Большие города, пустые поезда…

Уже немало сказано по поводу громкого решения нижегородской гордумы о присоединении поселка Новинки к Нижнему Новгороду. Но мы добавим ещё кое-что интересное, озвученное большим специалистом в урбанистике.

МЫ ЗНАЕМ ЗА ВАС

Большие города, пустые поезда…

Депутаты заняли соглашательскую позицию. Фото Натальи Резонтовой

Само решение об уводе Новинок из Богородского района под свои, хоть и большие, но не очень упитанные крылья, нижегородские депутаты, пока еще, правда, не приняли. Но формулировка пункта повестки заседания и проекта решения гордумы умилила непосредственностью: "Выразить согласие населения муниципального образования город Нижний Новгород на преобразование муниципального образования городской округ город Нижний Новгород путем его объединения с муниципальным образованием Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области". Вроде как незатейливо намекают, что выбора у жителей Нижнего Новгорода, одобрить ли «еще один рот в семье», собственно, нет. Как в поговорке, женили без них.

И самих жителей присоединяемой территории, кажется тоже забыли спросить. Вот как пишет в социальных сетях житель Новинок Андрей Четвергов:

"Говорю вам как житель Новинок! Люди требуют референдума. Мало присоединения, нужно объяснить людям, что и почем с переходом в город. Все как один говорят об увеличении тарифов и отмене надбавок учителям. Пусть власть объяснит, зачем нужна городу дополнительная ответственность и какие программы собирается реализовывать на новой, старой территории".

Вопрос был вынесен спешно и обсужден перед началом думского заседания 18 сентября на совместном совещании постоянных комиссий. Впервые на это совещание не пустили прессу. А уже на заседании думы журналисты отметили и нехарактерную для главы администрации фразу из его уст. В ответ на реплику одиозного в обойме нижегородских законодателей депутата Евгения Лазарева о том, что нужно просчитать завтрашние последствия, мэр Владимир Панов ответил:

Большие города, пустые поезда…

Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов

"Остро стоящего вопроса, кроме обманутых дольщиков, в Новинском сельсовете, сейчас нет. Поэтому, ваш вопрос «что будет завтра» – вот завтра мы и будем обсуждать новую повестку".

Завтра будет завтра…  В общем, некоторая растерянность и очевидная неготовность в реакции городской власти присутствует.

А В ПОПУГАЯХ БУДЕТ ДЛИННЕЕ

Причиной присоединения замглавы Наталия Казачкова и депутаты назвали проблему двух микрорайонов–долгостроев.
Напомним, после банкротства компаний  "Квартстрой-НН" и "Новинки Smart City" в Новинках создалась самая тяжелая зона замороженного строительства с большим числом пострадавших дольщиков.

Но непонятная спонтанность дала общественности повод считать, что причина кроется в команде из регионального руководства быстро сделать город больше. Население города-миллионника – все-таки не колхозное поголовье, приписками не отделаешься. Необходима деликатность. А проблема с демографией есть. Нижегородская область уверено теряет численность населения.

Большие города, пустые поезда…

Пятый город России вымирает со скоростью 11% в десятилетие

По данным социологов, регион занимает первое место по убыли населения среди городов России и первое место в мире среди городов с населением свыше 500 тысяч. Вот такие вот сногсшибательные цифры. Этот показатель, безусловно, критичен для траншей из федерального центра на экономическое развитие.

Однако если проследить политику в этом вопросе (демография), то непоследовательность ощущается еще сильнее. Вопросы о присоединении давно связанных с городом территорий, типа Афонина и Новинок, рассматривались с 2003 года. И, как подробно писал, в частности, мой коллега Сергей Анисимов, городская и региональная власть заявляли периодически разное: то  "Границы Нижнего Новгорода расширяться не будут", то "Расширение границ Нижнего Новгорода неизбежно".

Что-то похожее на градостроительное видение было отмечено лишь в планах у экс-главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова перед началом работ по подготовке к Чемпионату мира по футболу. Рассматривалось включение в городскую черту Афонино, около 1700 га, расположенную между Московским шоссе и трассой М7 в районе поворота на Саранск, пляжей на левом берегу Волги и территории земель в районе Новинок, но – до границы с Новинками. Прирост этой землей был тогда обоснован, поскольку первоначально именно там планировалось строить стадион (в итоге построен он был на "Стрелке"). Но опять-таки обоснованным кажется для власти, а не для урбанистов! И в этом проблема. Как тогда, так и сейчас. И об этом ниже.

Но тогдашняя администрация хотя бы как-то определила важный момент: "…границы города должны проходить по рекам, автомобильным или железным дорогам, и ни в коем случае не посередине населенного пункта".
То есть имеющаяся городская (!) транспортная сеть должна "опоясывать" вновь присоединенный участок.

"ДА  БОГ С НИМ ЗАВТРА, А СЕГОДНЯ..."

Афонино, безусловно, смотрится куда более подходящим под искусственное присоединение к областному центру. Подчас люди, проезжая дальше новостроек на Богдановича, даже не замечают, что уже выехали из города и находятся в Кстовском районе. Там практически нет разрыва. Можно сказать, что вот эти люди – афонинцы – гораздо более вовлечены в традиции, уклад и среду Нижнего Новгорода.

Большие города, пустые поезда…

Деревня Афонино застраивается высотками со скоростью мегаполиса. Фото Ирины Кузнецовой

Настроения афонинцев присоединиться были бы обоснованными. И они звучали не единожды. Но их почему-то слышали плохо. Жители даже президенту писали о том, что брошены на произвол судьбы, "скорую" им приходится ждать целый день, а на прием к врачу в поликлинику в город (в поселковой медицинской амбулатории просто нет персонала для оказания медпомощи) ехать за вдвое большую сумму, чем нижегородцам.

В июне 2008 года был даже сход жителей. Но глава администрации Кстовского района Олег Мольков уверял, что "присоединиться пожелали лишь несколько домов" и они-де "мутят воду".  А глава местного самоуправления Афонинского сельского совета Игорь Саулин пугал афонинцев ненасытными нижегородцами: "Они если заберут, то всё" (имелось в виду, что нельзя будет присоединиться частью, а только всем поселком). И убеждал, что нижегородская администрация уже заинтересовалась землями Большой Ельни, Ройки и Ближнего Борисова, а жители там провели сходы и "единогласно высказались против присоединения".

Региональная власть под руководством Валерия Шанцева решила не подвергать сомнению эти заявления Кстовской и Афонинской власти. Вероятно, с проЛукойловским районом в то время были свои договоренности, и областной администрации было выгоднее не трогать кстовские территории, богатые промзонами и свободной землей. Итог голосования: 80% афонинцев решили, невзирая на неудобства, переплаты и проблемы с доступностью медицинских услуг, остаться патриотами Кстовского района. 11 из 12 депутатов сельского Совета Афонинского сельсовета тоже порадовали главу Кстовского района преданностью малой родине и проголосовали за то, чтобы все оставалось без изменений. Далее по закону в течение двух лет сельсовет и жители не могли возвращаться к этому вопросу. Все осталось при своем: промзоны и один из десяти ворот "Платона" -  у кстовской администрации, городская власть Нижнего – в политических баталиях вокруг нового главы города (заканчивается время Вадима Булавинова и на горизонте появляется Олег Сорокин), жители – с ожиданием "скорой" часами, оплатой проезда в 70 рублей и новыми проблемами…

Большие города, пустые поезда…

Кстовский "кусок" Нижнему Новгороду пока не по зубам

Родина родиной, но в 2016 и в 2017 году жители не единожды перекрывали федеральную трассу М7 из-за проблем с электроснабжением. Выяснился обескураживающий факт: линия, питающая часть поселка, просто была бесхозной. Управление МЧС области даже вынуждено было привезти на этот большой участок временный генератор.
Но вот на нижегородском политическом и экономическом небосклоне замаячили совсем другие ключевые фигуры, другие задачи, другие договоренности или вообще отсутствие их.

В ноябре 2018 года к новому губернатору Глебу Никитину на прием пришли всего двое жителей Афонина. Они пожаловались, что приходится, живя рядом с городом, добираться междугородним транспортом по соответствующим тарифам.

И в этот раз происходят изменения. Глеб Никитин поручил министерству транспорта и автомобильных дорог региона обеспечить работу в посёлке нижегородского городского (!) муниципального транспорта. То есть сейчас "всего двое мутящих воду" уже услышаны. Означает ли это, что остальные теперь тоже "за" присоединение или они остались, как тогда было, якобы, большинством решено, "против"?..  В общем, Афонино по всем критериям уже вполне органичная часть города, но там, понимаете ли, жители "против".

Большие города, пустые поезда…

"Губернатор, помоги!". Фото "Правда ПФО".

А вот отсегрегированная социо-культурно  территория за границей урбании, отрезанная трассой и что еще значительней в социо-философском контексте – развилкой трасс, должна искусственно стать частью города, потому что "нужно спасать дольщиков".  Разумеется, Богородск с этой проблемой не справится. Деньги может найти только область. Дольщикам нужно помочь. Но вот уже почти 30 лет с развала СССР вся градостроительная политика на двух базисах: конъюнктура или «спасательство». То есть это, конечно,  никакая не градостроительная политика. А просто застройка, исключительно политика и сиюминутный передел сфер влияния. Ни о каком градостроительном долгосрочном проектировании, ни о какой философии развития города и пригородов, создании среды, урбанистике и субурбанистике, эко-урбанистике и прочем речь не идет. А между тем…

ГОРОД ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИХ ПОСЁЛКОВ

Большие города, пустые поезда…

Нижегородское метро "мелеет" на глазах. Фото Артёма Уткина

Начнем с того, что искусственное наращивание численности присоединением чужих населенных пунктов – палка о двух концах. Например, для продолжения строительства метрополитена или транспортных развязок может оказаться так, что население города в целом (за счет присоединения) вроде бы выросло, но пассажиропоток метро или городского общественного транспорта остался прежним или даже упал.

А с другой стороны, покупая жилье за городом, где дешевле, новые жители пригорода "выпадают" из потребителей метро. А также других транспортных сетей. Снижается плотность населения, распыляется среда, падает пассажиропоток и проходимость на бизнес-объектах. В итоге инвестор теряет интерес к развитию этой территории.

С точки зрения урбанистики, расширение города "просто так", прямым присоединением ближайших поселков, без общей градостроительной политики, включающей и создание рабочих мест, и транспортные решения и социо-культурную среду – не решает проблемы, а только создает.

Именно об этом говорит кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, сотрудник кафедры ЮНЕСКО "Экологически безопасное развитие крупного региона – бассейна Волги" Александр Иванов:

Большие города, пустые поезда…

Александр Иванов. Фото из личного архива.

"Дело, я думаю, не демографии. Хотя для власти, это важно. Мы уже пропустили вперед Казань. Это вообще фантастика, потому что в советские времена у нас население было на 500 тысяч больше.
Да, наверное, хотели бы что-то подправить, но я думаю, что главное – попытка решить социальные проблемы, проблемы обманутых дольщиков. С этим действительно надо что-то делать. Вначале людей обманули, заманивая туда жить. А ведь если подумать, в условиях, когда население сокращается фантастическими темпами, рост вширь – это неправильная градостроительная политика.
В Америке был такой период, когда возник так называемый "Ржавый пояс". Промышленность умирала в крупных городах, таких как Детройт. Это было давно, в 70-ых. Сейчас же лидеры по уменьшению численности населения мы.
Самые яркие последствия убыли – это падение пассажиропотока в метрополитене. Когда еще не было станций "Буревестник", "Горьковская" и "Стрелка" (это времена мэра Юрия Лебедева) пассажиропоток составлял 52 млн человек в год. За 2017 год пассажиропоток без еще не построенной "Стрелки" составил 27 млн 600 тысяч. Убыль практически двукратная.
Это связано как раз вот с такой градостроительной политикой. Когда строили пригородные жилищные комплексы, осваивая бывшие сельхозземли, вместо того, чтобы людей селить там, где уже есть вся инфраструктура, транспортная сеть, например, вдоль проспекта Ленина, более-менее близко к географическому центру, там, где у нас остаются деревни. Если проехать по Баумана, Гончарова, Шекспира – там вообще мрак! Это географический центр города, а по условиям жизни – бомжатник, общегородской притон. Рядом Гвоздильный поселок, Дачный: все это частный сектор. Город как был системой фабрично-заводских поселков с разрывами, так и остается.
А в это время убивали вполне успешное предприятие "Учхоз Новинки", принадлежащий сельхозакадемии, где была выведена уникальная облепиха и сорта зерновых для черноземья. Все это тоже важная часть города, его содержания и смыслов. Но оно было убито, и земли отдали под жилищное строительство.
И получается, что людей из тех мест, где есть инфраструктура , которую желательно было просто обновить, переселяют к черту на кулички, условно говоря. Эти люди из Новинок никогда не поедут в театр, эти люди оторваны от музеев, от науки, эти ребята вряд ли так же хорошо поступят в вузы, как, скажем, выпускники 40-го лицея.
Получается, что это люди… не скажу, что второго сорта, но это не настоящие горожане, которые будут как-то близки к культурным традициям города, будут жить именно жизнью города-миллионника, культурной, научной, такой вот содержательной. Там ясно, что это почти деревня.
Что Никитин делает сейчас? Он просто разгребает эти завалы, которые возникли в результате этой безумной политики. Другое дело, что это ведь тоже политика не очень продуманная, это тушение пожара. Да, людям немножко помогут. За счет бюджета. Ну, туда протянут, может быть, чуть больше общественного транспорта, наконец-то сделают канализацию, а не будут в Оку сбрасывать все нечистоты. Но это все за счет таких настоящих жителей Нижнего Новгорода, это деньги, которые украдены у центра. Вместо того, чтобы превращать город в волжскую столицу, его превращают в систему таких вот поселков типа Новинки".

"ХЬЮСТОН, У НАС ПРОБЛЕМЫ! ТЕ ЖЕ, ЧТО И У ВАС".

Александр Иванов считает, что мы от европейского типа развития все больше отдаляемся и приближаемся к «хьюстонскому». Огромный город Хьюстон занимает территорию 1600 кв км (для сравнения, Нижний Новгород  – менее 450 кв км). При этом численность населения в Хьюстоне – 2 млн 300 тысяч. Такой расклад убивает развитие общественного транспорта, считает авторитетный ученый. А значит и доступность различных социо-культурных сред и формирование города как многоплановой системы связей для свободы развития ее граждан. Город это не только про «где жить», это и про "реализовать мечты". Город должен возвышать, одухотворять, дарить условия для полноценного раскрытия и реализации человеческих созидательных и творческих возможностей. Детская площадка и даже парковка – это еще не возвышение и не уважение к человеческому бытию, всего лишь физические потребности… Да, автор размечталась… Но разве, говоря «город будущего», вы видите только парковки, дворы без ям и не предполагаете чего-то большего: комфортного и доброго города умных счастливых людей?

Александр Иванов:
"Я думаю, дело не в том, что Сорокин в бытность мэром, строил на самых привлекательных участках в городе, а остальным застройщикам достались окраины. Просто люди не осознавали опасность роста вширь.
Не только Сватковскому, с которым мне приходилось разговаривать, когда я выступал против стадиона в Ольгине, но даже большинству строительных компаний казалось, что единственный способ строить жилье – это только в чистом поле. Им казалось, что избежать пиратского способа, когда, строя в центре города, нужно внедряться в существующую инфраструктуру, можно только одним – строить в чистом поле.
Идея комплексного освоения территорий (КОТ), которая пошла из Москвы: коммуникации, школа, детсад, может быть, больница, если жилой комплекс большой. И это все. Там никто не думает о создании рабочих мест. Там никто не думает об объектах, которые относятся к зонам центральных функций. Этими КОТами можно застроить полмира. Совершенно одинаковые однотипные структуры. Они приучают человека быть каким-то потребителем и перекати-полем, нежели человеком, который как-то ощущает уникальность того места, с которым связан по своему рождению".

Но маховик административного "аншлюса" уже запущен. 10 октября в Нижнем Новгороде пройдут первые публичные слушания о присоединении Новинок к областному центру. Чистая формальность на пути к "Хьюстону-2". Воистину - догоним и перегоним Америку. Хотя бы в ошибках градостроительства.

Главное фото из личного архива автора