Далеко ли до конечной?

Писать о транспортной реформе - дело неблагодарное. Потому что всегда найдется тот, кто увидит в материале заказной характер. Мы решили подойти к этой теме комплексно, отправив запросы всем игрокам этого рынка: в минтранс, в городскую администрацию, частным перевозчикам. Вроде как "защитная грамота" от подозрений в чьём-либо пиаре. А цель проста - понять, что же сейчас происходит в этой сфере. Пообщались, конечно же,  мы и с пассажирами, которые так костерили транспортников, что нам сначала пришлось купировать матерные слова, а потом и вовсе отказаться от этих комментариев.  Оставили лишь мнение одной пожилой женщины,  вызвавшей  у нас искреннее сочувствие.  Ощущение, будто в её словах  -  боль целого поколения горожан. Они честно работали всю жизнь и в итоге получили маленькие пенсии, обильно сдобренные полупустыми  льготами.  А теперь вынуждены считать копейки и, опираясь на клюку, ждать социальный автобус. "Нижний сейчас" продолжает серию публикаций о том, что тревожит сегодняшних пассажиров и будет ли конечная в этом длинном рейсе несправедливостей.

Далеко ли до конечной?

Автобус № 31 ходит чуть чаще, чем поезд "Москва-Воркута"
Фото: Антон Малов, сайт "Фотобус".

Валентина Якимова стоит на остановке уже полчаса.  При каждом подходящем автобусе делает ладонью «козырёк», чтобы посмотреть:  не её ли это маршрут?  Пять лет назад слегла старшая сестра,  и теперь ей  постоянно приходится ездить с проспекта Бусыгина до Гнилиц –  навещать, помогать, ухаживать. Можно, конечно, пройти  почти 2 км в сторону завода и сесть на трамвай. Только вот с запущенным артрозом в 78 лет это нереально даже для одиночного марш-броска. А тут – ежедневные поездки и муки в ожидании социального "редкохода" №31: приедет- не приедет? Есть еще один вариант - сделать пересадку или оплатить проезд  на маршрутке, но это дополнительные траты, на которые пенсия в 13 тысяч не рассчитана.

"Я что –  второго сорта?! Почему я, ветеран труда, не могу ехать по своему проездному на маршрутном такси? Раз мне дали льготу, то она должна действовать везде. Или маршрутка - это не Россия? Вот, Т-75 мне подходит, но там только за деньги! - возмущается пенсионерка. - Вы же сами видите, как ходит социальный 31-й автобус: раз в 2-3 часа! Ладно,  сейчас лето, а зимой как тяжело ждать! И идти на трамвай скользко - я не дойду, а там ведь ещё тоннель! В прошлом году  простудилась и месяц проболела.  Сил нет, а жить как-то надо".

Тема перевозки льготников вот уже лет 10 постоянно  всплывает "утопленником", отчего в зачищенной "акватории" общественного транспорта  постоянно идут круги народного недовольства. Картина неприглядная для города-миллионника: муниципального транспорта мало, а тех, кто имеет на него социальный проездной,  - много. Если раньше эта проблема замалчивалась, то теперь её злободневность признают даже люди, стоящие на страже интересов казенных предприятий. Руководитель профсоюзной организации работников автомобильного транспорта Нижегородской области Александр Морёнов в недавнем интервью "Нижнему сейчас" подчеркнул, что пассажирская система Нижнего Новгорода  нуждается в единстве: в расписании, в тарифном меню, а также в предоставляемых услугах, которые должны быть доступны всем горожанам - независимо от их социального статуса. Пока же пенсионеры могут реализовать своё право на льготный проезд лишь на муниципальном транспорте, да и то в виде 39 поездок. Вот так временное неудобство, внедренное  в 90-е и дополненное в 2000-е, незаметно стало правилом.

Далеко ли до конечной?

Александр Морёнов
Фото "Репортёр-НН"

"Поэтому и внедряется система АСКОП. Вот когда она окончательно внедрится и устоится, то не будет вот этого ненужного параллелизма, считает Александр Морёнов. -  Перевез 100 льготников – будьте добры, дорогой бюджет, возместить эти денежки. Потому что не мы эту льготу давали, не нам её и оплачивать. Наше дело возить – это главное. Но на практике система буксует".

В том, что она пробуксовывает, на своём опыте убедился руководитель транспортной компании ООО "Лидер-Транс" Эдуард Степанов. Целых девять месяцев он пытается добиться от администрации Нижнего Новгорода справки "О социально значимых маршрутах",  которая требуется  для подачи пакета документов в минтранс на право перевозить льготников. Но в 2018 году мэрия проигнорировала обращение Степанова, не ответив ему в установленный законом срок. Тогда частный перевозчик повторно направил запрос, на что предыдущий руководитель дептранса Елена Кузнецова всё-таки отреагировала, заявив, что  написать про социальную значимость она якобы не может (ввиду отсутствия утвержденной формы) и предложила указать в запрашиваемой справке лишь номера маршрутов,обслуживаемых перевозчиком ООО "Лидер-Транс" до 2024 года. Но министерство транспорта Нижегородской области такая отписка дептранса не устроила. Поэтому Эдуарда Степанова в третий раз отправили добывать нужный документ.

Далеко ли до конечной?

Льготы вроде бы есть, а вроде бы нет. Фото Николая Ткачука

Новый руководитель  департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода  Елена Лекомцева в своём официальном ответе сообщила, что перевозить льготные категории граждан могут только предприятия, работающие по регулируемому тарифу.  Эдуард Степанов уверен, что это противоречит не только региональному законодательству, но и ФЗ № 220.

Федеральный закон№ 220 от 13.07.2015 года "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ…", ст. 20 "Льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам". "Органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан {…}льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок {…} при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот".

Далеко ли до конечной?

Владимир Панов  задает новое автобусное направление.  Фото пресс-службы администрации Нижнего Новгорода

В интервью "Нижнему сейчас" руководитель  ООО "Лидер-Транс" напомнил о том, что его предприятие всегда шло навстречу пожеланиям мэрии. Например, по инициативе администрации до посёлка Новая Стройка был продлён муниципальный маршрут № 89 (туда общественный транспорт никогда не ходил), также  был увеличен выпуск автобусов в быстрорастущий микрорайон Бурнаковский, один из самых обделенных транспортом жилой массив. Стоит отметить, что Лидер-Транс» - единственный в городе из частных перевозчиков, кто подключил единый билет 60/90 минут на всех обслуживаемых маршрутах товарищества (№№14,39,63,71,79,89,92). 

Далеко ли до конечной?

Эдуард Степанов
Фото nn.dk

"Когда мы запускали 89-й маршрут в Новую стройку, мэр мне задал  вопрос: "Вы готовы возить льготные категории граждан?". Всё-таки в этом поселке  много пенсионеров живет, он в этом смысле правильно мыслит. Я говорю: "Готовы". После этого  мы оборудовали наши автобусы унифицированными валидаторами, которые могут считывать любые карты, запустили, собственно, возможность проезда по повременному проездному, а вот на льготной теме застряли. Зачем же тогда нас спрашивали про это? К чему просили продлить маршрут и возить льготников? Вот они нам говорят, что мы не подходим под понятие о социальной значимости. А мы разве не возим детей, стариков, инвалидов? У них есть право на льготный проезд, но реализовать они его могут не везде и не всегда".

Эдуард Степанов выразил удивление, что  администрация Нижнего Новгорода  заняла в этом вопросе неконструктивную позицию и вынужденно обратился  в прокуратуру  Нижнего Новгорода и региональное управление Федеральной антимонопольной службы, приложив всю переписку с органами власти.

Степанов также заявил, что пока готов возить льготников бесплатно, без всяких компенсаций за выпадающие доходы. Хотя бы просто для понимания численности этой категории пассажиров. Но пока это невозможно по технической причине, так как есть еще третья сторона - оператор безналичной оплаты "Ситикард",  который без согласования с минтрансом и городской администрацией  такую опцию подключить  к своему приложению  не может.

Далеко ли до конечной?

Мэрия  боится говорить о транспорте открыто. Фото: "Правда ПФО"

Признаемся,  наша редакция  допускает, что представленная история может быть изложена однобоко и потому требует для симметрии контрмнения, комментариев специалистов дептранса. Такая возможность администрации Нижнего Новгорода была предоставлена. Но оказалось, что в пятом корпусе Кремля  игнорируют не только 220-закон и закон об обращении граждан, но и закон о СМИ, который обязывает органы государственной и муниципальной власти в семидневный срок отвечать на запросы средств массовой информации.

К сожалению, пресс-служба администрации Нижнего Новгорода хронически  пренебрегает этим требованием и на протяжении последних месяцев использует направленные нами бумаги не по назначению. Возможно, и нам - вслед за Эдуардом Степановым - придется обратиться в прокуратуру за восстановлением законности и порядка.

В "Союзе перевозчиков Нижегородской области" (далее СПНО) к нашим вопросам оказались более внимательны, предоставив на них ответы в день получения запроса. Там особо отметили, что отсутствие диалога органов МСУ с частными компаниями, задействованными в обслуживании пассажиров, - одна из причин, почему транспортная реформа в городе началась три года назад и никак не закончится. Президент этой организации Михаил Романычев выразил обеспокоенность, что в областном центре фактически введен мораторий на новые конкурсы, что еще более замедляет преобразования в их сфере. Отдельная тема - кому это может быть выгодно?

Далеко ли до конечной?

Михаил Романычев
Фото: сайт "Союза перевозчиков Нижегородской области

"Однозначно тем, кто не обновил свой подвижной состав и, по-моему, не собирается этого делать. Чего греха таить, мы все видим, какие "сараи" ездят по Нижнему Новгороду. Их уже по всем срокам быть не должно. Это первое, - акцентировал Михаил Романычев. - Второе, конкурсы должны разыгрываться не только на нерегулируемые (частные), но и на регулируемые, то есть на муниципальные маршруты. Это не я так хочу, это требование законодательства. Предположу, что НПАТ не может выйти на эти конкурсы, так как согласно ФЗ№ №220 туда не допускаются перевозчики, имеющие долги.  Скорее всего, Владимир Панов стремится закрыть эту брешь, взяв в Сбербанке новый большой кредит "Нижегородпассажиравтотранса" на 800 миллионов".

Лидер "Союза перевозчиков Нижегородской области" усомнился в экономической целесообразности этого шага, заметив, что платежи по коммерческому кредиту будут вряд ли меньше, чем проценты по пени, выставляемые налоговой. Но даже если, по словам Михаила Романычева, случится чудо и НПАТ после нового кредитного ярма не пойдет ко дну, надеяться на то, что законопослушные перевозчики получат равные права - большой наив.

"Поймите, что один НПАТ без частников с существующим пассажиропотоком не справится, и частники без НПАТ не справятся, - подчеркнул Михаил Романычев. - Правильно в вашем интервью сказал Александр Морёнов: чем больше они возят, тем больше генерируют убытков. Поэтому выход один: работать вместе, в единой связке, в конкурентной среде, в балансе 50 на 50,  утвердить  стандарт конкуренции, как того требует антимонопольное законодательство, и соблюдать его уважительно, как любой закон". 

Президент "Союза перевозчиков Нижегородской области" добавил, что унификация работы частников и муниципалов позволит забыть в том числе и о такой проблеме, как нелегалы. "Если мы будем работать в едином режиме, перевозить льготников, введя онлайн-кассы, если все категории пассажиров будут иметь доступ ко всем видам транспорта, то "нелегалам" попросту не останется места, потому как пассажиры с ними не смогут расплатиться  с помощью транспортных карт, - резюмировал Михаил Романычев.

Далеко ли до конечной?

Пока "зона покрытия" этого проездного оставляет желать лучшего. Фото: сайт компании "Ситикард"

Тема компенсации за выпадающие доходы  сложна и многогранна, как "Война и мир". С одной стороны, здесь социальная справедливость. Льготы пенсионеров, ветеранов, инвалидов должны действовать на всём городском транспорте. Потому что соцзащита  - это не Wi-Fi: тут он есть, а тут его нет. Соцзащита в виде льготного проезда должна быть повсеместной. С другой стороны, мы живем в условиях рынка, и надо понимать, что компенсация за перевозку  пассажиров этой категории  - стабильный и многомиллионный источник доходов.  Поделить их без интриг и войн можно лишь в рамках действующего законодательства: открыто и предельно честно.

Далеко ли до конечной?

Едем или уже приехали? Фото: Алексей Кудрявцев

Пока же сфера общественного транспорта напоминает будуар, где всё непотребство происходит в темноте и за большие деньги. А они, как вы догадываетесь большие, даже очень большие. Взять ту же компенсацию за перевозку льготников.  Как сообщили "Нижнему сейчас" в региональном минтрансе, только в 2018 году НПАТ по этой статье получил из областного бюджета почти 103 миллиона рублей. "Нижегородэлектротранс" и "Нижегородское метро" - 69,8 млн и 21,11 млн соответственно.

Но Валентине Якимовой, с рассказа о которой мы начали этот материал, до этих миллионов нет никакого дела. В её понимании - все денежные потоки, пусть даже и льготного назначения - ложь, обман и провокация. "Эта "Единая Россия" всю страну развалила.  Новые технологии обещают,  цифровизацию, нацпроекты какие-то,  а самого необходимого  для людей сделать не могут. Дайте мне нормальный транспорт, чтобы я не чувствовала себя бедной родственницей, чтобы могла сеть хоть в маршрутку, хоть в автобус и доехать от одной до другой улицы по полагающейся мне льготе. Большего мне не надо, я не прошу ничего особенного.  Если нет такой возможности, пустите больше муниципального транспорта, его ведь очень мало. Наведите порядок! Я прошу вас, пожалуйста!".

Заглавное фото : NN.RU