Заместитель министра транспорта Нижегородской области Денис Рябинин на заседании комитета Заксобрания по транспорту 22 сентября 2022 года рассказал об итогах анализа работы перевозчиков в районах.
Министерство проанализировало работу пассажирских автотранспортных предприятий в 37 районах и округах области, которые не входят в Нижегородскую агломерацию.
По словам Рябинина, их общий убыток за 2021 год составил 331,8 млн рублей. Средний расход предприятий на 1 км составил 40 рублей. Он разнится, причем в некоторых случаях до 50%. Так, при сопоставимых условиях в Выксе и Павлове, у Выксы стоимость 1 км составляет 55,6 рубля, а у Павлова – чуть более 31 рубля.
Разница, отмечает чиновник, возникает, в том числе, из-за содержания ремонтной базы.
Денис Рябинин также рассказал, что у 37 муниципалитетов совокупно по 465 маршрутам есть 607 автобусов, большинство из которых – с износом в 100%
В 2022 году правительство области намерено приобрести 45 автобусов для Выксы, девять – для Большеболдинского района и 40 автобусов – для 11 северных районов области.
В 2023 году эта работа продолжится. Но, подчеркнул Денис Рябинин, к выбору будут подходить более тщательно. Для этого планируют создать экспертный совет при минтрансе, и муниципалитеты будут защищать заявки на обновление транспорта. Они должны будут предоставить план по оптимизации расходов. Замглавы минтранса отметил, что правительство не готово обновлять транспорт тем, кто ничего не делает для организации эффективной работы.
Он также привел в пример Уренский округ, который по итогам 2021 года был неэффективным. Сейчас ситуация значительно улучшилась за счет создания собственного предприятия (АО "Автомобилист"), обслуживающего Уренский и Тонкинский округа. В итоге в Тонкинский округ поставят два новых автобуса, в Уренский – пять.
Еще одной проблемой в сфере общественного транспорта Рябинин назвал кадровую. В районах средний возраст водителей составляет 54,6 года, а зарплата – чуть более 26 тысяч рублей. "И если раньше на селе первый парень был водитель, сейчас такого уже нет", добавил заместитель министра и подчеркнул, что престиж профессии падает.
Денис Рябинин считает, что решить эту проблему можно за счет поддержки водителей. Например, муниципалитеты могли бы обучать водителей на категорию D за свой счет, но с обязательной отработкой в пассажирском предприятии.
Депутат Василий Суханов ("Единая Россия") не согласился, что поддержку должны оказывать органы МСУ. По его мнению, она должна быть на уровне региона.
Его поддержал и председатель комитета Владимир Солдатенков ("Единая Россия"). Он отметил, что некоторые предприятия обслуживают и межмуниципальные перевозки. И почему в таком случае глава, например, Павлова должен биться за кадры для обслуживания не только для своего, но и для других районов.
Солдатенков также обратил внимание на еще одну проблему. В бюджете региона заложены 170 млн рублей на возмещение за перевозку медиков и волонтеров, но с 1 апреля предприятия ни копейки из них не получили, а уже сентябрь. Он добавил, что были сложности с федеральными нюансами, но их сняли, и вопрос нужно решать в срочном порядке.
По итогам обсуждения вопроса комитет проголосовал за ряд рекомендаций правительству. Так, необходимо до 26 рублей повысить расчетную ставку для предприятий (кроме Нижнего Новгорода), так как где-то она составляет еще 20 рублей. В пригородном сообщении – повысить до 3,8 рубля за 1 км.
Кроме того, комитет по транспорту рекомендовал предусмотреть в 2023-2024 годах по 400 млн рублей субсидий органам МСУ (кроме тех, кто входит в состав Нижегородской агломерации) для закупки транспорта в лизинг.
Фото: ИА "Нижний сейчас"