Сложно уместить у себя в голове тот факт, что всё меняется... эволюционирует, если хотите. Советский союз, писал Пелевин, улучшился настолько, что перестал существовать. Вот и праздник Победы с каждым годом "совершенствуется" в разные стороны, иногда обретая достаточно причудливые формы и поглощая разные конъюнктурные течения. Но так происходит с любыми мероприятиями, ведь если из простых сходок любителей мотоциклов вырастают грандиозные "Байк-шоу", то из 9 мая может вырасти что-то совершенно невообразимое. И выросло ведь, все теперь удивляются - каждый в зависимости от своей политической повестки. Олег Кашин вспоминает бесшумные парады 2005 года, Олег Лурье вскрывает дьявольские оппозиционные махинации... а рядовые нижегородцы жарят шашлычок на откосах в черте города, попивают водочку, заедают огурчиком, чокаются "за Победу", а потом идут громко петь под окна про белого лебедя, который там что-то качает на каком-то водоеме. Это плохо? Вы удивитесь, но нет! И да, это не очередная статья-мораль из серии "вспоминаете ветеранов раз в году...!!!1один", если вы еще не поняли.
«Давайте пить и веселиться...»
Пара слов о пьянстве 9 мая. Я не очень разделяю бесчисленные возгласы возмущенных моралистов на этот счет. Когда мы видим оголтелую нетрезвую компанию в любой другой день, то возмущаемся столь же яростно. Но вот в начале мая любого года у моралистов добавляется еще один несокрушимый довод, который позволяет заставить выпившего оппонента почувствовать себя мразью... "столько людей погибло!". Несмотря на то, что война, как пелось в песне, была священной, притрагиваться к бутылке ни одна скрижаль не запрещает (более того, на войне пили "для сугреву", "наркомовские" для храбрости и в качестве анестезии при ранениях). Да и, я думаю, все прекрасно знают, как наш человек "накидывается" на поминках, поэтому, когда национальный праздник идет в обнимку с национальной бедой, в этом нет ничего противоестественного и противного.
Скорби, говорю!
Меня чаще волновало другое. Я долгое время был адептом идеи, что 9 мая - не день радости, а день великой скорби и памяти о страшной войне, в которой наша страна понесла чудовищные потери. Ходил по городу с кислой миной, округлял глаза подросткам числами жертв и рассказами о каких-нибудь военных преступлениях, читал Рабичева и клял последними словами тех, кто с нескрываемой радостью орал "мы победили!" Сейчас я успокоился и призываю к этому всех остальных, кто считает нужным погрузить все вокруг себя в траур. Конечно, Рабичева стоит читать всем и каждому, не боясь поломать себе всю систему ценностей (читать вообще полезно, а системе ценностей - так же полезно если не ломаться, то видоизменяться; ведь человек по-настоящему умен, когда может уместить в себе две конфликтующие между собой точки зрения). Псевдопатриотов, которые вольготно спекулируют на теме войны, мол, "если ща Америка там косо взглянет, то мы ей мигом наваляем ракетами!" или «Путин, введи войска на Украину!!", не любит уже вроде ни один здравомыслящий человек. А бороться с этим можно и нужно только эрудицией, другого способа не придумали. Но только без напускного траура. Все имеет свой срок годности, им обладает и любое историческое событие. Что у нас осталось от битв со Швецией? С Францией? Теперь когда сборная страны по футболу играет со Швецией, комментаторы ехидно вворачивают в свой трёп «ура, мы ломим, гнутся шведы!». А Наполеон - это такой торт. Представьте, что еще лет через сто именем Гитлера назовут какое-нибудь кондитерское изделие. Сложно?
«Великое кино о великом мне»
Так и сегодня все сложнее и сложнее сохранять ультрасерьезное лицо, когда говоришь о событиях 70-летней давности. Все произошедшее воспринимается с некоторой долей мечтательности, доброй грусти и все-таки радости, что мы живем в том мире, в котором живем, и все это благодаря нашим предкам. Поэтому День Победы - это уже скорее радостное событие. Однако массовая культура по-прежнему пытается передавать только катастрофический ужас Великой Отечественной, выискивая все более грязные, кровавые, леденящие душу страницы в этом четырехтомнике. Героизма наших солдат в этих фильмах не видно даже под лупой (не будем вспоминать активно раздуваемый в последнее время скандал о "двух миллионах изнасилованных немок"), зато немцев отчего-то стараются трендово показать людьми, которым не чуждо сострадание и прочая добродетель. Сами посмотрите:
И такая метаморфоза произошла на всех ступенях восприятия Великой Отечественной войны, тем более сейчас в нашем мире все стало каким-то зыбким.
День Победы уже не тот?
Сегодня только ленивый не сказал о масштабной информационной войне, которая ведется по всем направлениям компаса. Я уже говорил о том, что каждое мероприятие развивается, впитывая в себя любую конъюнктуру. Нынешний праздник Победы - это невообразимо большой и сложносконструированный механизм. Было бы просто странно, если б никто не пытался воспользоваться уже придуманными символами. Спаять новую духовную скрепу величественного вида, возродить масштаб парада времен «холодной войны» и показать всему миру (а точнее себе и своему народу), что наши бицепсы крепки, а народное единение и любовь к ближнему в современной России почти на эротическом уровне. В этом нет ничего противоестественного, потому что другие склеивающие вещества, как бы кто не старался, не работают. Православие, несмотря на все сокрушительные попытки, не очень годится на роль Главной Скрепы, потому что 21-й век на дворе, а до этого был безбожный 20-й, да и сегодняшние священники какими-то нравственными ориентирами быть не всегда способны. В космосе успехи ожидаются лет через 20, а пока там Рогозин... Успехи в спорте - вещь мимолетная. «А упало, Б пропало! Что осталось на трубе?» И вот уже диванные украинские националисты из фэйсбука поголовно сравниваются с деятелями фашистской Германии, объявляется война «пятой колонне» и всякому инакомыслию, а что творится на федеральных каналах - даже вспоминать не хочется.
Апогеем всего стала акция «Бессмертный полк». В один огромный блендер невидимый повар решил швырнуть все, что сейчас есть в политической и социальной повестке дня. Тут и хорошая идея, и красивое исполнение, и масштаб, и освещение в СМИ, и духовно-нравственная подоплека миксуются с нагоном бюджетников, глупыми действиями (вроде портрета Берии), показухой и скандальным послевкусием, где все решили обвинить друг друга во всех смертных грехах. Честное слово, эта акция меньше всего подходит на роль поля информационной биты, которая из-за нее началась. Но такова сегодняшняя повестка, что тут поделаешь.
Мораль
То, что праздник Великой Победы превратится в то, во что он превратился, можно было предугадать, не прибегая к магическим обрядам. Что остается делать нам, простым смертным?Как обычно - побольше думать своей головой и поменьше ее, голову, макать в информационные потоки. Хочешь пить - пей! Хочешь вешать ленточку на самые непригодные для того места - вешай! Хочешь сходить на акцию «Бессмертный полк» с портретом дедушки/Сталина/Геббельса - ну, иди! Но будь готов отвечать за свои действия по всем законам. А за нравственностью не заржавеет. Она, нравственность, эфемерна и меняется любыми порывами информационного ветра.