9 июля случилась масштабная встреча жителей обрушившегося год назад дома по улице Самочкина с замглавой администрации Нижнего Новгорода Андреем Чертковым. Почти еженедельно на нашем сайте выходили статьи, в которых мы рассказывали о том, как живется пострадавшим сегодня, следили за телодвижениями наших властей и старались всячески помочь всем существующим у нас журналистским ресурсом. На этот раз всё будет немного иначе, и вот почему.
Сюжет
Все это время тему «самочкинцев» вела наша борец за социально-бытовое добро и справедливость - Катя Стальская. Именно Катерина встречалась с жителями, наблюдала кошмарный маневренный фонд, ждала каких-то административных решений и всячески привлекала внимание к проблеме. На этот раз на эту встречу вяло побрел я - страдающий распространенным и неизлечимым синдромом циничной скотины Илья Ворошилов.
Я ожидал увидеть уже ставшее классическим противостояние - наглый и хамоватый чиновник против справедливого народного гнева. При этом в моей голове одна из самых подготовленных и плодоносящих почв для подобных дебатов, ведь «пятой колонне» (моя штатная должность в редакции) только дай насытиться какими-нибудь «чернушными» историями - сразу всходы пойдут. Вот и представьте глубину моего удивления, ведь из актового зала администрации Ленинского района я вышел человеком, который поддерживает... чиновника Андрея Черткова, а не жителей обрушившегося дома!
Тут сразу стоит оговориться, что все эти люди натурально страдают уже больше года, поэтому им всем стоит давать самые огромные моральные скидки - они измучены; но сохранять крохи здравого смысла и понимания, как мне кажется, нужно в любой ситуации. Именно эти крохи и демонстрирует Андрей Геннадьевич, который не боится в очередной раз выйти к обескровленным, чтобы ответить на любые вопросы.
Первой проблемой мне видится то, что «самочкинцы» видят в Черткове посланника от какого-то неназванного главного злодея, который решил их позлить. Этакий "Голос Саурона". Еще они принимают его за одиозного магната, который лично жмёт им пару лишних миллионов рублей, ну и со скрипом - только в-третьих - он для них панацея от всех несчастий. Правда, на самом деле замглавы администрации в этой истории совсем другой герой. Это человек, скованный нашим предельно странным законодательством, который хочет помочь всем и каждому. Я понимаю, что звучит это все немного сказочно, но ведь так и есть. Уже год Андрей Геннадьевич пытается сделать всем хорошо, но ему мешают по очереди - законодательство, общий кризис и сами «самочкинцы». Давайте предельно аккуратно разберемся в сегодняшней ситуации.
Почему нет?
Год назад после обрушения встал вопрос о том, что нужно строить новый дом непосредственно рядом с местом происшествия. Строительство нового жилья - дело, конечно, не быстрое, тем более, что понять, откуда брать 250 млн. рублей на его постройку, сложно. И жители дома, и администрация города окунулись в бюрократический кошмар, который тянется и по сей день. Нашли подрядчиков, создали эскизы и план постройки дома, всё это с помпой представили на очередном собрании в зале администрации Ленинского района, заставив людей поверить. На тот момент всё действительно шло хорошо, но недальновидность и непонятная уверенность и. о. главы Ленинского района Надежды Рожковой сыграли с людьми злую шутку, потому что им что-то пообещали. Грянувший в стране кризис, как мы знаем, остановил строительство повсеместно. В казне города и области лишних 250 млн. не нашлось (тут и 5 на камеры на выборах не находится), отчего Чертков получил отказы на приемах у губернатора и мэра. А время неумолимо шло, ведь и Андрею Геннадьевичу по закону отводится ровно год на расселение жителей разрушенного дома.
Процедура расселения достаточно простая - сначала почти без документов расселяются так называемые муниципальные жители квартир (соцнайм и т.д.), затем собственники берут свидетельство о собственности, справки из БТИ, ФРС и еще пары инстанций, делают оценку - получают квартиру. И всё бы было замечательно, если бы 1 марта взял и не сменился жилищный кодекс, который просто об колено сломил всю сложившуюся систему. Теперь замглаве администрации приходится изобретать первый в России прецедент расселения по новому регламенту, при котором все документы готовят две администрации - города и района. Тут-то и встает абсолютно законный вопрос о выкупной стоимости, которую должны получить собственники взамен того, что обрушилось, и взамен того, что они могли бы получить.
Давайте подытожим - новый дом построить не могут в силу кризисного отсутствия денег, начать обычную процедуру расселения тоже не могут в силу нового жилищного кодекса, просто так дать "самочкинцам" квартиры тоже не могут, ибо их почти нет - остается выкуп по определенной выкупной стоимости.
"Нам не нужны ваши деньги!"
Тут-то и начинается самое интересное. По новому регламенту все документы для вынесения постановления о расселении должна готовить администрация города. У нее есть на это от 30 до 40 дней. Подготовив эти пакеты бумаг, власти высылают его жителям. В этих документах и содержится предложение о выкупной стоимости, которую администрация выплатит пострадавшим. На принятие предложения у жителей есть 90 дней. Те, кто соглашается на предложенную цену - получают ее после того, как разрешатся все проволочки с муниципальными жителями. Те, кто отказывается - идут в суд, который на 90% по новому жилищному кодексу встанет на сторону администрации, то есть выкупной стоимости.
Именно на этом этапе выясняется, что солидное большинство собравшихся на этой встрече хотят себе... большие трёхкомнатные квартиры непосредственно в Ленинском районе (взамен, напомню, небольших комнат от 15 до 25 метров в разрушившемся доме). Кто-то также пустил слух о том, что будущая выкупная стоимость составит что-то около миллиона рублей, отчего все собравшиеся мгновенно были в оппозиции этому предложению. Тогда как действительная выкупная стоимость составляет 64 000 за квадратный метр, что несравнимо выше средней цены по городу (в ЖК "Цветы" - 58 000 за кв. м.)
А сейчас в эпоху кризиса, когда цены на недвижимость падают вследствие отсутствия спроса, получить неплохой капитал и приобрести квартиру в современном жилом комплексе - разве это плохое завершение всей этой истории? Оказывается, что да! Совершенно не ясно откуда, у большинства присутствоваших на встрече появились запросы, как у старухи из "Золотой рыбки". Я знаю, что есть такой бизнес - покупать жилье в ветхом фонде под снос, чтобы потом получить какую-нибудь свежую квартирку, но откуда подобные бизнес-идеи возникли у этих людей я, честно говоря, удивлен. Звучали возгласы о том, что тот дом, в котором они жили - это сказочное место, поэтому никуда с этого места уходить они не желают, а единственное разрешение проблемы - строительство нового дома рядом и выдача хороших квартир всем 148 семьям.
Документоведение
Идем дальше. Каждый из нас понимает, что власти "самочкинцам" должны, причем должны солидно. Я своими бы руками поколотил всех ответственных за обрушение дома, и то, что их еще не отдали на откуп всей строгости закона - это, я считаю, большое упущение. Но вставать в оппозицию и набрасываться на людей, которые реально предлагают помощь, на мой взгляд, неправильно. Заводить коллективный плач Ярославны и приходить на встречу пьяными (в зале царил очень стойкий запах перегара) - это как минимум лишено всякого конструктива. Все, что сейчас требовалось от жителей, начиная с апреля, это принести свидетельства о собственности, подать несколько заявлений и поставить подписи - без этого консолидированного действия ничего с места не сдвинется. Администрация, в свою очередь, готовит пакет документов, из которых, например, справка ФРС действительна всего месяц. Как вы можете догадаться, эту малую часть документов сдали не все жители, из-за чего все взятые 150 справок уже дважды оказались просроченными, а это значит, что нужно начинать все сначала. Почему эти люди не принесли этих документов? Мне кажется, я знаю ответ на этот вопрос.
"А вдруг всё само разрешится"
Дело в нашем менталитете, где всё за нас должен решить какой-нибудь чиновник, пришедший из сказок Салтыкова-Щедрина. Андрей Геннадьевич Чертков - человек, обладающий крупными полномочиями и влиянием, что позволяет ему решать большинство проблем, с которыми к нему идут жители. Приведу пример прямо с этой встречи. Встала женщина, которая со слезами на глазах рассказывала о том, что уже долгое время им приходится полчаса добираться до детского садика, хотя у них есть детсад рядом с домом. Чертков чуть ли не вскричал: "Почему я слышу об этом впервые? Я решаю все эти вопросы очень быстро! Ко мне чрезвычайно просто прийти на прием, как это делают многие другие пострадавшие из вашего дома. Почему только сейчас вы говорите о том, как вам плохо, обвиняя в этом меня!" И прямо непосредственно в зале решает этот вопрос, несмотря на переполненный детский сад...
Как видите, проблема кроется в том, что большинство жителей предпочитают страдать и ждать, когда власть имущие волшебным образом обратят на них внимание, тогда как на деле стоит просто прийти и решить тот или иной вопрос. Прийти и подать заявление, возмутиться, взять слово и заявить, наконец-то, о себе. Но нет, наши люди до сих пор то ли боятся, то ли стесняются попросить у чиновника помощи лично, но при этом они копят гнев и обиду в разговорах между собой, донося его до нужных инстанций только после громадного промежутка времени. Да, никто не спорит, что есть противные вопросы, в которых администрация не может сделать лучше. Это и кошмарный маневренный фонд с клопами, тараканами, туберкулезом, маленькой площадью и прочими ужасами. В этих вопросах Андрей Геннадьевич не может сделать ничего, ибо просто нет другого - и он извиняется за это при любом раскладе, но люди отказываются идти к нему со своими проблемами, попутно обвиняя во всех смертных грехах.
Вывод
Честно говоря, я поражен итогами этой встречи в зале администрации Ленинского района. Я понимаю всю горечь и ужас сложившейся ситуации, но мне не дает покоя то, что люди не проводят простых параллелей и нападают на тех, кто хочет им помочь, а не на тех, кто виноват в их бедах. Они понимают, что в стране кризис и нужно "затянуть пояса" в деле поддержки президента в нашей великой геополитической борьбе, но понимать и мириться с последствиями этих вынужденных лишений они не хотят. Я с высочайшей долей сочувствия и сострадания призываю вас быть более активными и понимающими, ведь без слаженной работы жителей и двух администрации ничего не выйдет. Ведь сейчас все выглядит так, что решение проблемы нужно только нескольким активистам, которые действительно что-то делают и понимают всю ситуацию, и лично Андрею Черткову - остальные сидят и ждут, когда за них кто-нибудь что-нибудь шикарное решит, и приходят на встречи кричать о том, как им плохо. Может быть, эта встреча всколыхнет эту инертность и ситуация разрешится раньше положенного срока, а значит, терпеть все вынужденные лишения осталось не так долго, как предполагается.
Только для этого нужно стать активнее, и не ждать, когда "старик Державин вас приметит".