Сегодня, в День защиты детей, самое время поговорить о системе питания нижегородских школьников. Тут, мягко говоря, есть что менять. "Больной зуб" местного политического организма – ЕЦМЗ – по-прежнему является монополистом на этом рынке. Конкуренции требует закон, к ней же "подталкивают" громкие скандалы последних лет… Но монополия сохраняется – и ради этого мэрия буквально балансирует на грани законности.
На днях данная тема приобрела особую актуальность. С сентября по указу Путина бесплатным питанием должны быть обеспечены школьники младших классов, и депутаты уже начали бить тревогу: неужели и тут торгов не будет? На кону – 700 бюджетных миллионов… Для губернатора Никитина и нового мэра Шалабаева это шанс эффективно освоить федеральные деньги, не вызвать нареканий со стороны Москвы и покончить с монополией. Только воспользуются ли они этим шансом?
Под предлогом страха
ЕЦМЗ – один из наиболее острых и увесистых камней преткновения в конфликте между обществом и местной властью. Позиция общества (а это и депутаты гордумы, и журналисты, и активные граждане) базируется исключительно на демократических принципах: рынок школьного питания должен быть свободным, конкурентным, насыщенным разными коммерческими структурами. Только такая модель способна обеспечить адекватные цены и оптимальное качество. У города, районов, школ должна быть возможность выбора "питателя". В противном же случае (а нам сегодня навязали именно "противный случай") – расслабленность монополиста, завышение расценок, перебои с питанием и прочие неприятные эксцессы. А речь, как-никак, идет о детях.
Федеральное законодательство, как известно, также диктует уход от монополии и выбор через честные торги организаторов питания, предложивших наиболее выгодные школам условия.
Несмотря на все это, местные власти уже более пяти лет неизменно выбирают монопольную модель. Вдруг эти коммерсанты возьмут и "соскочат" в разгар питательного сезона, вдруг просрочкой детей отравят? Нет, мы уж будем централизовано, без всяких "частников", так и дети будут сыты, и финансы под присмотром… Ну а качество сарделек от монополиста Роспотребнадзор проконтролирует – вы что, Роспотребнадзору не верите?
И вот из-за этих страхов гипотетического провала (вернее, под предлогом этого страха) муниципалитет уже несколько лет подряд не пускает на рынок школьного питания коммерческие организации, которые могли бы составить конкуренцию ЕЦМЗ. Причем это самое "а вдруг" как раз и происходит у монополиста, но чиновников это почему-то не смущает. Создается такое впечатление, что тут сказывается забота не столько о благополучии детей, сколько о пресловутом финансовом присмотре.
Профанация конкурса
Как это происходило и происходит на практике – нижегородские СМИ рассказывали уже много раз. Изначально никакого конкурса на организацию питания в школах Нижнего Новгорода просто не было, хотя законодательство обязывало мэрию объявлять торги. Вместо этого муниципалитет просто обязывал школы заключать контракты с ЕЦМЗ. Исключением были только автозаводские щколы: их учеников "кормил" ТД "Народный".
До поры до времени все было более-менее благополучно, но в 2017 году начали поступать первые сигналы о некачественном питании, депутаты стали задавать вопросы. Елизавету Солонченко, которая была на тот момент главой города, это нисколько не смущало: мэрия продолжала "гнуть свою линию". Несколько позже в СМИ начали говорить о связи госпожи Солонченко с ЕЦМЗ. Кстати, в конце прошлой недели стало известно, что Елизавету Игоревну заподозрили в коррупции и даже объявили в розыск – уж не школьное ли питание тут замешано?
В начале 2018-го общественность "по-взрослому" задалась вопросом, почему же в городе не объявляются торги.
-Качественное питание возможно только в условиях конкуренции, - убеждена директор ТД "Народный" Галина Калачева. – нельзя не учитывать мнение директоров, родителей, учеников, профессионалов.
Этот же вопрос задала антимонопольная служба, потом прокуратура… И только под конец 2018 года мэрия соизволила объявить конкурс.
Но радоваться было рано, потому что на весь город был один лот, и вообще, конкурсная документация была "состряпана" так, что победить могла только одна, уже хорошо известная нам, организация. Она и победила, став абсолютным монополистом, ибо ТД "Народный" был вытеснен с рынка.
Кстати, в школах Автозавода до сих пор не могут понять, чем кому-то не угодил "местный" организатор питания, к которому у них ранее замечаний не было, и почему теперь они должны сотрудничать со скандальным ЕЦМЗ.
-О ТД "Народный" у меня только положительные отзывы, - говорит директор школы №125 Алексей Обухов. – они кормили вкусно, всегда было разнообразие блюд. Они за свой счет выполняли ремонт пищеблоков, хотя это должна делать школа…
Шаг вперед, два шага назад
И вот когда это произошло, последовала лавина скандальных эпизодов. Все хорошо помнят тамбовскую колбасу, которую закупил ЕЦМЗ, возглавляемый на тот момент господином Жмакиным – выходцем из Тамбова. Потом выяснилось, что монополист вообще предпочитает обходиться без торгов при выборе поставщиков: тонны мяса, рыбы, фруктов и овощей были приобретены по "прямым" закупкам. Далее общественность узнала, что у того же господина Жмакина имеется квартира за 5 миллионов рублей и что он вообще совмещает должность в ЕМЦЗ с должностью в системе исполнения наказаний в родном Тамбове. После массового отравления детей в школе №47 мэр Владимир Панов был вынужден уволить, в конце концов, господина Жмакина, но в общем и целом "лавочку" не прикрыл. Монопольное положение ЕЦМЗ сохранилось.
Между тем, в 2019 году итоги конкурса были отменены через суд. Вместо того, чтобы "исправиться" и объявить честные торги, мэрия "обнулила" ситуацию: теперь, как и до 2018 года, школы в добровольно-принудительном порядке заключают контракты исключительно с ЕЦМЗ. То есть сделав шаг навстречу рыночным отношениям, городская администрация тут же сделала два шага назад.
Что касается монополиста, то о явном недоверии к нему – после всех скандалов – свидетельствуют результаты недавнего соцопроса.
- В ходе нашего опроса мы выяснили: тех, кто не доверял и не доверяет нынешнему организатору школьного питания МП ЕЦМЗ и перестал доверять, в сумме – 66,4%, - рассказывает директор Института проблем социального управления Максим Лубяной. - А тех, кто доверял и продолжает доверять – всего 4,2%. При этом нужно отметить, что 85,6% нижегородцев с детьми школьного возраста точно знают и что-то слышали о скандальной ситуации, сложившейся вокруг МП ЕЦМЗ.
Не волнуйтесь, все согласовано
Ну а когда в городе началась самоизоляция, мэрия под руководством все того же Панова решила не компенсировать семьям учеников-льготников отсутствие горячих обедов деньгами, а раздать им сухпайки. Процесс продолжился минуя школы: в апреле шла массовая раздача пайков от ЕЦМЗ, в которой поучаствовали и некоторые персоналии, связанные с сегодняшними праймериз. Тут выяснилось, что у некоторых продуктов из этих наборов срок годности приближается к "просрочке". Где же обещанный строгий контроль за монополистом?
Уже в мае мэрия издала нормативные акты, в соответствии с которыми ученики-льготники должны быть обеспечены сухпайками. Причем состав этих пайков (вплоть до шоколада "Аленка") подозрительно совпадал с теми наборами, которые имелись на складах ЕЦМЗ. При этом постановления, подписанные в мае, вступали в силу… С начала апреля.
А теперь об интересном. Источник в департаменте образования рассказал нам о селекторе, который провела на днях Елена Платонова (глава этого департамента) с директорами школ. Главной темой совещания стали как раз сухпайки. Некоторые школьные управленцы недоумевали: как же так, наборы раздали, а контрактов на эти наборы они ни с кем не заключали. И вообще, суммы большие, тут перед заключением договоров торги нужны. Ну, это если по закону действовать…
В ответ на это Елена Платонова попыталась успокоить педагогов и обрисовала следующую схему:
1.ЕЦМЗ, раздав наборы, знакомит директоров школ с накладными;
2.По итогам месяца школам приходят деньги, и те заключают с ЕЦМЗ договор на прошедший месяц. То есть по наборам, раздача которых была в апреле, контракты будут заключены в мае-июне.
Ну а торги тут не нужны: мэрия получит от ЕЦМЗ три ценовых предложения, выберет оптимальное и даст школам соответствующие директивы. Это и будет основанием для заключения контрактов и для последующего перечисления средств на счет ЕЦМЗ.
Вот тут стоит напомнить, что по закону три предложения должны поступить от РАЗНЫХ поставщиков. Как будут выкручиваться участники данного процесса, если на эти решения обратят внимание контрольно-надзорные органы, непонятно.
Госпожа Платонова подчеркнула, что все это "не задним числом" и что волноваться не следует, потому что все "согласовано с департаментом экономики". Интересно, а с прокуратурой все согласовано?
Кроме этого, некоторые школы были в замешательстве, так как налоги с этих сделок составляют 6%, и непонятно, откуда брать деньги. Зато Елена Платонова сообщила им, что процент "Аксиоме" за школьные карты платить не нужно, это бремя взял на себя ЕЦМЗ. Видимо, у монополиста настолько "жирные" наценки на продуктовый набор, что выручка позволяет компенсировать операционные расходы – лишь бы школы не сопротивлялись!
Может быть, контрольно-надзорные органы все-таки изучат эту ситуацию?
Кому это выгодно?
Как видим, мэры в Нижнем Новгороде меняются, а политика у муниципалитета остается прежней. Что же заставляет чиновников отдавать преимущество монополисту и балансировать, так сказать, на грани? Забота о детях или что-то иное?
Ответ может крыться в наблюдении, которое сделал депутат Евгений Лазарев еще два года назад. Изучив (насколько это возможно) финансовую деятельность ЕЦМЗ, он пришел к выводу, что выручка у монополиста завидная (около 2 млрд рублей), а вот официальная прибыль весьма скромная.
- Если они такую же наценку делают, как ТД «Народный», в 20 — 50% на горячие блюда, то прибыль должна быть несколько сот миллионов рублей. При этом они показывают прибыль только в 4 миллиона рублей, - заявил депутат в 2018 году.
Может быть, кто-то кровно заинтересован в таком положении дел?
"Нам не нужны родительские протесты"
Между тем, с осени этого года за счет бюджета будут кормить не только льготников, но и школьников начальных классов – на то есть особое распоряжение Владимира Путина. Это дополнительные федеральные средства, причем немалые – более 700 млн ежегодно.
Как же поступят нижегородские власти?
Общественность будет требовать честного конкурса. Собственно говоря, процесс уже начался: недавно депутат гордумы Игорь Богданов обратился к новому мэру Шалабаеву как раз с требованием провести срочные "питательные" торги.
"Уверен, что Вы, как руководитель со свежим взглядом на ситуацию, займете именно государственную, законную позицию по данной проблеме. Нам всем нужно качественное и здоровое школьное питание, а не массовые родительские протесты", - написал депутат в обращении к мэру.
Добавим, что торги эти необходимо провести по нескольким лотам – иначе в городе по-прежнему будет монополия, независимо от того, кто победит. Ну и, конечно же, старую конкурсную документацию следует в корне изменить. В частности, приоритет должен быть отдан таким игрокам, которые предложили бы инвестиционные программы, изъявили бы готовность вложиться в старые пищеблоки и столовые, давно уже требующие ремонта.
Но пойдут ли нижегородские власти навстречу общественности на этот раз? В мэрии нам не смогли ничего ответить по поводу возможности торгов, сославшись на то, что пока неизвестны условия предоставления субвенций из бюджета. В ответе областного правительства на наш запрос также нет ни слова о торгах.
При этом профильный министр на недавнем Большом родительском собрании сообщил, что деньги на питание младших школьников уже предусмотрены в бюджетах – как в федеральном , так и в региональном.
-С муниципалитетами и городскими округами Нижегородской области будут заключены соглашения, в рамках которых будут предусмотрены контрольные мероприятия в части расходования выделенных средств, - успокоили нас региональные чиновники. - Качество питания контролируется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Нижегородской области.
Неужели и "путинские" средства нижегородские чиновники отдадут муниципальному предприятию, не объявив прозрачных торгов? Контроль за движением этих средств, в том числе по линии администрации президента, будет жестким. Наш регион итак уже "отличился" по части расходования федеральных средств: местный министр здравоохранения пытался ввести почасовую оплату для медиков, работавшим с ковидными больными, новый министр спорта начал с урезания зарплат, учителям школ сокращают финансирование – и "ручная" дума даже спросить об этом у Никитина стесняется… Разве такого подхода к целевым федеральным средствам требовал президент Путин?
Поэтому если теперь еще и по школьному питанию конкурса не будет, губернатор Никитин и мэр Шалабаев подведут сами себя под угрозу репутационной катастрофы. Это не говоря уже о школьниках, которые могут оказаться под более ощутимым ударом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Фото: ecmz.ru/