнем случае функции вернулись не полностью. Муниципалитеты отвоевали право самостоятельно проводить земельные аукционы для потенциальных инвесторов и выдавать разрешение на строительство. У областного правительства осталось право «вето» на утверждение генеральных планов развития населенных пунктов региона. Полномочия по неразграниченным территориям и ввод капитальных объектов федерального масштаба также сохранены на уровне региональной власти. По идее, для целей нового законопроекта могло бы хватить и старых возможностей.
На просьбу «Нижнего сейчас» прокомментировать инициативу губернатора член комитета ЗС НО по градостроительной деятельности, ЖКХ ии ТЭК сергей Зуденков отреагировал без энтузиазма.
Сергей Зуденков, депутат Заксобрания Нижегородской области, фракция «Единая Россия»:
- «Жираф большой». Но уже устали все, честно говоря. Знаете, это как было со временем: зимнее, летнее, опять зимнее, снова летнее. Потом надоело и сказали, что больше ничего менять не будут. Может, и здесь надоест… Есть, наверное, вопросы и посерьезнее. Хотя это предлагают не по всей области, так что есть надежда, что над предложением подумали, не «от балды» решение принималось.
Губернатор этим дает понять, что в регионе нездоровый инвестиционный климат, и это подтверждается 59-м местом в рейтинге по комфорту для бизнеса, комментирует коллега Зуденкова по комитету Владислав Егоров. И это очень хорошо, что подобное признание звучит от властей региона, хотя о проблеме известно давно.
Владислав Егоров, вице-спикер ЗС НО, фракция КПРФ:
- В бюджете нет сегодня внутренних налоговых и неналоговых ресурсов, которые могли бы увеличить наполняемость. Соответственно, предлагается определить такую территорию опережающего развития, где хотят создать наиболее благоприятные условия для прихода инвестиций, а они смогли бы пополнить бюджет региона в целом. Идея выглядит интересно, но мне пока не очень ясно, как это будет реализовано.
Председатель постоянной комиссии Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман от комментариев воздержался, сославшись на нехватку полной информации. Поправкам от декабря 2016 года городские были рады несказанно. Предыдущая передача осложнила работу местной власти, привела к снижению эффективности распоряжения землей и градостроительной деятельностью под крылом облправительства, жаловались в гордуме. В 2007-2014 годы было заключено 105 договоров с инвесторами, а в 2015-м и 2016-м – только 4. Да и те фактически готовились городом еще до утраты соответствующих функций, а новые аукционы и вовсе не проводились. Потери бюджета за 2 года городские власти оценили в 2 миллиарда рублей.
В 2017-м году в администрации Нижнего Новгорода сразу же заговорили о возобновлении программы расселения жителей аварийного фонда. Правда, довольно быстро поняли, что без областных денег осилить задачу не получится, хотя именно расселение называлось одной из основных причин возврата градостроительных функций. К тому же, протащить решение в ЗакСо оказалось куда проще, чем разработать регламенты, на что потребовалось несколько месяцев.
Интересно, что и в правительстве Валерия Шанцева вожжи год назад отпустили без видимого сожаления. Муниципалитеты существенно улучшили подготовку документов в соответствии с требованиями федерального законодательства, сообщал источник «Нижнего сейчас» в кабмине. По его мнению, можно было говорить даже о перспективе создания единого ресурса – портала с градостроительной информацией.
Бывший губернатор также высказывался вполне миролюбиво, мол, раньше были одни времена, нынче – другие. То, что вопрос о земле и строительстве стал частью пакетного соглашения Шанцева с городскими стало окончательно очевидно после включения депутата ЗС НО Олега Сорокина в состав губернаторского инвестсовета.
В сопроводительной записке к новому законопроекту Глеба Никитина звучат принципиально иные оценки результатов прошлогоднего компромисса. При одинаковом количестве проверок градостроительной деятельности в 2016 году выявлено 10 нарушений, в 2017-м – уже 175.
«При возросших требованиях к градостроительной документации значительно увеличилось количество нарушений, связанных с некачественной разработкой градостроительных документов всех уровней».
Кроме того, муниципальные органы власти не работают с документацией в электронной системе госуслуг и через многофункциональные центры, добавляют авторы законопроекта. К тому, что депутатам в очередной раз придется принимать противоположное решение, а аргументы у правительства снова будут звучать убедительно, Сергей Зуденков относится философски.
- Был один губернатор – было одно видение, пришел другой губернатор – другое видение. Это нормально, я считаю. Самое главное – чтоб не получилось как в том квартете: а вы, друзья, как ни садитесь…
Владислав Егоров согласен, что законопроект выглядит политическим решением. Если документ будет поддержан, это даст кредит доверие врио в том, что за 12 лет не смог сделать прежний губернатор, а именно – привлечь инвесторов, которые не убежали бы на завтрашний день.
- У нас нет ни одного законченного инвестпроекта в области. Они все либо прекратили существование, либо были преобразованы. Подвал в рейтинге регионов по привлечению капиталов – это позор. Год назад было ясно, что команда губернатора провалила работу, тогда и стали искать спасения утопающих в муниципалитетах. Передали ту работу, которую, конечно, должно выполнять правительство. Сегодня конъюнктура изменилась, сложился другой расклад сил, и появились надежды, что областная власть будет координировать развитие региона в целом, находить драйверы роста. Старая команда к этому была совершенно не способна.
PS: В феврале 2016 года, когда Нижний Новгород сделал первую попытку реванша, в правительстве области предъявили крайне интересную зацепку. По федеральному законодательству, это стало бы возможным только через несколько лет, поскольку перераспределение допускается как минимум на срок полномочий законодательного органа субъекта РФ, сообщили чиновники. Если юристы шанцевского аппарата были правы, то авторы нынешнего законопроекта живут где-нибудь в 2021-м.