Законодательное собрание Нижегородской области на онлайн-заседании 26 ноября 2020 года рассмотрело проект закона “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате стоимости проезда”.
Повышение размера компенсации за проезд в региональном парламенте обсуждается уже давно. После монетизации льгот в 2004 году нижегородские пенсионеры и льготники стали получать по 600 рублей в квартал (исходя из трехкратной стоимости проездного билета на месяц). Этот закон был принят еще при губернаторе Геннадии Ходыреве, в нем было указано, что размер квартальной компенсации не может быть меньше трехкратной стоимости единого социального проездного билета. Но с тех пор проездной подорожал (сейчас безлимитный проездной стоит 800 рублей месяц), а размер компенсации за 16 лет, ни при губернаторе Валерии Шанцеве, ни при губернаторе Глебе Никитине, не менялся.
Несколько раз инициативу о повышении размера компенсации вносила фракция КПРФ, но так как последние созывы большинство в ЗС НО имеет "Единая Россия", эти инициативы поддержки не нашли.
В 2019 году была внесена законодательная инициатива граждан. За нее было собрано более 10 тысяч подписей. Предлагалось отменить для пенсионеров критерий нуждаемости при предоставлении компенсации на проезд, а также увеличить размер компенсации до 1 350 рублей в квартал. Представитель инициативной группы Александр Перов говорил тогда, что цифра в 1350 рублей делалась по прежним расчетам, и что фактически эта сумма должна быть еще больше.
Но губернатор Глеб Никитин тогда дал отрицательный отзыв, и в итоге большинство депутатов отклонило законопроект. Однако все же приняли решение продолжить обсуждение вопроса в рамках рабочей группы.
Сейчас законопроект, разработанный уже под эгидой правительства области и внесенный губернатором Глебом Никитиным, предполагает новую схему компенсирования платы за проезд льготникам. Льготные категории останутся те же, что и в прежнем законе.
Компенсация будет выплачиваться по фактическим тратам на приобретение льготного проездного билета, но не более 500 рублей в месяц (стоимости проездного на 40 поездок). В случае если льготники не приобрели проездной билет, они по-прежнему будут получать по 600 рублей в квартал. Любая из мер возможна при доходах менее 24 662 рублей.
В отличие от законопроектов коммунистов и граждан, на проект губернатора-единоросса большинство депутатов ничего возразить не смогло, он быстро дошел до заседания регионального парламента.
При этом фракция КПРФ внесла две поправки. Руководитель фракции, вице-спикер ЗС НО Владислав Егоров пояснил, что они настаивают на отмене критерия нуждаемости, а также на том, чтобы опять привязать размер компенсации к стоимости проездного билета.
Председатель комитета по соцвопросам Надир Хафизов ("Единая Россия") сообщил, что на внеочередном заседании комитета эти поправки были отклонены – их поддержали только 2 депутата, а против проголосовали 12 членов комитета.
Егоров отметил, что стоимость проездного рано или поздно будет расти, поэтому было бы справедливо привязать компенсацию к стоимости, иначе потом, чтобы "догнать" эту сумму, нужно будет вносить изменения в закон. А как мы помним, прежняя сумма не индексировалась много лет.
Вместе с тем появление этого законопроекта он назвал позитивным движением вперед, так как долгие годы проблема не решалась вовсе.
Но в вопросе законодательного закрепления стоимости проездного к размеру компенсации коммунисты оказались одиноки. Председатель комитета по бюджету Александр Шаронов ("Единая Россия") назвал понятным желание индексировать, но из-за того, что в дальнейшем эту норму сложно будет исполнить, также предложил поправку не поддерживать.
В итоге большинство депутатов поддержало только одну техническую правку, поправки коммунистов отклонили. Закон принят в двух чтениях, он вступит в силу 1 января 2021 года.
Фото: НПАТ