Борьба провайдеров: жители в проигрыше

 

Нижегородские провайдеры уже который год ведут между собой конкурентную борьбу, в которой чаще всего проигрывают жители.  Потому что в ходе этих войн каждый игрок всеми правдами и неправдами старается зайти в дом "на халяву" - и чаще всего у него это получается.  Никого не спрашивая, провайдеры долбят стены, не всегда убирая за собой, опутывают подъезды висящими над головой проводами, да еще и запитывают свои провода так, чтобы  платили за электроэнергию "всем миром". И ладно бы качество интернета было приличным – так нет же… Впрочем, это тема отдельной статьи. Нас же больше интересует вопрос: можно ли найти управу на этих беззастенчивых "захватчиков"? Можно ли заставить их работать культурно, с оглядкой на интересы и запросы жильцов МКД?

Сверление с "долбежкой"

Свою более чем бурную деятельность "захватчики" обычно начинают с того, что усиленно предлагают свои услуги: обзванивают жителей по телефону, разбрасывают буклеты, запускают внутрь подъездов специально обученных агитаторов и так далее. И когда хоть какой-нибудь жилец подпишется на их услуги, они считают это основанием для того, чтобы подвести к дому кабель и опутать подъезды своими проводками. Ну а что не так? Вот он, договор с жителем, надо обеспечить…

ДУК по закону не имеет право препятствовать заходу провайдера в дом, ну а жители чаще всего не проявляют активности и не спрашивают, кто это тут начал обосновываться. Посему, видя отсутствие внешнего контроля, провайдер начинает работы.

Здесь стоит отметить, что советский и даже постсоветский жилой фонд строился без оглядки на мировую паутину. Необходимых полостей и ящиков для проводов в подъездах нет. Поэтому начинаются долбежка со сверлением, которые порой затягиваются на неделю-другую. И этот период – не самое лучшее время для проживания в доме, к его исходу практически все жители, как говорится, на измене.

Руки прочь от оголовков

Подрядчики, нанятые фирмами-провайдерами, не всегда отличаются аккуратностью. Иногда в подъезде появляется более-менее приличный закрытый короб, а иногда и паутина из замысловатых и наполовину обрезанных проводов. И людям с этим жить…

Нередко подрядчики оставляют после себя горы отколотой штукатурки и бетонного "песка", не считая нужным все это убрать. Но это не самое страшное. Гораздо страшнее то, что в ходе этой долбежки начинают "сыпаться" дымоходы.

Кстати, оголовки дымоходов, которые находятся на крышах, часто используются как опорные столбы, когда подрядчики провайдеров протягивают кабели от дома к дому. В результате этих работ оголовки запросто могут быть повреждены, вследствие чего трубы, выводящие продукты горения, опять-таки, могут забиться. А когда они забиваются, возникает риск обратной тяги – особенно это актуально для квартир, где установлены колонки: завал закрывает угарному газу  путь наружу, и смертельно опасное соединение начинает скапливаться в жилом помещении.

Каждый год в Нижнем Новгороде фиксируются случаи отравления угарным газом, и нередко такие инциденты оборачиваются гибелью людей.

Так стоит ли жителям надеяться на авось и не обращать внимания на работы, которые провайдеры ведут внутри подъезда, на чердаке, на крыше?..

Гуденье довело до черты

Часто после того, как все эти работы завершены, обитатели многоквартирных домов сталкиваются с сюрпризами в виде повышенной платы за электроэнергию по СОИ (содержание общедомового имущества). А все из-за того, что провайдер, ничтоже сумняшеся, подключил  свое оборудование к общей электросети и не посчитал нужным вывести его на отдельный счетчик.

То есть мало того что эти фирмы не платят никому ни за "вход" в дом, ни за аренду, - так они еще и перекладывают обязанность оплачивать потребляемое ими электричество на плечи жильцов!

Но и это еще не все. Бывают случаи, когда "паленое" и наспех установленное оборудование начинает страшным образом гудеть и вибрировать – а провайдерам и горя мало, главное, чтобы за интернет денежки платили. Люди, вынужденные постоянно жить в таких условиях, доходят до "крайней точки кипения".

Ужасный случай произошел в Нижнем Новгороде в 2015 году: женщина, не выдержавшая постоянного шума от установленного в подъезде интернет-оборудования, попыталась покончить с собой. К счастью, неудачно.

Дом обслуживали три провайдера, и какой из них тут "отличился" – неизвестно. При этом представитель одной из компаний цинично заявил, что шум тут не причем и что "самоубийство – это какое-то ее психическое отклонение". Но соседи женщины говорили обратное: пострадавшая абсолютно адекватна, а вот шум и вибрация от оборудования такие, что отдыхать только на работе получается. А что пенсионерам делать? Они же круглосуточно вынуждены от этого страдать… Да, жители многократно обращались в разные инстанции, результат – нулевой: разбирайтесь, дескать, сами со своими провайдерами.

В общем, беды, которые "сваливаются" на дом вместе с провайдерами, настолько порой велики, что работающий время от времени интернет даже и не стоит того. Поэтому возникает вопрос: а бывает ли по-другому? Вернее, можно ли сделать так, чтобы было по-другому? Чтобы провайдеры перед заходом в дом согласовывали свои действия с жильцами, действовали аккуратно, прятали провода в короба, убирали за собой мусор и оперативно реагировали на жалобы, поступающие от жильцов в связи с гуденьем и вибрацией?

Оказывается, можно

Нет, мы не имеем в виду бесконечные письма "наверх": практика показывает, что они часто  остаются без ощутимой реакции. Впрочем, иногда они "срабатывают" – и тогда провайдер просто уходит, оставив раскуроченные стены. Не очень удачный вариант, согласитесь. Мы имеем в виду не переписку с чиновниками, а реальные активные действия со стороны жильцов.

Начнем с захода в дом.

Согласно Жилищному Кодексу РФ, провайдер имеет право установить что-либо в подъезде только с согласия собственников жилья. Не одного какого-то собственника, с которым заключен договор, - это должно быть коллективное решение. То есть нужно собрание собственников МКД, и 2/3 жителей дома (не менее) должны проголосовать "за".

При этом жильцы могут бескорыстно согласиться, а могут прописать жесткие условия вхождения провайдера на их территорию. Например, обязать его заплатить за подключение и вносить арендную плату, установить для своего оборудования отдельный счетчик и оперативно устранять возникающие в подъезде проблемы типа гудения и вибрации. Все это можно прописать в договоре между жильцами (ДУКом) и провайдером.

Халявщики не пройдут

Ели же провайдер подключился незаконно, то есть в обход решения собственников, тут есть два варианта: или заставить его договариваться, припугнув судом, или на самом деле обратиться в суд, дабы "изгнать" фирму из дома. Обычно "интернетчики" пытаются утрясти с жителями все вопросы в досудебном порядке.

Примечательна история, которую рассказал председатель совета МКД №67 по Генкиной Андрей Ш. Встретил он как-то "коллегу" – активиста из соседнего дома – и тот показал жировки, по которым плата была значительно меньше, чем в  доме нашего героя. Оказалось, секрет прост: провайдер взял на себя частичную оплату за коммунальные услуги граждан.

Когда господин Ш. захотел в своем доме так же, он встретил упорное сопротивление со стороны провайдера, которое продолжалось несколько месяцев.  Но в конце концов добился того, чтобы фирма вносила в ДУК арендную плату и чтобы денежки эти оставались на доме.

Таким образом, поведение провайдера напрямую зависит от позиции жителей. Если они потребуют заключить договор, выторгуют выгодные ля себя "плюшки", начнут контролировать каждую работу в подъезде, и так далее – фирма уже не будет так бесцеремонно поступать, как если бы обитатели дома "спали". Поэтому активным  жильцам имеет смысл постоянно держать ситуацию с домом на контроле: вдруг появятся незваные гости? Чем терпеть от них вечные "поражения", лучше организовать переговоры и заставить их работать на дом, который они облюбовали.

Фото: mtdi.mosreg.ru