Главная тема последних дней - здоровье. Эпидемия гриппа захлестнула страну - и Нижний Новгород в том числе. Многие садики и школы в карантине, редко в какой семье кто не болеет (нашу редакцию эта зараза тоже не миновала - слегли практически все, включая вашего покорного слугу). Более того, врачи констатировали еще и начало эпидемии свиного гриппа: в городе от него уже умерли несколько человек, еще несколько - в реанимации, всего заболевших - около 180 человек. Это не то чтобы ситуация для всеобщей народной паники, но вот для экстренного желания купить лекарство - самая идеальная. Народ у нас любит скупать гречку и соль просто потому что "говорят, могут кончиться" - ну а тут целая эпидемия же!
"Тамифлю" и "Арбидол": дорогое плацебо помогает лучше дешевого
Горожане пишут, что рекомендованное и "самое эффективное" средство от гриппа - препарат "ТамиФлю" - уже невозможно разыскать в аптеках.
Сергей Полянский: Единственное на сегодня сертифицированное лекарство, способное бороться с нынешним вирусом. А его, оказывается, вообще в области нет. Только если в лечебных учреждениях, и то не в достаточном количестве. Супруге при "срочной" выписке из роддома 4 (перепрофилирован сейчас на "гриппующих" будущих мам) не дали двух таблеток на завершение курса - не хватает... Самим найти нигде не удалось - везде говорят, что их физически нет в области... А это только начало эпидемии!
Сходная тема - с препаратом "Арбидол". Он подешевле, российского производства, и в городе еще есть - однако не везде, а цены на него растут как на дрожжах: буквально неделю назад упаковка "Арбидола" в ближайшей от моего дома аптеке стоила примерно 250 рублей, сегодня она же - более 300.
Региональные власти пытаются удовлетворить спрос на лекарства, но явно в не самых достаточных объемах.
Более 100 тысяч медицинских масок и 600 упаковок "Тамифлю" поступят в аптеки Нижнего Новгорода 29 января 2016 года. Об этом министр здравоохранения Нижегородской области Геннадий Кузнецов сообщил в ходе совещания при главном федеральном инспекторе по Нижегородской области 28 января 2016 года. (с) НИА НН
Оставим за кадром то, что утихший было в 2009-м скандал насчет эффективности "ТамиФлю" сейчас разгорелся заново (группа ученых уверена, что эффективность "ТамиФлю" - где-то на уровне парацетомола, однако с ними, понятное дело, не согласны разработчики и ВОЗ), а сходная ситуация с "Арбидолом" (который, честно говоря, обладает довольно малой базой клинических испытаний) давно уже навязла на зубах. Спрос на них, тем не менее, огромен. Кто же обеспечит предложение?
Есть одна компания...
Да, есть. И самый цимес тут в том, что эта компания именно одна. Это "Нижегородская областная фармация" (далее НОФ) - практически монополист на лекарственном рынке области, герой серии статей на АПН, объект пристального внимания УФАС и так далее и тому подобное.
Напомним, что на основании постановления областного правительства № 891, подписанного 17 декабря 2014 года, это госпредприятие получило фактически монопольное право поставки лекарств и других медицинских товаров в больницы области и муниципальные аптеки. Используя открывшиеся возможности, ГП НОФ в 2015 году закупило продукции на 8 млрд 188 млн рублей и поставило в лечебно-профилактические учреждения этой же продукции на 10 млрд рублей. Таким образом легальная маржа составила более 1,8 млрд рублей. (с) АПН НН
То, что компания одна для подобных закупок одна, кстати, не все считают чем-то плохим. Вот, например, депутат Городской думы и главврач больницы №13 Александр Разумовский:
«Присутствие «Нижегородской областной фармации» позволит получать любые лекарства, особенно для реанимации и интенсивной терапии, в очень короткие сроки и по хорошим ценам. Выбор единственного поставщика лекарств – правильная мера, потому что проведение конкурсов для больниц – это целая проблема. Это сроки, время и, к сожалению, не большой выигрыш в деньгах. Присутствие «Нижегородской областной фармации» позволит нам получать любые лекарства, особенно для реанимации и интенсивной терапии, в очень короткие сроки и по хорошим ценам. Мы давно приветствовали это предложение и ждали решения Законодательного собрания. При этом «Нижегородская областная фармация» не заинтересована в повышении цен на лекарства. Наоборот, когда работает одна фирма, проводящая конкурсы у себя и с ней работают сотни предприятий, они заинтересованы в том, чтобы цены были невысокие. Самая большая надбавка была 12%, для нас это очень выгодно. Но скорость поставки и качество лекарственных препаратов они гарантируют".
Тем не менее, это не объясняет странных закупок в нелекарственной сфере. И нам, "Нижнему Сейчас", лестно думать, что именно мы обратили внимание на это еще год назад - в конце 2014-го наш обозреватель Илья Ворошилов задался вопросом, как так вышло, что 127 миллионов рублей из бюджета потратили на явно сомнительное дело по обслуживанию аптечного программного обеспечения. Журналисты АПН развили нашу тему, найдя еще больше занимательных совпадений в деле про "Гид-Аптеку", а также пройдясь по тендерам НОФ вообще (вскрылись, например, веселые вещи вроде закупки автомобилей по завышенной вдвое цене).
Всё бы хорошо, поймал за руку нехороших людей и радуйся. Вот только всё не так просто.
В начале 2015 года я лично передал информацию по "Гид-Аптеке" и НОФ знакомому следователю ОБЭП. Он был очень рад и сильно благодарил: дело было крупное, едва ли не федерального масштаба (еще бы - такая сумма), и с доказательной базой не было особых проблем - "белыми нитками всё шито", как он тогда выразился. Однако через пару недель, по его рассказам, дело ушло "на уровень руководства", а моему знакомому было порекомендовано о нем "вообще забыть", так как это "больше не его забота".
На этом процесс застопорился намертво.
И поэтому у меня нет ни капли профессиональной ревности к коллегам из АПН, копнувшим ту же делянку, что начали копать мы.
И мне наплевать, каким именно образом это расследование может быть политически интерпретировано.
Жулики должны понести наказание, и точка. Либо доказать в суде, что они не жулики.