Бюджет Нижнего Новгорода в 2019 году исполнен на 93%

14 мая 2020 года в онлайн-режиме прошли публичные слушания по вопросу исполнения бюджета Нижнего Новгорода за 2019 года. Трансляция началась с перебоями и был смещена по времени.

Как напомнил директор департамента финансов Юрий Мочалкин, доходы бюджета изначально составляли 29,9 млрд рублей, расходы – 30,2 млрд рублей, дефицит – 300 млн рублей. В течение года 16 раз вносились изменения, в итоге параметры доходы составили 34,9 млрд рублей, расходы – 36,6 млрд рублей, дефицит – 1,7 млрд рублей.

Доходная часть исполнена на 32,4 млрд рублей (за 2018 год – 31,8 млрд рублей), что составляет 108,4% к первоначальному и 93% к уточненному бюджету. Собственные доходы исполнены в сумме 14,2 млрд рублей; безвозмездные поступления – 18,2 млрд; налоговые – 10,7 млрд и неналоговые – 3,5 млрд рублей. При этом стоит отметить, что доходы от НДФЛ в 2019 году выросли и составили 7,4 млрд рублей (в 2018 году – 6,8 млрд).

Расходы исполнены в сумме 34,01 млрд рублей (за 2018 год – 32,005 млрд рублей), что составляет 112,3% к первоначальному бюджету и 92,9% к уточненному бюджету. 30,9 млрд рублей были потрачены на 24 муниципальные программы. Исполнение расходной части за счет собственных средств составило 14,9 млрд рублей.

18,5 млрд рублей было направлено на образование (6,7 млрд рублей – содержание детсадов, 992,1 млн рублей – строительство детсадов, 7,7 млрд рублей – содержание школ, 619,9 млн рублей – строительство школ); на культуру – 1,34 млрд рублей; на развитие физкультуры и спорта – 1,11 млрд рублей (устройство скейт-парков – 5,7 млн рублей, строительство и реконструкция спортобъектов – 429,6 млн рублей (ФОК на пр. Гагарина, замена футбольного покрытия в СШОР №8); на соцполитику – 962 млн рублей.

Расходы на транспорт составили 5,33 млрд рублей, из них 965,9 млн рублей – на возмещение расходов предприятий от перевозки льготников (МП "Нижегородское метро" – 604,5 млн рублей, МП "Нижегородэлектротранс" – 151,9 млн рублей, НПАТ – 209,5 млн рублей; 1 млрд рублей – на оплату лизинговых платежей на приобретение автобусов, метро и трамваев.

На программу "Формирование комфортной городской среды" (ФКГС) было израсходовано 684,7 млн рублей.

Бюджет города в 2019 году исполнен с дефицитом в размере 1,6 млрд рублей, из которых 1 млрд – отраженные в учете остатки средств 2018 года. Дефицит составил 2,5% от собственных доходов. Объем муниципального долга – 83,5% (11,9 млрд рублей) от объема доходов.

После доклада Мочалкин ответил на поступившие заранее вопросы от слушателей. В частности, люди интересовались, какой объем муниципального долга сложился на 1 января 2020 года и как планируется его снижать.

Директор департамента пояснил, что долг составил 11,87 млрд рублей, в том числе 5 млрд – муниципальные ценные бумаги, 6,3 млрд – кредиты кредитных организаций и 546 млн рублей – бюджетные кредиты.

"В соответствии с принятым бюджетом на 2020-2021 года запланировано сохранение долга на том же уровне и постепенное снижение долга в 2021-2023 годах", - размыто ответил о способах погашения Мочалкин.

И еще один вопрос касался размещения муниципальных облигаций. Юрий Мочалкин ответил, что облигации планируется разместить в 2020 году. Отметим, что городская Дума уже одобрила размещение облигаций на 4 млрд рублей сроком обращения на 5 лет. Однако Мочалкин отметил, что это случится при "благоприятной конъюнктуре рынка".

Также по докладу об исполнении бюджета вопросы возникли у депутата Евгения Лазарева (беспартийный).

Он подчеркнул, что заключение контрольно-счетной палаты было направлено депутатам только за день, поэтому ознакомиться с материалами к слушаниям не предоставлялось возможным. "Так публичные слушания проводить нельзя", - отметил депутат.

Кроме того напомнил, что было запланировано предоставление субсидий транспортным предприятиям в размере 1,077 млрд рублей. При этом в мэрии говорили, что планируется снижение размера субсидий и за счет роста пассажиропотока, приобретения автобусов. По факту же получилось – субсидии на конец года составили 965 млн рублей. "Много. И в течение года так и не удалось получить ответ, какие же все-таки мероприятия проводились на для снижения субсидий?", - поинтересовался Лазарев.

Юрий Мочалкин сказал, что правительством области было изменено постановление о предоставлении субсидий по выпадающим доходам транспортным предприятиям.

"В результате сумма из регионального бюджета на выпадающие доходы была увеличена практически вдвое. Кроме того, "Нижегородпассажиравтотрансом", чтобы в этом году работать без долгов, были привлечены кредитные ресурсы. Предприятие погасило всю просроченную кредиторскую задолженность и приступило к плану погашения кредиторки и одновременно, по крайне мере, первые три месяца работало безубыточно", - ответил Мочалкин.

Лазарев в свою очередь спросил, какой размер просроченной задолженности НПАТ был погашен и какой кредит привлечен.

Мочалкин сказал, что не имеет перед собой цифр по МП, которые не являются участниками бюджетного процесса. На этот вопрос не смогла ответить и директор департамента экономического развития и закупок Марина Антипова, ссылаясь, что в вопросе лучше разбирается директор департамента транспорта Елена Лекомцева. Однако последняя в обсуждении участие не принимала, поэтому вопрос остался без ответа. Ответ Лазареву пообещали предоставить письменно.

Второй вопрос депутата Лазарева касался выделения средств на капремонт школ.

"Обычно мы закладываем порядка 10-15 млн рублей на такую социально важную статью. При этом нам из года в год говорят, что сумма, которую нужно заложить, составляет свыше миллиарда рублей, то есть мы закладываем в местный бюджет 1% необходимых средств. Что мы видим по 2019 году: заложили 15 млн рублей, нам обещали, что будет софинансирование из областного бюджета. По факту у нас получилось софинансирование до 80,6 млн рублей, то есть область нам профинансировала 65 млн при потребности свыше миллиарда. Обещали отремонтировать 11 школ. В итоге, как нам говорят, исполнение бюджета по школам составило 42,2%. Когда это закончится? Кто за это будет отвечать? И как вы можете прокомментировать то, что происходит с городским бюджетом?", - обратился депутат к администрации.

Юрий Мочалкин поправил, что на капремонт школ и детсадов в 2019 году было израсходовано 196 млн рублей.

"Не знаю, почему вы говорите об исполнении 42%. Возможно, это идет по департаменту строительства и капитального ремонта, там эту сумму можно увидеть. В этом году эта сумма увеличена. Если нужно, информацию по отремонтированным школам в 2019 году и о планах на 2020 год предоставим вам отдельно", - ответил Мочалкин.

Лазарев ответил, что ответа так и не получил, а цифру в 42% взял из заключения КСП. На вопрос Лазарева о том, кто будет отвечать в случае возможного обвала школы, Мочалкин сказал, что он отвечает только за формирование бюджета, поэтому данный вопрос не к нему.

"С учетом того, что недофинансируются катастрофически социально важные сферы, когда мы тратим гигантские суммы на "поддержание штанов" в муниципальных предприятиях, то мы из резервного фонда, администрация сочла это возможным, направляем 10 миллионов рублей на развитие КВН. При этом отчетов о расходах этих 10 миллионов рублей представлено не было. Мне хотелось бы узнать, почему у нас так получается?", - спросил депутат.

"Деньги на КВН были направлены не из резервного фонда, они были перераспределены с резервного фонда по решению Думы. Что касается приоритетности расходования, то решение также принимала городская Дума. Свое личное мнение здесь я высказывать не могу", - ответил Юрий Мочалкин.

Последний вопрос Лазарева касался того, какие доходы планировалось получить от деятельности МП "ЕЦМЗ", а также какая сумма от прибыли от АО "Нижегородский водоканал" и АО "Теплоэнерго" поступила в бюджет города.

Мочалкин пояснил, что от водоканала и "Теплоэнерго" в виде дивидендов было получено 80 млн рублей. По ЕЦМЗ данных у Мочалкина не было. Лазарев попросил уточнить, сколько процентов от прибыли составляют дивиденды указанных предприятий. Мочалкин ответил, что у муниципальных предприятий – это до 50%. Данных по акционерным обществам у Мочалкина также не было. Этот вопрос он попросил адресовать председателю комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Светлане Помпаевой. Однако она не принимала участие в слушаниях.

В заключение обсуждений слово взял председатель комиссии городской Думы по бюджету Марк Фельдман (фракция "Единая Россия").

Бюджет Нижнего Новгорода в 2019 году исполнен на 93%

Марк Фельдман (фото: ИА "Нижний сейчас")

"Давайте будем откровенными, ну нет в муниципальных бюджетах средств на реализацию крупных финансовоемких проектов, у нас с вами нет инвестиционного фонда. Бюджетное законодательство распределяет источники формирования бюджетов и расходные обязательства таким образом, что без активной помощи областных властей нам по определению не обойтись. Итоги исполнения городского бюджета за 2019 год показали, что работа с областным правительством позволила заложить фундамент для дальнейшего развития города. Для меня важным фактором является то, что администрация использует не только средства межбюджетных трансфертов для решения многих застарелых проблем, но, и сегодня можно уже четко говорить, внедрена практика концессионных соглашений. Можно по-разному к ним относиться, но если анализировать результат, а не процесс, то мы понимаем, что за счет инвестора проводится ремонт вагонов метро, фонтанов. Хочу еще обратить внимание, что средний процент заимствований муниципалитетом в 2019 году составил 7,7%, в то время как общероссийский показатель составляет 8,5%. Это результат грамотной и выверенной долговой политики", - сказал Фельдман.

Бюджет Нижнего Новгорода в 2019 году исполнен на 93%

Евгений Лазарев (фото: ИА "Нижний сейчас")

"Тоже воспользуюсь правом и выступлю. Во-первых, считаю, что публичные слушания нельзя признать состоявшимися по формальным соображениям. Я, например, в списке участников не вижу простых горожан. Сами цифры …15 участников … и администрация отчитывается перед горожанами о потраченных 32 миллиардах рублей, это выглядит не очень правильно. Что касается доклада, то пояснительная записка составлена некорректно, например, в части использования резервного фонда. Эти цифры не бьются с теми, которые представлялись в докладах на заседаниях профильных комиссий. Цифры, которые представлены в заключении КСП, не бьются с докладом Юрия Николаевича Мочалкина, например, по исполнению бюджета по капремонту школ. Еще хотел обратить внимание, что мы не закладываем в бюджет публичные обязательства города. Капремонт школ требует свыше миллиарда, мы закладываем 15 миллионов. Денег нет, но мы закладываем туда самый минимум. Да, бюджет будет исполняться, но это не будет говорить о том, что город исполняет свои обязательства перед жителями. Он (город, - прим ИА "Нижний сейчас") не ремонтирует школы, не наносит дорожную разметку, не расселяет аварийный фонд, он не выполняет массу своих обязательств перед жителями. В свое время у города отняли определенные источники, но ни администрация, ни Дума за эти источники не бьется. Мы просто год от года констатируем тот факт, что нам собственных доходов не хватает и ориентируемся на помощь области. Это приводит к тому, что в 2019-2020 годах область, возможно, не доверяя городу в расходовании средств, начинает забирать себе Чкаловскую лестницу, недостроенные ФОКи – и большую часть расходов местного бюджета область забирает на себя. Практически на 60% расходы бюджета города сформированы за счет вышестоящих бюджетов. Так жить дальше нельзя. Правильнее было бы сказать, что у города нет своих средств, мы закладываем в бюджет все необходимые расходы, но источников покрытия этих расходов у нас нет, поэтому мы публичные обязательства и обязательства перед жителями не выполняем. В этом случае правильнее ставить вопрос о введении временной финансовой администрации", - считает Лазарев.

Ответа на его высказывание не последовало.

В заключение слушаний Мочалкин подвел итоги и сказал, что по данным сайта на слушаниях зарегистрирован 161 человек. Проект решения об исполнении бюджета был рекомендован к рассмотрению городской Думой на заседании 27 мая.

Фото: Гордума Нижнего Новгорода