Недавний визит сити-менеджера Белова в 1-й автобусный парк и особенно то, как все было обставлено, укрепляют в подозрении о плановой, в чем-то даже принудительной убыточности НПАП. Сравнительно недавно доводилось общаться по этому поводу с некоторыми близкими к теме депутатами Гордумы. Они открытым текстом, хотя и кулуарно, намекали, мол, отдать предприятие частникам было бы лучшим выходом для города.
Фамилии потенциальных отцов-бенефициаров уточнять не стал – они и так известны. Зато когда в местной ленте РБК вывалили новость, в которой администрация города вдруг стала опровергать идею акционирования «Нижегородпассажиравтотранса», возникло ощущение предварительных ласк. Копнул Яндекс - и не нашел первоисточника о возможной реформе автобусного хозяйства. Значит, городских чиновников журналисты "ловили на запрос", проверяли реакцию. Или же в РБК что-то знают.
Тем временем, коммерческие порядки в некоммерческом предприятии при новом директоре цветут и пахнут. Из всех щелей лезет план, от которого зависит премия и конечный водительский заработок. На эту тему говорил и сам Цыганков, возбуждалась прокуратура, а один водитель отписал аж целому президенту РФ. Суть жалобы: без переработок денег – на горсть овса, поэтому впахиваем с риском для себя и пассажиров. Челобитная вернулась тем, кому посвящалась, жалобщик оказался злостным нарушителем, руководство приняло меры, отряд не заметил потери бойца.
И вот, глава администрации Сергей Белов решил во всем разобраться лично. А вдруг где что подкрутить надо или, к примеру, проверить водителей на свежесть дыхания и незамутненность рассудка. Процесс подкрутки зафиксировала на видео бдительная "Коза".
Отчет Цыганкова сити-менеджеру лично мне рассказал о многом. Как бы директор ни увиливал от главного, как бы ни искал иные формулировки, его все время стаскивает в колею коммерсанта. И все сказанное директором пред светлыми очами градоначальника сводилось к одному: «Сколько водители вваливают, столько денег домой и приносят».
Кто хорошо работает, тот зарабатывает от 30 до 37 тысяч, сообщает Цыганков на камеру, словно бы убеждая нас, что этих денег для обеспечения семей по нынешним временам достаточно. Остальные, кто привозит меньше, не получают и этого, да и вообще у таких обычно куча замечаний и выговоров по работе, следует из сказанного директором.
Водители (те, что в кадре) не возражают, демонстрируя безусловную корпоративную лояльность. Оплата устраивает, условия хорошие, обучение – вау. Вот только маршрутчики так достали, что к остановкам не подъедешь. Так и сказали: есть частники – нет плана, нет частников – план есть.
То есть, по сути, это и становится признанием факта соревновательности за прибыль между муниципальным транспортом и маршрутками. Когда такое было, а? Если раньше обсуждались аварии дряхлых творений ПАЗа, теперь мы имеем два происшествия с пострадавшими в течение недели в одном и том же муниципальном автопарке больших автобусов. Только "коммерсов" за это костерили сразу, а муниципалам необходимо всестороннее расследование.
Тут к месту и откровения директора городского дептранса Таланина, обещавшего, что на самых лакомых маршрутах и оживленных городских магистралях с 2017 года будут работать НПАПовские, а всякий там бизнес помельче после новых конкурсов отправится подбирать мелочь по окраинам. В силу печального состояния подвижного состава «Нижегородпассажиравтотранса» это могло показаться фантастикой.
Сейчас контуры будущего вполне прорисовываются. За два года до футбольного чемпионата мира, где мы никак не сможем ударить в грязь лицом, денег на новые автобусы в бюджете нет. В мировой практике городской транспорт преимущественно остается муниципальным и дотируется из бюджетов. В наших же суровых реалиях спасти репутацию Нижнего призовут бизнес. Разумеется, на условиях перехода НПАП в заботливые руки приемных отцов.
Полагаю, вопрос смены формы собственности может возникнуть в Гордуме уже этой осенью. Нереально? Расскажите это усыновителям ДУКов.