Администрация Нижнего Новгорода переняла у регионального правительства моду на автономные некоммерческие организации (АНО). Это такие интересные структуры, которые получают из областного/городского бюджета миллионы, рисуют красивые эскизы и проводят теплые, но малопонятные встречи с населением и экспертным сообществом. В "пику" областному Институту развития городской среды (эта автономная организация, честно говоря, мало похожа на институт) мэрия учредила свою структуру с похожим названием и с подобными функциями. На подходе – создание Центра поддержки социальных проектов, Центра поддержки предпринимательства и так далее. "АНОшек" создается все больше и больше, финансирование их набирает обороты, и… И мы с нетерпением ждем ощутимого результата их кипучей деятельности. Дождемся ли?
Сборщики наказов
В "доникитинские" времена все метаморфозы, происходящие в парках и скверах Нижнего Новгорода (а это очень чувствительные для горожан территории), не обсуждались с населением вообще. Просто не было такой практики – и все тут. Иногда горожане это молча сносили, а иногда и возмущались.
С приходом Никитина кое-что в этой теме изменилось. Глеб Сергеевич взял модный курс на чуткость чиновников к населению и даже пообещал наказывать за недостаточное проявление чуткости. А тут как раз и федеральная программа подоспела по формированию комфортной городской среды. Стартовала она в марте прошлого года вместе с президентскими выборами Владимира Путина и заключалась в том, что на дворы и озелененные территории посыпался буквально золотой дождь. Например, на благоустройство парков и скверов Нижнего Новгорода выделялось в общей сложности около 400 млн рублей. При этом в данной программе (даром что она "выборная") тоже был заложен курс на чуткость. Население должно было выбрать, какие конкретно территории благоустраивать, и решить, как это делать. У истоков программы стояла, и вроде как и сейчас стоит, партия "Единая Россия". Но чиновники на местах со временем забыли этот важный факт. И вот уже партийность этой программы отошла далеко на дальний план. Может это и к лучшему, потому что достаточно фактов, где чиновники исполнительной власти откровенно "накосячили", "сорвали сроки" и так далее. Партийный и депутатский контроль не помог. Выводов не сделано. В Нижнем Новгороде самыми яркими негативными примерами стали "реконструкция" улицы Большая Покровская и скандальное благоустройство Сквера 1905 года
Кстати, вторую очередь благоустройства улицы Большой Покровской будет проектировать компания из Ростовской области, а нижегородцы на аукцион даже не заявлялись. Надеюсь, что партийный и депутатский контроль будет вовремя.
Идём дальше. Ну, допустим, территории выбрали "вместе" с Путиным. Но что дальше?
Очевидно, чиновники должны были как-то перестроиться и обсудить с населением варианты облагораживания территорий, чтобы сформировать технические задания для архитекторов, после чего обязать проектантов сделать примерно то же самое. Но, видимо, ни чиновники, ни тем более авторы проектов не готовы были к такой работе с жителями.
Поэтому одним из первых АНО стал "Институт развития городской среды Нижегородской области", возглавляемый Дарьей Шориной. На уставе данной организации стоит виза двух областных министерств – да никто, собственно и не скрывает, что этот Институт учрежден региональным правительством и финансируется из бюджета области. С декабря 2018 года учредителем является управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Сколько эта структура получила средств в 2018 году – неизвестно. Вообще, наши вопросы о финансировании АНО региональное правительство и мэрия в своих ответах проигнорировали.
Зато мы знаем, сколько средств Институт получит в 2019 году - об этом чуть позже.
Из информации на сайте данной организации можно понять, что она собирает пожелания населения, делает концепцию на основе этих пожеланий, потом прорабатывает эту концепцию с пулом экспертов – и далее идет работа с создателями конкретного рабочего проекта, который и воплощается в жизнь.
Таким образом, одной "АНОшкой" "убивается сразу несколько зайцев". Во-первых, реализуется курс на чуткость: у простых людей наконец-то спрашивают их мнение. Во-вторых, мэрия ограждена от назойливых жителей: вся их кипучая фантазия "выплескивается" на встречах с представителями Института. Ну и если где-то что-то пойдет не так (например, деревья вырубят или фонтан не поставят), есть организация, которая должна была донести позицию людей до чиновников и конкретных исполнителей. Раз пошло что-то не так – значит, она и виновата. Иными словами, появился весьма удобный буфер между народом и его слугами.
А часики-то не идут!
Разберём на конкретном примере, как это все происходит. Летом 2018 года горожан позвали обсудить будущее крошечного скверика в центре Сормова. Встречу организовал Институт развития городской среды Нижегородской области. Его директора Дарью Шорину представили как "советника губернатора" и намекнули, что уж она-то волю народную исполнит.
Пенсионерам (а на встрече были преимущественно они) раздали фломастеры, каждое их пожелание записывали на доске – в общем, было устроено что-то типа модного сейчас воркшопа.
Конкретных сумм организаторы не называли – просто предложили помечтать. Мечтали о многом – от памятника парашютистке (он когда-то в сквере был) до фонтана. Но по большей части все сходились на том, что в сквере не хватает общественного туалета и нескольких остановок общественного транспорта, чтобы не толпиться в одном месте.
Таких встреч было несколько. В один прекрасный момент жителям показали концептуальный проект, выполненный Институтом, - с зеленью и с "местами для спокойного отдыха".
Названа была также сумма, выделяемая на благоустройство сквера, - 24 млн рублей.
Однако рабочий проект был выполнен иной организацией – ННГАСУ, то есть уже не "АНОшкой", а университетом, взявшим из этих денег около 2 млн рублей. И этот проект жителям не показали – даже когда они изъявили желание с ним ознакомиться.
В результате в рамках проекта благоустройства повалили деревья, вмонтировали в брусчатку металлические указатели (их демонтировали зимой, потому что народ на них поскальзывался) и установили не работающие часы. Ни общественного туалета, о котором говорили жители, ни новых остановок не сделали.
Мэрия в своих ответах на недоуменные вопросы жителей "кивает" на АНО (например, часы, как сообщили чиновники, не работают, потому что Институт не учел подключение к сетям), а АНО – на мэрию:
"Данный вопрос (вопрос недоработок в конкретном проекте, – прим. автора) находится в компетенции администрации Нижнего Новгорода. Именно администрация является исполнителем и отчитывается о ходе реконструкции, сроках и субподрядчиках", - прочитали жители в ответе Дарьи Шориной.
При этом в распоряжении редакции есть соглашение между АНО "Институт развития городской среды Нижегородской области", администрацией Сормовского района и ННГАСУ.
Оно как раз регламентирует все телодвижения относительно благоустройства в Сормове. Так вот, есть в данном соглашении пунктик о том, что "АНО осуществляет авторский надзор в ходе выполнения администрацией работ по комплексному благоустройству (капитальному ремонту) общественных территорий".
Итак, Институт провел задушевные беседы с жителями, разработал красивые эскизы, но почему ТЗ на конкретный проект и сам этот проект так разительно отличались и от красивых эскизов, и от пожеланий населения? Почему эти процессы происходили независимо друг о друга?
Видимо, вот именно "авторский надзор" - слабое место всей этой системы. То ли проектировщики не обращают внимания на "АНОшку", которая путается под ногами с наказами от жителей, то ли сам этот Институт слабо заинтересован в том, что будет дальше.
Капкан для активистов
К сожалению, это далеко не единственный пример, когда "АНОшный" процесс прожектерства с привлечением жителей-экспертов и процесс обыденного проектирования (ну и далее реализации проекта) протекают параллельно и практически не пересекаются. И это неизбежно ведет к конфузам и скандалам. Так, после серии встреч с жителями на Щелоковском хуторе – в памятнике природы - начали валить деревья, чтобы сделать дорожки в рамках благоустройства. Такого подвоха никто, само собой, не ожидал – даже Институт развития города, который опять, видимо, позабыл об авторском надзоре. Это, само собой, вызвало негодование экологов.
Вместе с тем, когда все, что надо, уже было вырублено, Институт развития городской среды Нижегородской области принялся обсуждать с жителями следующий этап преображения Щелоковского хутора – эта встреча состоялась 19 декабря 2018 года. А 5 декабря, за две недели до этого, на портале госзакупок был размещен заказ на реальное проектирование второй очереди – с уже сверстанным техзаданием, правда с оговоркой, что теперь подрядчик должен будет согласовывать итоговые версии проектно-сметной документации с АНО “Институт развития городской среды Нижегородской области”.
Сквер 1905 года тоже знатно "благоустроили" с помощью бензопил – оказалось, что о гранитных стелах, ради которых это было сделано, даже упоминалось на обсуждении с экспертами. Но как-то очень вскользь: акцент делался совсем на других вещах. Тут уже не только экологи, но и вся общественность встала на дыбы.
Кстати, об экспертном совете при АНО. В него включили тех активистов, которые предъявляли ранее обоснованные (а потому наиболее неудобные) претензии к власти.
И это очень грамотный ход. Во-первых, проекты – если активисты будут проявлять настойчивость – действительно могут быть избавлены таким образом от вопиющих ошибок. Ну а во-вторых, если что-то пойдет не так, экспертам не к кому будет предъявлять претензии: что же вам не нравится, если вам все это говорили? Как это не говорили? Вы просто невнимательно слушали!
Повторения 1905 года хотите?
Вместе с тем, если члены экспертных советов говорят и пишут о всяческих косяках очень осторожно, то широкие круги общественности не осторожничают. И в случае возникновения подобных ситуаций люди бегут скандалить к мэру города Панову (реже – к главам районных администраций). И господину Панову это, ясное дело, совсем не нравится: мало того, что задуманный буфер не работает и самоустраняется, так еще и повлиять на этот самый Институт он не может: структура учреждена не городом.
Интересно, что этой зимой некоторые встречи с жителями прошли без всяких буферов. Например, обсуждение благоустройства Светлоярского парка администрация Сормовского района организовала сама – никаких "институтов" там не было. И вряд ли такой формат был менее эффективным.
Однако на уровне руководства областью и городом есть устойчивое пока что мнение, что посредники между властью и людьми в виде автономных организаций необходимы. Другое дело – посредничество это следует сделать более эффективным. Например, город может завести свое АНО – со специалистами, способными на "авторский надзор".
И вот буквально месяц назад мэрия учредила свой Институт городской среды – только уже не области, а города. Возглавила его архитектор Зоя Рюрикова, известная своей принципиальностью.
И теперь оставшиеся городские территории, требующие преображения, плавно переходят "под крыло" этого "пановского детища".
По словам градозащитницы Марии Поповой, которая входит в экспертный совет развития городской среди Нижнего Новгорода, уже сейчас начата плотная работа с проектировщиками и исполнителями, максимально "выуживаются" все недочеты.
"Никто не хочет повторения 1905 года", - любит повторять активистка, имея в виду не столько исторический период, сколько описанную выше скандальную ситуацию со сквером на площади Свободы. (Кстати, как и кем финансировались проектные работы в Сквере 1905 года. Кто, почему и за сколько делал рабочую документацию мы пока оставим "за кадром". Для будущих материалов так сказать поднакопим фактуры).
А пока на фоне открытых от удивления ртов всего городского архитектурного сообщества "Институт" в поиске новых героев в команду. Сейчас есть несколько срочных вакансий архитекторов, архитекторов-аналитиков, архитекторов-генпланистов
архитекторов-визуализаторов… Нужен опытный ГИП/менеджер проектов (совместить не совмещаемое), чтобы организовывать и координировать работу архитекторов, общаться с администрациями муниципалитетов, формировать задачи и следить за выполнением сроков. Требуется специалист по вовлечению — организовывать и проводить мероприятия по вовлечению жителей в процессы благоустройства, создание и модерирование диалога между горожанами, экспертами, администрациями и бизнесом. Нужен PR-директор — освещение деятельности Института, взаимодействие с культурными и профессиональными сообществами, разработка информационной стратегии. Очень нужен помощник директора - вести рабочий график, документооборот, координировать работу директора и сопровождать на деловых встречах и мероприятиях. Рты у нижегородского архитектурного сообщества ещё долго будут открыты от удивления и от такого размаха госпожи Шориной.
Что ж, остается только надеяться, что мода на АНО себя оправдает.
Операция "Офис"
Можно подумать, что созданный региональной властью Институт развития городской среды Нижегородской области в финале проиграл – ведь его тактично отстранили от городских проектов.
Ничего подобного. Теперь данное АНО занимается проектами по всем районам области. В феврале, например, данный Институт обсудил с жителями концепцию преображения Дзержинского парка и берегов Кабацкого озера в Богородске. Это, конечно, "семечки", но в феврале же на АНО Дарьи Шориной пролился настоящий золотой дождь. Правительство региона выделило этой структуре 47 млн рублей. 7 млн рублей на концепцию развития Стрелки (значит, не полностью отошла она от городских дел) и 40 млн рублей на концепцию развития Започаянья. 40 млн рублей на концепцию? Однако.
Видимо, необходимость такого буфера – четкая позиция Глеба Никитина. Причем это касается не только сфер благоустройства и архитектуры. "АНОшки" появляются в регионе как грибы после дождя – и все они финансируются из бюджета. Вот недавно, например, было учреждено АНО "Проектный офис стратегии развития Нижегородской области". Его учредитель – АО "Корпорация развития нижегородской области", которая, в свою очередь, учредило правительство региона. Чем же занимается этот "офис"?
Цитируем ответ областной пресс-службы на наш запрос:
"После официального принятия стратегического документа произошел переход к следующему этапу – реализации Стратегии. Для этого было принято решение об учреждении АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области", ключевой задачей которой станет содействие и контроль за реализацией Стратегии. Также АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" организовывает процесс вовлечения экспертного сообщества в реализацию Стратегии".
На практике, если отбросить множество ничего не значащих слов, из которого состоят сообщения о "проектном офисе", происходит следующее. Свежесозданное АНО проводит уже знакомые нам встречи с населением и экспертами (а их сегодня набралось уже 500 человек), только вместо красивых рисунков преображенных парков обсуждается кое-что более мистическое, а именно – Стратегия.
Состоит этот документ из не очень понятных абстракций типа "выявление путей ускорения развития", и перед "офисом" стоит непростая задача: объяснить все это народу, получить от народа конкретные пожелания и… Ну и в перспективе, наверное, отчитаться (через "ближайшие 15 лет") о реализации Стратегии.
Ах да, еще данное АНО представляет нашу Стратегию на всяких инвестиционных тусовках – например, была презентация на экономическом форуме в Сочи. Да что там Сочи, представители Корпорации развития уже в Японию с подобной миссией успели слетать!
В общем, перспективы у "Офиса" неплохие – особенно если учесть, что возглавляет его фигура крайне интересная. А именно – москвич Олег Беркович, тесно связанный как с кремлевским пиаром, так и с Ростехом.
Согласно порталу rusprofile, в прошлом он был учредителем столичных компаний "АМГ", "Гем Стоун" и "ЦИМЭС" - название последней расшифровывается как "Центр исследования массового электронного сознания". Все они на сегодняшний день ликвидированы.
Директором одной из перечисленных фирм – был Василий Бровко, ныне топ-менеджер ГК "Ростех" (директор по особым поручениям, занимается реализацией сложных и интересных проектов, требующих колоссальной консолидации ресурсов и кадров – цитата из телеграмм-канала Тины Канделаки) и супруг Тины Канделаки, генпродюсера "Матч!ТВ". Кстати, 7 марта Василий Бровко был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени за вклад в подготовку и проведение ЧМ 2018. (От редакции "Нижний сейчас" присоединяемся к поздравлениям).
В СМИ есть информация о том, что Беркович создал в свое время вместе с Канделаки (что неудивительно) коммуникационное агентство "Апостол", которое активно сотрудничало с ГК "Ростех".
В 2017 году Беркович стал помощником губернатора Севастополя, взяв под контроль связь местных властей с общественностью и заодно всю медийную сферу, а в через год "эвакуировался" в Нижний Новгород, где возглавил мало известное населению АНО.
В начале 2019 года в Нижний Новгород с критикой Стратегии-2035 приезжал неугомонный федеральный эксперт Никита Исаев. На подмогу губернатору для защиты от Исаева были призваны зампред ЗС НО Ольга Щетинина и директор профильного АНО Олег Беркович. Вроде бы "отбились" от назойливого Исаева. Он улетел, но обещал вернуться.
Финансирование "Проектного офиса" - тайна за семью печатями. Пресс-служба губернатора и правительства региона умолчала в ответе на наш запрос информацию про источник и объемы финансирования. Поэтому рискнем предположить, что, учитывая связи Берковича, раздутый до невозможности экспертный совет и то значение, которое уделяет Глеб Никитин "Стратегии", в эту "АНОшку" "вливается" гораздо больше средств, чем в остальные. Причем возможно не только бюджетных. С уважением относимся к "чужим и не бюджетным" деньгам… Не зря видимо Беркович перемещается по Нижнему Новгороду на очень большом люксовоном черном джипе с московскими госномерами.
Видимость чуткости
Город не отстает. Помимо Института Рюриковой, мэрия учреждает АНО "Редевелопмент исторической застройки", "Общественное самоуправление Нижнего Новгорода", "Центр поддержки социальных проектов Нижнего Новгорода"… Правда, из ответа городской пресс-службы следует, что все они "находятся на разных стадиях проработки".
Пока что точно известно, что в Нижнем Новгороде "заработал" свой Институт развития городской среды – уже есть решение Гордумы о выделении 8 млн рублей на его содержание. И скоро заработает АНО "Общественное самоуправление" - ему выделяется 6,2 млн рублей. Его задача – проводить встречи с членами ТОС и с людьми пожилого возраста.
Итак, "АНОшек" создается все больше и больше, выделяются на их содержание из бюджетов разных уровней десятки миллионов – и все это для того, чтобы обеспечить чуткость власти к населению, воплощение в жизнь адекватных пожеланий жителей и пресловутый народный контроль. Правда, неумолимая практика такова, что деньги налогоплательщиков тратятся пока что на видимость чуткости и контроля.
Политолог, координатор "Нижегородского эксперт-клуба" Александр Суханов: "Когда речь заходит о некоммерческих организациях, их количестве, роли и задачах в жизни нашего общества всеми экспертами единодушно отмечается необходимость некоммерческих организаций, как фактора развития гражданского общества, как неотъемлемого института демократизации и гуманизации общественных отношений. Поэтому, чем больше некоммерческих организаций и объединений "хороших и разных", чем активнее их участники, тем скорее представители власти вытесняются из зоны комфорта в зону дискомфорта, в зону необходимости решать проблемы на вверенной территории, в зону ответственности за принятые решения, или за последствия неприятия своевременных решений.
Главный вопрос - на какие финансовые средства существуют эти некоммерческие (то есть не получающие прибыли) организации? Кто и с какой целью им дает деньги? Наверняка, им выделяются и бюджетные средства, которых так не хватает старикам и инвалидам, которых так не хватает на зарплаты учителям и врачам, на поддержание в должном состоянии жилого фонда, практически всех коммуникаций, объектов образования и медицины и так далее.
Можно много и долго говорить о порядке финансовых потоков в этих организациях. Но это не так важно. Важно, что все средства эти организации обязаны тратить на заявленные цели. Почему государство финансирует эти организации – теперь понятно – они помогают решать острые социальные проблемы с меньшими финансовыми издержками, чем через систему бюджетного финансирования государственных и муниципальных структур. Помимо всего прочего, повторю – граждане вовлекаются в активную полезную и понятную им деятельность. Они сами начинают решать свои проблемы. Зачем создаются многочисленные АНО в нижегородском регионе? Причем их создаёт сама власть… Ответ очевиден: новая власть нашла способ обхитрить большую "бюрократическую машину". Найден способ более быстрого гарантированного бюджетного финансирования при котором отсутствуют конкурсные процедуры. При этом возможно бюджетный контроль также понижен. Кто определяет размер финансирования? Кто его обосновывает? Есть повод посмотреть на это явление контрольно-ревизионным службам!
Вызывает, между тем, некоторое недоумение (мягко сказать) вот эта принципиальная позиция чиновников. Теоретически профильные департаменты/управления могли бы все это обеспечивать своими силами: встречаться с жителями и экспертами, формировать по итогам встреч задания и контролировать действия подрядчиков… Но им, видимо, некогда. Мы будем держать на контроле ситуацию по всем подобными новообразованиями. Будем надеяться, что они будут доброкачественными…
Основное изображение: Институт развития городской среды Нижегородской области