Пока все переваривают новую схему маршрутов общественного транспорта, хочу обратиться ко второй — ключевой! - части презентованной КТС. Там описана клиническая картина начинающейся градостроительной шизофрении. Надевайте белый халат — будем осматривать пациента.
Первое, что бросается в глаза, так это общая отсталость документа. Он утвержден аж в 2015 году. Но вчера презентован в качестве нового. В общем, тут немного непонятно: то ли КТС перебродила, то ли, наоборот, она теперь с хорошей выдержкой.
Во второй части этого документа рассказывается о новой инфраструктуре, которую городские власти будут строить для повышения пропускной способности дорожно-транспортных объектов. Согласитесь, что перспективные дороги, мосты, линии скоростного трамвая и новые ветки троллейбуса имеют куда более важное значение, чем засаленный номер на маршрутном такси.
Забегая немного вперед, скажу, что ничего нового я там не увидел. Все эти планы существовали ещё со времен Юрия Лебедева, команда которого обещала ввести часть этих объектов к 2015 году! Чиновники аккуратно их переписывали и при Булавинове, и при Кондрашове, и теперь вот при Белове. За прошедшие 17 лет сроки годности этих проектов истекали четырежды, но муниципальные власти продолжают их примерять на сильно изменившийся с тех пор Нижний Новгород.
Новая версия КТС имеет два контрольных срока: 2018 и 2020 годы. Начнем с первой даты.
Что построят и реконструируют к мундиалю, мы все давно знаем. Среди приоритетных и самых крупных задач: это станция метро «Стрелка» и проспект Молодежный. Есть и другие, менее важные, планы, от которых транспортная «погода» не улучшится. Ну, например, запуск троллейбусной линии по ул. Бетанкура и Карла Маркса, возобновление движения «рогатых» через Московский вокзал, продление троллейбуса до деревни Ольгино. Всё это как раз и обещали при Булавинове и ярко поддерживали во времена Кондрашова. Последняя дата, когда перечисленные проекты растворяются в обещаниях местных чиновников, - 2012 год. И вот опять старая песня.
Всё остальное сдвинуто в дымку 2030 года. В конце концов, можно пролонгировать и эти сроки — не впервой же.
Итак, что мы получим (точнее, можем получить) через 13 лет? Мечтатели о метро могут дальше не читать: там про подземку ничего нет. Даже станции «Оперный театр» за 27 миллиардов рублей, которые Алексей Гойхман хочет выпросить у Москвы. Есть только ремарка, что метро надобно бы строить в сторону Сормова, и больше ни слова.
Зато вместо метрополитена будут повсеместные троллейбусы, много троллейбусов. Загибайте пальцы. «Рогатые» появятся на пр. Бусыгина, ул. Пермякова и ул. Львовская, на ул. Терешковой, Анкудиновском шоссе и в Дубёнках, на ул. Богдановича, на Мызинском мосту и ул. Удмуртской, в мкр Мончегорский, ул. Попова, Баумана и Голубева с выходом на Комсомольскую площадь и Комсомольское шоссе. Все эти схемы рисовались 17 лет, но давайте скажем спасибо, что чиновники не подняли документы конца XIX века с какими-нибудь конками и дилижансами. В самом деле, зачем нам ориентироваться на передовой опыт и потихоньку строить линии внеуличного транспорта? Пусть уж всё стоит в пробках, оно так привычнее.
А ещё будут целых три трамвайных линии. Первая из них пройдёт на только что расширенном за 4 миллиарда рублей проспекте Молодежном, ну и добавит петлю на реконструированной площади Киселева. Там как раз для этого нет места, так что самое то. Наши власти же очень любят вскрывать свежий асфальт, поэтому тут их над понять и простить.
Будет еще трамвайная ветка в Верхние Печеры. Вчера, правда, разработчик КТС оговорился, пояснив, что в данном случае «нужны деньги и политическая воля». Надерзил, в общем, отцам города, ущипнул за больное место.
Ну, и третья линия ожидается от Мызы и до Ольгино. О ней, кстати, мечтал еще Олег Кондрашов с Олегом Семечкиным, схемы рисовали и расходы считали. Сейчас этим будут заниматься Сергей Белов и Александр Голофастов. Точнее, не будут. Потому что в 2030 году их вряд ли кто вспомнит и в учебнике по краеведению напишет.
Кстати, про Ольгино. Туда скоро перенесут новый автовокзал из Щербинок. Это не я придумал, так в КТС написано. Поэтому если вам не нравится эта автостанция, не переживайте - долго она не простоит.
И последнее на сегодня впечатление от презентованной комплексной транспортной схемы. Она вся такая внезапная, что вступает в противоречие с генпланом города, который тоже ограничен 2030 годом. Нет в этом документе моста в Подновье, нет и переправы с ул.Веденяпина в Новинки, нет и других важных градостроительных объектов, уже одобренных высокопоставленными лбами. Ну и правильно: кому этот генеральный план нужен, на него давно уже никто внимания не обращает.