Едва ли не с первых дней после назначения врио губернатора Глеба Никитина общественность и экспертное сообщество ожидают прорыва. Кто-то уже вовсю творит нового кумира, иные не верят в живучесть московского гостя и втыкают критические ножи сугубо по сложившейся годами привычке. Большинство же с интересом наблюдает. Самое забавное, что все три типа поведения приводят к одному и тому же выводу: «Как же все запущенно!»
Похоже, нижегородцы привыкли к условиям большой говорильни, где реалии скрываются за пеленой пресс-релизов. Кому-то эта виртуальность даже выгодна, но в основной массе люди устали. Заговори глава региона на пафосе многообещающих проектов уже со старта – в этом сразу бы увидели традиции шанцевско-скудняковского периода. Но так не вышло: то ли из-за пересменки в пресс-службе, то ли в силу сознательного засушивания информационного поля.
По многим больным вопросам в октябре Никитин либо обозначал актуальность, либо вообще не высказывался. И это дало небезосновательный повод считать, что приоритет у врио один – снос двуглавой системы управления Нижним Новгородом. На некоторых ресурсах, симпатизирующих политической группе депутата ЗС НО Олега Сорокина, материалы об этом выходили день через день.
Пишут о том и сейчас, однако теперь публикации в стиле «Потерялся путинский мальчик» смотрятся несколько странно. Вдруг выяснилось, что вполне себе жизнеспособна тактика власти, когда решения сначала ищутся, прорабатываются, обсуждаются, а уж потом доносятся до населения в виде готового алгоритма. При этом городские власти, в помощь которым сработали регионалы, радуются и пиарят эти решения за себя и за облправительство, а оно, правительство, не слишком-то и отсвечивает.
Возьмем, например, ситуацию с зимней уборкой дорог в Нижнем Новгороде. Выделенный из облбюджета миллиард позволит избежать коллапса, если потратить его эффективно, комментирует Глеб Никитин. Глава города Елизавета Солонченко, со своей стороны, поясняет населению, как изменится норматив на квадратный метр – рост с 61 до 125 рублей.
10 миллиардов на дороги региона будет потрачено из областного дорфонда, 1,7 миллиарда – из федеральных средств. Это позволит отремонтировать и реконструировать более 500 километров дорожной сети, еще 126 километров – на средства федеральной целевой программы «Безопасные и качественные дороги».
А вот уже и.о. главы администрации Нижнего Новгорода Наталья Казачкова рекламирует решения команды губернатора. Более 1,5 миллиарда область выделяет на ремонт и содержание дорог Нижнего Новгорода, 600 миллионов на строительство двух школ, 140 миллионов – на расселение из аварийного фонда, 400 миллионов – на обновление подвижного состава нижегородского метро, 170 миллионов – на новые муниципальные автобусы. Всего же, как сообщает Казачкова, регион дает на социально важные вопросы более 3,6 миллиардов рублей. Много это или мало? Для потребностей обветшавшего областного центра - недостаточно, с точки зрения закрытия более трети дефицита муниципального бюджета – очень даже неплохо. Пожалуй, впервые за последние годы у городского лобби отбирают излюбленный лейтмотив об ограблении Нижнего Новгорода.
Интересно, что и мэр города в кои-то веки ведет себя как власть. Ради сохранения исторических объектов деревянного зодчества Елизавета Солонченко просит повременить с аукционами по РЗТ. В том же направлении меняется риторика и в обновленном руководстве госохранкультуры. Чиновники задумались о программе сохранения исторического центра, о чем в последние годы градозащитники и мечтать не могли. Видеть, как горожане в соцсетях обсуждают именно это, а не очередные дрязги элит, наверное, приятно.
И ведь ничего сверхъестественного, ничего героического в коридорах нижегородского кремля не происходит. Все, что только начинается – лишь попытка привести структуры власти к управленческой нормальности. И далеко не факт, что конечный результат будет соответствовать первым впечатлениям.
Что совершенно точно, в команде Никитина с пиаром пока не торопятся, и даже руководители направления до сих пор не согласованы. Между тем, есть и более важные, хотя и неофициальные новости. Так, по ряду инфраструктурных и социальных направлений в министерствах формируются проектные офисы. Косвенным подтверждением можно считать концепцию создания цифрового города, где вовлечение нижегородцев в управление может стать частью процессов принятия решений.
Все выглядит фантастически нереально, если бы не одно «но». Для новой власти на контрасте с предшественниками действительно может быть уместна принципиально иная стратегия. В последние годы нижегородцы твердо усвоили: связь между первыми лицами в телевизоре и качеством жизни в городе совсем не очевидна. Граждане вполне могут не знать положительных качеств руководителей, но видеть их работу, и для нового цикла власти, особенно федеральной, это может иметь принципиальное значение.
В новом призыве губернаторов Кремль пытается сформировать принципиально иное поколение управленцев. О необычной задаче говорят испытания кандидатов прыжками со скал и под колесами БТР. Когда страна в кризисе и под мощным внешним давлением, а единственным избирателем де-факто выступает президент, от губернаторов требуется гораздо больше, чем привлекательный имидж.
Было бы любопытно увидеть трансляцию этого экстремального опыта на подчиненных губернатора, а с избранием нового мэра Нижнего Новгорода – еще и на городских чиновников. Известно, что и Никитин, и Панов проходили обучение по схожей программе – а танковый полигон в регионе расположен весьма удобно! Скалы тоже можно найти, если постараться!