Сегодня в рубрике «Муниципалы» - директор Городского центра градостроительства и архитектуры Дмитрий Яриков. Он возглавляет организацию, которая прежде называлась «Рекламная служба города» - но в последние годы, помимо работы с наружной рекламой, центр получил несколько дополнительных функций. Возможно, после возврата городу градостроительных полномочий роль центра вырастит еще больше. Но уже сейчас эта муниципальная структура приносит бюджету прибыль, хотя Дмитрий Яриков особо подчеркивает: «Мы – не муниципальное предприятие, а муниципальное казенное учреждение, задачи обязательного получения прибыли у нас не стоит!» Тем не менее, это удается. Дмитрий Яриков рассказал о рецептах эффективной работы и познакомил нашу редакцию со всеми службами МКУ.
- Дмитрий, со стороны кажется, что набор функций МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры» довольно разноплановый. Как вам удается быть «многостаночниками»?
- Да, изначально существовала «Рекламная служба города», но потом было принято решение добавить ей других функций. Добавили оформление территории города к праздничным мероприятиям и функции в сфере градостроительства. Ведение информационной системы по градостроительной деятельности, подготовка, выдача градпланов, ведение дежурных планов. Плюс мобилизация земельного налога: мы выявляем самовольно занятые территории, неиспользуемые участки, незарегистрированные объекты недвижимости.
Чего это позволило добиться? Поскольку у нас аккумулируются сведения обо всех городских объектах недвижимости, проектах планировки, перспективного развития территорий, мы можем эту информацию оперативно предоставлять разным подразделениям администрации, правительства области для принятия решений в сфере градостроительства.
Нам показали этот программный комплекс, аккумулирующий все сведения о нынешнем состоянии города. Очень похоже на продвинутый и максимально серьезный вариант компьютерной стратегии SimCity! Здесь – самые актуальные данные обо всех собственниках и арендаторах, зданиях и адресах, все рекламные конструкции.
И кстати – сюда же занесена вся информация о незаконной рекламе и незаконно занятых земельных участках. То есть город знает обо всех «серых пятнах» на свое карте. Почему эти пятна сохраняются? – вопрос не к специалистам МКУ, а к тем городским руководителям, которые получают эти сведения.
- У нас также есть проектировщики в штате, которые выполняют разные проекты для нужд муниципалитета. Ну, вот самый свежий пример: реконструкция улицы Монастырка на Автозаводе. Это проект выполняли мы. Если бы не было наших проектировщиков, департамент строительства должен был бы объявлять аукцион, и сам проект стоил бы 3,5 – 4 миллиона рублей. А в данном случае обошлись текущим финансированием нашей работы. А зарплаты наших проектировщиков – на 70 процентов ниже, чем сторонних.
- Много ли таких проектов?
- Мы делаем работу качественно. Любой проект требует комплексной проработки, на каждый уходит по 2 – 3 месяца. Поэтому с середины 2015 года, когда было запущено это направление, мы сделали около 20 проектов. Но мы этот темп нарастим! Хотя штат увеличивать не можем.
- Планируете ли вы изменения в связи с возвратом городу градостроительных полномочий?
- Конечно, если выберут именно нас – мы вынуждены будем пересмотреть структуру внутри учреждения. На дворе кризис, и мы не можем этого не замечать, не можем увеличивать штатную численность. Но мы будем готовы выделить больше людей именно на проектное направление.
- Сергей Белов рассказывал журналистам, что даже если потребуется увеличить число людей, задействованных в этой сфере, всё равно штатная численность будет ниже, чем год назад, поскольку ранее произошла оптимизация, сокращение…
- Да, последнее сокращение у нас было в сентябре. На 2014 год было 98 человек – сейчас 76. И увеличения мы не планируем, мы, скорее, перенаправим людей на другое направление. Их образование это позволяет. И наш автоматизированный комплекс позволяет высвобождать людей.
- Насколько я помню цифры вашего отчета перед думской комиссией по экономике, содержание вашего учреждения и обеспечение его работы обходится в 100 миллионов – а приносите вы в бюджет 115. Это неплохой показатель доходности!
- Собственно содержание учреждения – зарплаты, расходы на «коммуналку», компьютеры-принтеры и так далее – составляет 47 миллионов рублей. Остальная часть расходов – это именно то, что обеспечивает реализацию наших функций. В основном это расходы на оформление города. Мы к 9 мая, ко Дню города оформляем Нижний Новгород, а также ко Дню народного единства и Новому году. То есть эти деньги не относятся к содержанию учреждения. В любом случае, все эти средства должны быть потрачены – не нами, так другой структурой администрации.
При этом доход бюджета от нашей работы – да, действительно, 115 миллионов реальных, «живых» денег плюс экономия на сторонних проектах, о чем мы уже с вами говорили. Поэтому динамика у нас положительная – при любом раскладе.
- Почему бы все городские закупки не перевести в МКУ, если такая экономия?
- Не совсем ко мне вопрос. Но законодатель действительно создал систему закупок, которая несовершенна. Большие временнЫе затраты, часто серьезные претензии к качеству. И город в итоге не получает нужного результата. А на нас как исполнителей муниципалитет может повлиять, наказать, уволить, условно говоря. Получается, одни плюсы везде…
- Депутат Евгений Лазарев устроил вам форменный допрос на думской комиссии, и в частности, говорил, что вы не имеете права присваивать себе заслуги по сбору пошлин на получение разрешений на установку рекламных конструкций. По версии депутата, это чисто механическая работа, для которой, условно, «большого ума не надо». Как вы это можете прокомментировать?
- Ну, давайте посмотрим, как всё устроено. Чиновник – человек, выполняющий функции, возложенные на него 131-м законом. Да, моей личной заслуги (усмехается) в том, что 5000 рублей госпошлины поступают в бюджет, действительно, нет. Мы действительно просто администрируем эту работу. Но тогда те же претензии можно применить ко всем. А сбор налогов – земельного, подоходного? Получается, все чиновники вообще не нужны? Опять же – не мы, так другая организация это вынуждена будет делать! Считать, что мы лишь «стрижем купоны», неправильно: мы объезжаем город, подыскиваем наиболее коммерчески привлекательные места, а затем организуем торги. Само собой всё это сделано не будет. И этот процесс непрерывный: закончится пятилетний срок аренды – нужны новые торги. Проблемы со стихийной расклейкой рекламы – это тоже наши функции. Это большая работа – и всего у нас на всей рекламной функции задействовано 12 человек, включая водителя.
- За счет чего удается достигать эффективной работы, и как следствие – прибыли?
- За счет удачно подобранных, коммерчески привлекательных рекламных мест. За счет того, что мы привлекли в город крупных операторов наружной рекламы, которые работают в масштабах всей страны и могут обеспечить высокий уровней платежей. У нас самая высокая арендная плата, поступающая в бюджет – среди всех городов Поволжья. Кроме того, мы снизили процент незаконной рекламы до минимума. Если раньше было около 1600 щитов, то сейчас 350 – 400. Клиенты идут теперь к добропорядочным операторам, платят деньги в бюджет. Внешний вид самих рекламных щитов у нас тоже лучше, чем в других городах Поволжья – почти все с подсветкой.
- Вы упоминали о праздничном украшении города. Когда стала известна сумма затрат на новогоднюю иллюминацию, в интернете разгорелись довольно серьезные споры о необходимости этих расходов. Ваша личная позиция на этот счет?
- Здесь двоякое ощущение. Для примера: Москва потратила на иллюминацию 440 миллионов, Питер – 400 миллионов, Ростов – в районе 30 миллионов, Казань – 40 миллионов. У нас на иллюминацию будет потрачено 11,9 миллионов плюс два миллиона на печатную продукцию.
Не зря эту функцию отдали МКУ, потому что мы приносим городу доход, и мы можем вот эти расходы осуществить, не уходя в минус. Но противники этих расходов говорят о необходимости строительства садиков, ремонта дорог – возможно, и они правы. С другой стороны, украшение города создает праздничную атмосферу, повышает туристическую привлекательность города. Как можно измерить ощущение? Вот нравится город, красиво получилось – сколько это может стоить?
Наша задача – за меньшие деньги сделать больше. Наш подрядчик даже все лампочки нам поменял на более мощные, хотя в смете это не предусматривалось.
Я же тоже житель этого города, и понимаю, что есть куда тратить средства. Поэтому, если на меня возложена задача организовать праздничное украшение, я стараюсь сделать это максимально качественно. Но, понятно, что когда вы едете на автомобиле и попадаете колесом в яму, сразу думаете: «Елки-палки! Вот лучше бы на это деньги потратили, чтобы все ямы заделать!» (смеется)
Моя задача – оформлять. Если бы была задача делать дороги – я бы делал дороги! Если город решит, что от этих трат нужно отказаться – значит, будем отказываться, что ж теперь!.. Но даже в прошлом году – уж какая была сложная бюджетная ситуация! – мы всё равно нашли небольшие средства, чтобы к празднику город украсить. Хотя негатива тоже было много.