13 декабря в Сером доме нижегородского Кремля обсудили бюджет Нижнего Новгорода на следующий год. Как любят говорить провинциальные журналисты, «всем миром». По крайней мере, прийти и высказаться номинально мог каждый.
Глава администрации города Сергей Белов, похоже, ожидал, что на публичные слушания по проекту городского бюджета народ, что называется, повалит толпами. Предполагалось даже, что мест в зале всем не хватит, а потому нужно, в случае небывалого людского ажиотажа организовать трансляцию заседания в фойе здания мэрии. Почему Сергей Белов решил, что горожане, до последнего времени довольно апатично взиравшие на чиновничью возню с бюджетом, вдруг ни с того ни с сего ринутся давать муниципалам «полезные советы» в стиле «Как нам реорганизовать Рабкрин», не очень понятно.
В итоге ажиотажа не было. Белова – тоже.
Глава департамента финансов администрации города Юрий Мочалкин не спеша изложил основные параметры бюджета. «Отдуплился» всего за 15 минут.
Юрий Мочалкин, глава департамента финансов администрации города:
- Расходная часть бюджета сформирована в программном виде. Будут действовать 22 муниципальные программы, охватывающие все сферы деятельности администрации города по реализации как вопросов местного значения, так и переданных с регионального уровня государственных полномочий. Действующим бюджетным законодательством предусматривается корректировка муниципальных программ в соответствии с решением о бюджете в течение 3 месяцев после принятия бюджета.
Как видим, несмотря на то, что слушания - общественные, быть понятым народу господин Мочалкин не стремился - обычный для финансистов "птичий язык". Наверное, поэтому вопросов по существу к докладчику не было, если не считать уточняющий вопрос, где можно увидеть более подробные параметры бюджета. Ответ: «На сайте администрации».
Программный характер муниципального бюджета – нечто новенькое. Зачем это делается? «Программный бюджет максимально концентрирует ресурсы бюджета города на необходимых направлениях деятельности для наиболее эффективного и результативного их использования», - говорят составители бюджета. В то же время некоторые депутаты Думы Нижнего Новгорода считают, что подобным образом мэрия «прячет» возможные манипуляции с бюджетными статьями в будущем от наиболее любопытных депутатов и вообще всех «чужаков».
Меня, например, удивило, что доходы бюджета города на следующий год больше на 4,2 миллиарда рублей, чем доходы года уходящего. При этом почти половину доходной части (13 миллиардов рублей) составят поступления от межбюджетных трансферов, в том числе и от областного бюджета. Странно: муниципальные чиновники при каждом удобном случае говорят, что денег в бюджете нет, а доходы бюджета между тем ежегодно растут как на дрожжах! Так и хочется произнести уже хрестоматийную фразу: «Где деньги, Зин?!»
Из доклада директора департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Ирины Семашко можно было узнать, что население Нижнего Новгорода составляет 1 миллион 275 тысяч человек (40 процентов от населения региона). Областной центр дает 39 процентов общего объема региональной прибыли и 58 процентов общего объема сбора налогов в Нижегородской области. В следующем году ожидается инфляция не более 7 процентов. Средний размер заработной платы в Нижнем, согласно статистике, составляет 35 тысяч рублей в месяц (да-да! статистика не врет!), а в уходящем году инвестиционная активность в Нижнем выросла почти на 6 процентов.
А как же пресловутый кризис? Или о нем вспоминают только тогда, когда нужно попросить денег в банках или у вышестоящих бюджетов?
Ирина Семашко, директор департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства Нижнего Новгорода:
- В течение 2016 года экономика продолжала находиться под негативным влиянием внешних факторов. Вместе с тем, восстановительный рост по ряду ключевых показателей говорит о том, что экономика постепенно адаптируется к работе в сложных условиях.
Больше про кризис я не услышал ни слова. Даже про сложную международную обстановку – ни-ни! Вот чего не отнять у чиновников, так это изумительной изворотливости и профессионального умения подать выгодную фактуру в нужное время в нужном месте и в нужном виде!
Наиболее эмоционально на слушаниях прозвучало выступление председателя совета многоквартирного дома в Ленинском районе Юрия Кузнецова, который высказал свои предложения по увеличению бюджета.
Юрий Кузнецов:
- У вас перед главным входом на дороге нанесена «зебра». Ее практически нет. В год на нанесение расходуется больше 60 миллионов рублей. По истечении одного - двух месяцев она исчезает, дорога делается с гарантией до пяти лет. Можно ли сделать «зебру» на 5 лет? Можно. Один из вариантов: выфрезеровать в асфальте и залить белым цементом, отшлифовать - и на 100 лет. Заказать инженерам, и они сделают такую машину. Вариантов множество, вплоть до замены «зебры» на цветной асфальт. Нужно объявить конкурс на лучшее предложение по разметке с хорошей премией, и вопрос будет решен. Воплотить в жизнь. Сколько сэкономим за 5 лет! Получается 4 года по 60 млн.рублей.
…Ежегодно выделяются миллионы рублей на спил бракованных деревьев, и все деревянные отходы везем на свалку. Писал письмо в администрацию, говорил с министром сельского хозяйства, предлагал построить в совхозах «Ждановский» и «Горьковский» по котельной в тепличном хозяйстве, и сжигать. Министр согласился со мною - и уехал в Москву.
После речи Кузнецова зал разразился аплодисментами. А что из того, что предложил этот человек, «пойдет в работу»? Ни-че-го! И все об этом прекрасно знают! Зачем же зовут таких, как Кузнецов? Ну как же, чтобы внести «живую народную струю» в скучные бюджетные посиделки! Повеселились и будет!
По окончании мероприятия глава города Иван Карнилин заявил, что «дискуссия прошла интересно». Любопытно было бы только узнать, кто с кем дискутировал?