«Я всегда очень рад приезжать в Нижний Новгород, здесь, в Волго-Вятском регионе, очень активно пользуются финансовыми услугами!» - с этих слов первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов начал свою нижегородскую пресс-конференцию. Между тем, главная нынешняя миссия Швецова, как он сам ее определил – развеять мифы в среде аудиторов, которые появились после известия о предстоящей передаче регулирования и надзора за этой сферой Банку России. Но поскольку Сергей Швецов курирует в ЦБ еще и направление по защите прав потребителей финансовых услуг, «Нижний сейчас» не мог не спросить, на что же в первую очередь жалуются россияне и нижегородцы в частности.
И вот – первая неожиданность: только каждая восьмая-десятая жалоба действительно имеет под собой основания в виде каких-то нарушений. В основном же Банк России сталкивается с огромным количеством историй, в которых люди попадают в тяжелую финансовую ситуацию по незнанию.
Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России:
- Большинство жалоб – больше 80% - связано не с нарушениями, а с различием понимания человеком, что он приобрел и что есть в действительности. Причины разные: большей частью это неправильные продажи, в меньшей части – низкая грамотность. Конечно, мы отвечаем, и пытаемся различными способами, в том числе через соцсети, через специальный сайт, повышать финансовую грамотность, чтобы у потребителя были правильные ожидания от того, что он приобретает.
За 10 месяцев этого года поступило почти 27 тысяч жалоб из регионов, подведомственных Волго-Вятскому ГУ Банка России. Подавляющее большинство (71%) касается страховых компаний, из них, в свою очередь, почти 90% - это жалобы по вопросам ОСАГО. Нижегородцев и других жителей Волго-Вятского региона возмущают некорректные коэффициенты «бонус – малус» и сложности с приобретением страхового полиса онлайн. Но, по словам первого зампреда Банка России, и в сфере автострахования ситуация постепенно меняется.
Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России:
- Если раньше больше жаловались на навязывание дополнительных услуг, то сегодня навязывание ушло с рынка. Этих жалоб практически нет, потому что мы ввели «период охлаждения», когда любая навязанная услуга может быть отыграна обратно. Но остаются ошибки в коэффициентах. Я думаю, что с развитием электронного ОСАГО и улучшением качества работы баз данных РСА (Российского союза автостраховщиков – прим. ред.) эти ошибки будут постепенно уходить, потому что это вещь техническая.
На выходе из здания ГУ Банка России журналисты столкнулись с участниками конференции аудиторов, которые были приглашены на встречу с Сергеем Швецовым, чтобы из первых рук получить ответы на вопросы о грядущих изменениях в этой сфере. Уже в ближайшие месяцы может быть принят законопроект, который предусматривает передачу полномочий по регулированию и надзору за аудиторской деятельностью от Минфина и Федерального казначейства Банку России. Разумеется, последуют и процедурные изменения, хотя в ЦБ настроены реформировать сферу аудита постепенно, руководствуясь принципом «Не навреди!»
Сергей Швецов признается: сейчас главная претензия региональных аудиторов связана с тем, что планируется сокращение числа компаний, которые должны проходить обязательные аудиторские проверки. Это – один из важных шагов по снижению нагрузки на малый бизнес. В то же время это должно помочь аудиторам тщательно выполнять проверки более крупных предприятий и организаций.
Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России:
- Наш главный враг – это «аудит с закрытыми глазами», то есть услуга, которая предоставляется за минимальное количество средств, с тем чтобы компания выполнила формальные требования законодательства. Тем самым это искажает саму ценность аудита и снижает доверие к этой информации в обществе.
Фото nn-now.ru