Дорогой Дедушка Мороз! Все, кто в тебя верит, так ждали этого дня. Ведь именно сегодня, 4 декабря, во многих странах мира и, надеюсь, в России, почтамты официально начинают принимать письма к тебе, а кое-где даже открываются специальные почтовые учреждения, чтобы все-все смогли попросить тебя об исполнении самых-самых заветных желаний. Понимаю, что каждый год ты получаешь миллионы писем и в конвертах, и по электронной почте. Тебе пишут и дети, и взрослые, которым хочется верить в чудо. А нам в Нижнем Новгороде, похоже остается только верить, что когда-нибудь — желательно в недалеком будущем — жители славного и большого города смогут пользоваться общественным транспортом, не портя при этом настроение ни себе, ни попутчикам.
Дедушка Мороз, этим летом, когда в Нижнем Новгороде проходили матчи Чемпионата мира по футболу, мы узнали, что трамваи, троллейбусы, автобусы и метро все-таки могут работать четко и слаженно. И пусть длилось это недолго, всего три недели, но ты же знаешь, что к хорошему быстро привыкаешь, а отвыкать совсем не хочется. Даже учитывая то, что городским властям не все удалось сделать вовремя.
Так, еще в сентябре 2017 года мы узнали, что в рамках концессионного соглашения с компанией "Ростелеком" к ЧМ в Нижнем Новгороде "в полную силу" должен заработать проект по установке "умных остановок".
При этом, по условиям концессии, город никому ничего не платит, а просто на 10 лет отдает исполнителю 334 остановочных пункта и диспетчерский пункт на улице Долгополова, где после модернизации и оснащения программным обеспечением, появится информационный центр, из которого по всем "умным" остановкам будет передаваться информация "о построении маршрутной сети и о движении наземного транспорта". А немалые деньги — 1,6 миллиарда рублей, — необходимые для создания этой сказки, инвестор будет "отбивать" продажей рекламы на интерактивных панелях, размещенных на остановочных павильонах. И, не поверишь, дедушка Мороз, рекламодатели смогут сами выбрать точки и время трансляции своих "месседжей". И это еще не все! Через 10 лет все остановки снова станут собственностью города. Бесплатно! То есть, даром.
Алексей Белоусов, директор департамента прикладных проектов МРФ "Волга" ПАО "Ростелеком"
"Полноценную работу сервисов нижегородцы смогут оценить в первом полугодии следующего года, когда первая партия 134 остановочных павильонов будет запущена в эксплуатацию. Умные остановки помогут пассажирам построить маршрут и узнать время прибытия транспорта".
Теперь тебе, дедушка, понятно, почему открытие в тестовом режиме первой умной остановки на Большой Покровской вызвало в городе большой ажиотаж: кто ж откажется ждать свой автобус в таких условиях? Хочешь — наслаждайся рекламой, хочешь — заряжай мобильник, хочешь — сёрфингуй по интернету с бесплатным wi-fi, хочешь — изучай окрестности на интерактивной карте. Можешь даже "прокачивать" свои знания английского языка, изучая ту же интерактивную карту в соответствующем режиме.
А чтобы отдельные нехорошие горожане не испортили другим удовольствие, остановки сделаны антивандальными, работает камера наблюдения (говорят, она сама будет по лицу определять хулиганов), предусмотрена кнопка SOS для экстренного вызова полицейских. И для поддержания чистоты еще поставят урны раздельного сбора мусора.
Глава города Владимир Панов, оценивая новый инфраструктурный объект, проверил все эти возможности и даже сделал дельные замечания. Например, попросил осветить саму остановку и сделать видимым ее название с разных сторон. Также посоветовал заменить металлическое сидение скамейки на деревянное: зимой надо здоровье горожан беречь всеми возможными способами.
Еще, дедушка Мороз, мы гордимся тем, что Нижний Новгород — первый город в стране, где появились такие остановки. Про них наш мэр Владимир Панов даже рассказывал на всероссийском форуме "Взгляд в цифровое будущее", который прошел в конце октября в Сочи (ну, а где еще-то?). Аналогичные проекты уже планируют осуществлять в других городах. И все говорят об удобствах ОЖИДАНИЯ ТРАНСПОРТА. Действительно, для этого есть практически все, разве что встроенного ватерклозета не хватает.
К будущему лету нам обещают построить 134 умные остановки, учтя опыт зимовки первой. А потом еще 200.
Дедушка Мороз, пожалуйста, сделай так, чтобы все эти умные люди, подумали еще и об удобстве ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТОМ. Оно значительно больше влияет на качество жизни тех, кто пользуется общественным транспортом. Может, все эти умные люди бывают на остановках только по случаю открытия новых павильонов и даже не догадываются, что за многолюдной толпой ожидающих своего автобуса людей все достоинства "умных остановок" останутся незамеченными и неоцененными.
Почему-то все нижегородские транспортные новости, даже те, которые подаются в качестве достижений, имеют какое-то отрицательное "послевкусие". Посуди сам, дедушка.
На прошлой неделе нам радостно сообщили, что 50 новеньких вместительных ЛИАЗов на газомоторном топливе поступили в город по лизинговой программе. А в следующем году поступит еще столько же. Это же здорово! Но вот газета "Коммерсант" в середине октября сообщила, что ежедневно из 633 машин "Нижегородпассажиравтотранса" на линию выходит всего 60% из них: 93 автобуса необходимо списать, 140 находятся в ремонте, а 40 — и это самое интересное — простаивают из-за нехватки водителей. То есть, качество машин на маршрутах изменится, а количество? И так на 40 автобусов не хватает водителей.
Или вот еще. Москва подарила Нижнему Новгороду 11 трамваев. Бывшие в употреблении, но не старые — 8—10 лет эксплуатации. Дареному коню в зубы, конечно, не смотрят, но прежде, чем трамваи выйдут на маршруты, их нужно отремонтировать. Вот и подумай, радоваться тому, что "не было ни гроша, да вдруг алтын", или огорчаться, что к не самому маленькому и не самому бедному городу относятся по поговорке "вот тебе, боже, что нам не гоже".
Появление новых 50 автобусов сегодня и еще 50-ти в перспективе - по нынешним временам большое событие. К сожалению. Потому что были "тучные годы" для столицы Приволжья, когда транспортная тема звучала более солидно. Посудите сами. Прибывший в Нижегородскую область в 2005 году губернатор Валерий Шанцев закупал автобусы сотнями - и для областного центра, и для городов региона.
Еще несколько лет спустя администрация Нижнего Новгорода под руководством Олега Кондрашова выпустила на дороги города 144 автобуса ЛиАз на газомоторном топливе. А также 27 вагонов метрополитена, два мотовоза и одну вагономоечную машину для МП "Нижегородское метро", 30 низкопольных трамваев, 30 автобусов повышенной вместимости "гармошка", три автобуса для перевозки маломобильных граждан. Более того, маршруточников глава города обязал обновить свои автопарки – и даже частники стали выходить в рейсы на оранжевых новых ПАЗах "Вектор". Что касается "умных остановок" - интернет они, может, и не раздавали, зато о ту пору "Сбербанк" оборудовал ключевые транспортные узлы терминалами, новыми навесами и удобными лавочками. А другие 87 остановок украсили репродукциями картин НГХМ .
Глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов порадовал горожан новостью о том, что в автопарк "Нижегородпассажиравтотранса" поступили 50 дизельных полунизкопольных автобусов большой вместимости (ЛиАЗ). И вроде как ждали до конца лета 2017 года еще 150 автобусов – чтобы "принарядиться" к чемпионату мира по футболу, и даже озвучивали объявленную закупку. Но что удивительно – торжественной встречи обещанного нового транспорта с присутствием СМИ так и не было. Может быть, те автобусы прибыли тайно?
Поневоле задумаешься, дедушка Мороз, когда же нам с транспортом больше везло (извини за каламбур).
Но ведь есть у нас сегодня, дедушка Мороз, и такие новости, где чего-нибудь душу радующего днем с огнем не сыщешь. Вот, скажем, с 1 января должны прекратить существование девять маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками: Т-37, Т-46, Т-47, Т-60, Т-76, Т-78, Т-83, Т-90 и Т-98. Казалось бы, городская власть не должна ничего делать в ущерб жителям города. И взамен отмененных частных должны появиться новые — муниципальные. Но нет, про новые ничего не слышно. Как давний житель Кузнечихи могу сказать, что ликвидация маршрутов Т-90 и Т-46 значительно повлияет на качество моей жизни. Потому что автобусы частично дублирующего их муниципального маршрута А-16 мне придется ждать 25—30 минут. Или, чтобы не замерзнуть на остановке, ехать на перекладных. Что, безусловно, не способствует повышению качества моей жизни.
Не способствует повышению качества жизни и уже свершившееся повышение стоимости проезда. Пока на двух маршрутах, через пару дней еще на семи, в там, глядишь, и остальные подтянутся. Повышение, вроде бы небольшое — всего два рубля. К тому же, вполне законное: стоимость проезда на нерегулируемых тарифах устанавливаю сами перевозчики. И тут каждый нижегородец сам для себя должен решить: ждать полчаса (а то и больше) подходящего автобуса на нынешних, совсем не "умных" остановках, или ехать до места назначения с пересадками. И ладно, если только с одной.
По большому счету, если транспорт ходит хорошо, с минимальными интервалами, не нужны пассажиру ни остановочный вай-фай, ни другие развлечения. Качество услуги для горожанина со стороны администрации города - побыстрее попасть из дома на работу и обратно. Или настолько у нас все уверены, что в ожидании нужно муниципального маршрута народ успеет заскучать?!
Ты не подумай, дедушка Мороз, что Нижний Новгород — город отсталый, не пользующийся благами цивилизации и цифровизации. У нас многие имеют транспортные карты, оплачивают проезд бесконтактными банковскими картами и даже с помощью смартфонов. И пересадочные тарифы есть: платишь один раз, а ездить можешь хоть на десяти автобусах в течение часа или полутора часов. Выгодно, удобно, но… далеко не всегда применимо. Потому что не на каждом частном автобусе есть терминалы, а там, где есть, не все возможности заведены. Да и цена билета теперь у каждого своя.
Дорогой Дед Мороз!
Уже много лет мы в Нижнем Новгороде слышим о разработке Комплексной транспортной системы, после внедрения которой наступит транспортное благоденствие. Пока же эти надежды разбиваются об экономические сложности. С одной стороны все — и власть, и частные перевозчики — говорят о благе пассажиров, с другой — для этого блага ничего внятного не делается.
Одни (власть) говорят, что пассажирские перевозки всегда были планово-убыточными и нужно найти способ вывода муниципальных предприятий на уровень безубыточности. И ради этого стоит убрать дублирующие (естественно, частные) маршруты, чтобы денежный поток не дробился. Но мешает старый подвижной состав, нехватка кадров, загруженность улиц частными автомобилями и автобусами.
Другие (частники), как львы, бьются за то, чтобы остаться на привычных и, наверное, прибыльных для себя маршрутах. Но при первой же возможности жалуются на налоги, высокую стоимость топлива и запасных частей, и предлагают повысить цену одной поездки.
Одни уповают на современные и удобные способы безналичной оплаты проезда, вторые всячески пытаются ограничить эти возможности или вовсе от них отказываются: расчет с пассажиром за наличные деньги таит в себе большие потенциальные возможности манипулирования отчетными цифрами.
Все это очень напоминает борьбу нанайских мальчиков — танцевальный номер, в котором один танцор, надев на себя специальный костюм, изображает "непримиримую битву" двух человек. Правда, в этой битве побеждает всегда танцор — гонорар можно не делить. А мы, нижегородцы, наблюдаем за ритуальными плясками и платим. Потому что нам, по большому счету, все равно кому платить за услугу. Главное — быстро и без проблем добраться из точки А в точку Б.
И это не досужие домыслы, а результат социологического исследования, проведенного всего две недели назад. Журналисты ГТРК "Нижний Новгород" при содействии института проблем социального управления провели соответствующий опрос. Выяснилось, что лишь 6,6 % игнорируют услуги общественного транспорта. 34,6 % пользуются им регулярно, столько же — периодически, а изредка — 24,2 %. Вот так распределились ответы жителей Нижнего Новгорода на вопрос: улучшилась или ухудшилась за последний год работа общественного транспорта.
Суммарное количество удовлетворенных, неудовлетворенных, а также тех, кто не заметил изменений или затруднился с ответом, если просуммировать родственные ответы, оказалось практически одинаковым — 32,8 %, 33,4 % и 33,8 % соответственно.
Максим Лубяной, директор Института проблем социального управления:
"Такие результаты — это последствие бесконечных разговоров о создании новой Комплексной транспортной схемы, которые пока вылились в достаточно хаотичный процесс отмены старых и введения новых маршрутов. Люди вынуждены принимать изменения, а их мнение — это непосредственная и во многом нелицеприятная оценка административных новаций".
Дорогой Дед Мороз!
Очень прошу тебя в наступающем году сделать так, чтобы общественный транспорт в Нижнем Новгороде стал если уж и не "умным", то, как минимум, дружелюбным к нижегородцам. Ну, а если, это не под силу даже тебе, то, пожалуйста, не морозь очень сильно, когда мы будем стоять в ожидании автобусов, троллейбусов или трамваев.