Когда ты видишь на улицах города какое-нибудь обновление - глаз радуется, а душа цветет, ведь привычная дорога из дома на работу уже надоела своей привычностью. Но последнее время любая новизна на поверку оказывается какой-то безделушкой, которая ломается через пару дней после запуска. Что-то подобное происходит с такими классными светодиодными светофорами, которые повсеместно установили в Нижнем Новгороде.
Историческая справка
Видимо яркий взрыв после падения Протона-М, когда "что-то пошло не так", не дает покоя всем чиновникам РФ, которые поняли, что теперь можно свинячить по-крупному. Теперь это такая номенклатурная забава - с помпой объявить об установке, допустим, информационного табло, которое в реальном времени меряет скорость вашего автомобиля и демонстрирует эти вдохновляющие цифры. Помните такое на улице Родионова? Ну вот оно:
Тогда наша элита раскатистым басом пела о том, что эти табло будут устанавливаться повсеместно, ибо они прям без обиняков снижают вероятность ДТП на опасных участках Нижнего Новгорода. Потом через неделю это табло непременно ломается, потому что никто не ожидал, что у нас может идти дождь или, не дай Бог, снег. А еще через неделю это потрясающее нововведение под покровом ночи стыдливо убирают. Тогда мы могли обрадоваться лишь одному факту - это недоразумение было установлено на деньги неназванной нефтеперерабатывающей компании (по фотке угадайте..), и наши кошельки тут не поучаствовали.
Money
За наши же деньги нас любят наши дорожные службы, которые денно и нощно самоотверженно регулируют наше с вами движение. Регулируют они его только там, где можно быстро срубить бабла. Я об этом уже писал большую и страшную статью, где распинался о камерах фото- и видеофиксации, средствах типа "Паркон" и эвакуаторах - обязательно ознакомьтесь. Ознакомиться с тем материалом стоит и по причине главной морали - там где нет денег - там никто ничего и не думает делать. У нас никто не будет рассекать на Парконах по улице и площади Горького, или по Должанке, или по Ковалихе, или по Верхневолжской, зато будет ежедневный чёс по Большой Печерской.
Давайте уже перейдем к главной теме этой статьи - светофоры. На каком этапе в этом вопросе могут появится деньги? Верно, они подразумеваются только в начале. Представим идеальный вариант:
- Администрация закупает светофоры у конкурирующих между собой поставщиков за определенную цену (аукцион)
- Администрация проводит тендер на установку закупленных светофоров
- Светофор ближайшие лет десять услужливо работает
- Все счастливы
Давайте теперь выясним, за какую сумму лично я и вы сможем приобрести себе один-два светофорчика, дабы впечатлить домочадцев и соседей по деревне. А может это необычайно прибыльный бизнес, и нам стоит ввалить все свои сбережения на производство светофоров, а потом купаться в прибыли. Берем самый крутой светодиодный пешеходный светофор со звуковым сигналом диаметром в 300 мм:
Средняя стоимость по РФ - 16 000 рублей.
Ну и транспортный возьмем также самый дорогой:
Средняя стоимость по РФ - 23 000 рублей.
Мда, нужно полностью снабдить светофорами несколько крупных городов, чтобы окупить этот бизнес, но или поступить так, как это сделали в нашем любимом городе.
А у нас во дворе
Наши коллеги из NN.ru писали материал о "ловушках" для водителей, когда знак "остановка запрещена" ставился прямо на удобно нарисованные "карманы" для парковки. Мы писали о возможной установке габаритных ворот на улицу Лысогорская, чтобы там не ездили бетономешалки, портящие дорогу. Все мы звоним главе ГИБДД Игорю Михайлушкину, который грустным голосом сообщает, что в 2012 году был принят закон "О Полиции", через который все полномочия ГИБДД были рассованы по мелким ведомствам. Вы должны понимать, что чинят дорогу, наносят разметку, ставят светофоры и знаки, а также эвакуируют вашу любимую бибику - частные компании. Изначально подобная идея не сулит ничего плохого, ведь тогда должна развиться здоровая конкуренция, цены должны снизиться, а дорожное движение стать удобнее и безопаснее. Не тут-то было!
Администрация уже который год объявляет предельно странный аукцион на выполнение работ по установке (строительству) светофорных объектов. Это либо общий конкурс сразу на целый район, либо по одному объекту куда-то конкретно. Стоимость всей этой вакханалии не поддается никакому здравому исчислению, потому что прайс на конкретные работы через закупочные документы покрыт мраком. Есть только общая цена:
Есть общая стоимость одного тендера по определению поставщика на 2014 год ~ 12 615 000. Для сравнения, в Казани ~ 5 000 000.
Победителем этого аукциона уже который год является единственная компания, у которой почему-то нет ни единого конкурента - СМЭУ ГУВД (Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение).
В 2010 году на всех этих ребят была заведена пара уголовных дел по статье "Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере". Следствие было уверено, что сотрудники СМЭУ свистнули около 700 млн. рублей на тендере по разметке на трассе М-7 и улице Родионова. До суда вся эта история добиралась два года, и за это время от сердечного приступа успели умереть главный обвиняемый и его адвокат. Сердобольный суд решил спустить всё на тормозах, оставив других участников процесса на свободе.
После тех событий смертью храбрых пал сайт СМЭУ, а исполнять обязанность начальника стал бывший главный инженер управления - Игорь Канаев, который рулит организацией и по сей день. Все властные и чиновные структуры города уверяют всех, что СМЭУ - самостоятельная организация, которая кормит себя сама. А как еще прокормиться, если один светофор стоит 20 тысяч рублей? Правильно! Нужно непомерно задрать цену на его установку, а потом еще еженедельно его чинить. В одном из своих интервью господин Канаев сетовал, что большая часть наших светофоров - убогий хлам. Всего их 485; нового типа - около 100 (и все ломаются). Найдем на госзакупках тендер на установку одного светофора:
Итого: 223 300 000 - нужно нам и СМЭУ, чтобы установить еще 385 новых светофоров, который будут капризничать при любом погодном изменении.
Решение проблемы
Только появление здоровой конкуренции поможет реанимировать это мёртвое тело нашего дорожного хозяйства. Ну или нам нужно привыкать, что на той же "губернаторской" и "мэрской" улице Родионова светофоры ломаются почти ежедневно.