Количество обращений о нарушении прав потребителей увеличилось в 2020 году на 14,7%. Об этом рассказала начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова на пресс-конференции 24 февраля 2021 года.
Так, в 2020 год в управление поступило 8812 обращений, в том числе письменных – 8601. В 2019 году – 7680 и 7364 соответственно. Рост по общему количеству обращений составил 14,7% (на 1132 больше), в том числе по письменным – 16,8% (на 1237).
Как рассказала Цветкова, несмотря на рост обращений, отмечается снижение количества жалоб по следующим сферам: розничная торговля по образцам – на 12,7%, услуги общественного питания – на 35,7%, бытовые услуги – на 3,9%, техобслуживание и ремонт автотранспортных средств – на 13,5%, автостоянки – на 66,7%, услуги связи – на 16,4%, услуги подвижной связи - на 23,2%, телематические услуги – на 32,8%, телевизионная связь – на 45,9%, долевое строительство жилья – на 34,1%, риэлторские услуги – на 28,1%, жилищно-коммунальные услуги – на 18%.
Вместе с тем увеличилось число обращений в сфере розничной торговли в целом – на 11,5%, а в сфере услуг в целом – на 16,5%. Кроме этого, выросло число жалоб нижегородцев на нарушение прав при продаже продовольственных товаров – на 39,3%, при дистанционной продаже товаров– на 37,1%, при оказании услуг дистанционным способом – в 46,2 раза, при оказании туристских услуг – в 2,1 раза, транспортных услуг – в 2 раза, услуг перевозки воздушным транспортом – в 11,5 раз, автомобильным транспортом – на 31,7%.
Также увеличилось число обращений на деятельность на финансовом рынке – на 38,7%, на страховую деятельность – на 10%, на банковские услуги – на 54%, на деятельность микрофинансовых организаций – на 21,4%, на платные образовательные услуги – в 2,5 раза, на платные медицинские услуги – в 2,1 раза, а также на культурно-развлекательные мероприятия – в 2 раза, на прочие виды деятельности – на 58,1%.
Цветкова отметила, что в условиях коронавируса основными причинами жалоб на дистанционную торговлю стал отказ расторгнуть договор или заменить некачественный товар, а также несоблюдение сроков поставки.
Начальник отдела защиты прав потребителей также рассказала, что при оказании туристских услуг потребители обращались в управление Роспотребнадзора с жалобами на отказ в возврате денег за несостоявшиеся из-за пандемии туры.
Частыми были обращения нижегородцев и по вопросу возврата стоимости за отмененные или перенесенные культурно-массовые мероприятия.
На вопрос о том, что делать, если организатор концертов разорился в пандемию и не может провести перенесенные концерты, Цветкова ответила, что такой случай пока законодательством никак не регулируется, отметив, что возможно будут изданы дополнительные постановления. Либо решать вопрос нужно будет через судебных приставов. Согласно закону, после отмены режима повышенной готовности возврат денег за отмененные концерты возможен в течение 180 дней.
Кроме этого, поступали жалобы на отказ от заключения договора купли-продажи или оказания услуг из-за того, что у потребителей отсутствовали средства индивидуальной защиты.
За все выявленные нарушения управлением составлено 748 протоколов.
Нина Цветкова также напомнила, что в 2020 году на 100 тысяч рублей был оштрафован агрегатор "Яндекс Такси", оказывавший услуги по перевозке людей без разрешения. Цветкова уточнила, что штраф оплачен.
Нина Цветкова также отметила, что в 2020 году всего проведено 190 проверок, что в 8 раз меньше, чем в 2019 году. Это связано с тем, что в период пандемии проверки были запрещены. Однако управление смогло провести 18 контрольных закупок, в ходе которых выявлены обсчет и обвес потребителей, несоответствие цен на кассе и в зале магазинов, продажа сигарет без акцизов и другие нарушения. По итогам проверок составлено 27 протоколов. Кроме этого, проведены 3 проверки на центральном (Канавинском) рынке в Нижнем Новгороде. Там выявлена продажа меховых изделий без контрольно идентификационного знака, за что предпринимателей оштрафовали на 5 тысяч рублей каждого с конфискацией товара.
Добавим, что проконсультироваться по вопросу нарушения прав потребители могут, позвонив на "горячую линию" Роспотребнадзора 8-800-555-49-43.
Фото: управление Роспотребнадзора по Нижегородской области