Модельный бюджет региона: способности и потребности

В Советском Союзе были популярны модели автомобилей в масштабе 1: 43. Они  были точной копией реальных авто – в них открывались двери, капот. Вот только самостоятельно ехать они не могли...

ОСТАЮТСЯ  В  ЗАВИСИМОСТИ  ОТ  РЕГИОНА

Именно эта ассоциация родилась при рассмотрении ситуации с модельным бюджетом Нижегородской области. Взаимоотношения с нижестоящими муниципальными бюджетами строятся теперь не от уровня прошлого года, а после анализа потребностей.

Модельный бюджет региона: способности и потребности

Ольга Сулима. Фото из личного архива.

Ольга Сулима, министр финансов Нижегородской области:

"В текущем году разработаны принципиально новые подходы к формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, основанные на применении модельных бюджетов".

Это означает, что при распределении финансовой помощи муниципалитетам сначала рассчитываются по единой методике и затем используются в расчете "модельные расходы" муниципалитетов. Они представляют собой расчетный объем расходов муниципальных образований, максимально учитывающих специфику муниципалитетов и объективные факторы, влияющие на стоимость предоставления бюджетных услуг населению, а также оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий.

Реализация проекта была инициирована губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, который поставил перед министерством финансов две основные задачи: разработать модель расчета местных бюджетов и применять ее в качестве инструмента контроля за ответственной финансовой политикой на местном уровне.

Результатом внедрения нового подхода должно быть качественное исполнение органами местного самоуправления собственных полномочий, а также система контроля за осуществлением органами местного самоуправления приоритетных статьей расходов, таких как заработная плата, инвестиционные расходы и за проведением ответственной финансовой политики.

Вот только депутаты Законодательного собрания уже выделяли  в сентябре 172 млн рублей дополнительно 4 муниципалитетам.  Да ещё губернатор Глеб Никитин внёс в Законодательное собрание предложение  выделить  дополнительные средства муниципалитетам, находящимся в сложном финансовом положении, для чего необходимо внести  поправки в бюджет – 2018. Общая сумма – 220 млн рублей дотаций. Если поправки будут приняты, доходы области будут увеличены на 540,3 миллиона – до 154,58 миллиарда рублей, а расходы – на 340,3 миллиона - до 156,84 миллиарда рублей.

Но дело даже не в цифрах как таковых, а в том, что, получается – принцип модельного бюджета уже не сработал, ещё на старте нововведений. Потому что, если всё рассчитано по методикам, зачем нужно дополнительно выделять деньги?  Даже если муниципалитеты реально в них нуждаются. Ведь это своего рода продолжение зависимости от регионального бюджета, тогда как цель модельного бюджетирования – побудить муниципалитеты развивать собственную доходную базу, привлекать инвесторов, поднимать местную экономику. Словом, не ждать милостей от бюджета, а шевелиться самим.

И вот – снова патернализм со стороны вышестоящего бюджета!

Для справки: патернали́зм (лат. paternus "отцовский, отеческий") — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного.

ЗАВТРА  БУДЕТ  ЛУЧШЕ,  ЧЕМ  ВЧЕРА? 

Как бы то ни было, сегодня депутатам регионального парламента предстоит среди 30 прочих вопросов рассмотреть во втором чтении  проект закона "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

При работе над бюджетом депутаты рассмотрели целый ряд поправок по предмету первого чтения. Так, объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2019 году будет увеличен почти на 12 млрд рублей.

Кроме того, в областном бюджете на 2019 год предусмотрены средства в сумме 301,5 млн. рублей на возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан. В регионе планируется изменить методику в части увеличения размера расчетной ставки на проезд на одну поездку на городских маршрутах регулярного сообщения для муниципальных транспортных предприятий до фактически установленной стоимости проезда на территории соответствующего муниципального образования. На 2020 и на 2021 год на возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов от перевозки льготников также будет заложено 301,5 млн. рублей ежегодно.

С учетом предлагаемых изменений основные параметры областного бюджета составят:

В 2019 году:

  • доходы – 165,3 млрд рублей (увеличиваются на 11,8 млрд  рублей);
  • расходы – 165,3 млрд рублей (увеличиваются на 11,8 млрд  рублей);
  • дефицит/профицит – 0 рублей.

В 2020 году:

  • доходы – 168 млрд рублей (увеличиваются на 11,7 млрд рублей);
  • расходы – 168 млрд рублей (увеличиваются на 11,7 млрд рублей);
  • дефицит/профицит – 0 рублей.

В 2021 году:

  • доходы – 173,4 млрд рублей (увеличиваются на 12 млрд. рублей);
  • расходы – 171,9 млрд рублей (увеличиваются на 12 млрд  рублей);
  • профицит – 1,5 млрд рублей.

Александр Шаронов, председатель  комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области сообщил в интервью СМИ:

Модельный бюджет региона: способности и потребности

Александр Шаронов. Фото из личного архива.

"Потребительская способность россиян, к сожалению, падает. Всё это не способствует ускорению экономического роста. Нам нужна стабильность! Помните высказывание Столыпина: "Дайте нам 20 лет стабильности, и вы не узнаете Россию". Это очень актуально и в наше время…

В 2019 году, если не будет ничего нового (а мы сейчас этого не можем знать), то в Нижегородской области будет небольшой рост.   Примерно как в этом году. Думаю, что начало реализации национальных проектов даст свой эффект. Они стали более ориентированы на создание инфраструктуры для региона. Это касается и промышленности, и образования, и дорожного строительства".

 

На мой взгляд, у губернатора Глеба Никитина вроде бы хорошо получается работа с нацпроектами. Это видно хотя бы по объему подтвержденного финансирования на их реализацию для нашего региона.

Да. Это мы пока видим только из заявлений транслируемых через пресс-службу… Новые ли это деньги для региона или декорированные под нацпроекты и так положенные в бюджете вышестоящие трансферы - мы пока загадывать не будем...

Модельный бюджет региона: способности и потребности

На сегодняшний день для региона есть "подтвержденные" федеральные средства в объеме 11 миллиардов рублей. Они пойдут на реализацию различных программ, в том числе и нацпроектов. И, стало быть, это очень хороший показатель работы нашего правительства с федеральным центром. До наступления финансового года такие средства раньше никогда не были подтверждены.

Но, как говорится, "цыплят по осени считают", и что в реальности перепадёт нашему бюджету, будет видно позднее. Вот тогда и дадим (обязательно дадим) объективную и честную оценку работе и громким, впереди бегущим, заявлениям. Но тем не менее где-то в глубине души мы рассчитываем, что в объём дополнительных средств из федерального бюджета и доходная часть областного бюджета в результате эффективного менеджмента будет только расти. И этот рост будет виден и прочувствован каждым нижегородцем!