Журналистам 5 июля 2022 года рассказали и показали, как благоустраивают исторический центра города Арзамаса Нижегородской области в рамках развития паломническо-туристического кластера "Арзамас – Дивеево – Саров". Корреспондент ИА "Нижний сейчас" присутствовала.
Как рассказал мэр города Александр Щелоков, Арзамас на сегодняшний день – самый маленький муниципалитет по площади с самой высокой плотностью населения и самым молодым средним возрастом жителей.
Центр города является охранной зоной. В границах 410 га здесь нельзя сносить здания – только реставрировать. К ремонту тоже есть множество требований, например, нельзя использовать сайдинг и искусственные материалы. Также имеются ограничения по высотности зданий.
Как напомнил Александр Щелоков, идея развития кластера "Арзамас – Дивеево – Саров" появилась в 2018 года. Но изначально – без Арзамаса, который в концепцию добавили позже – как по сути ворота паломническо-туристического пространства на юге области.
В рамках развития кластера планируется реализовать около 110 мероприятий – на общую сумму более 30 млрд рублей. Сегодня уже полностью выполнено 55 мероприятий, реализуется 31 проект.
Общая стоимость проектов по благоустройству Арзамаса оценивается в 15 млрд рублей.
Сейчас в городе идет девять проектов, связанных с обустройством территорий, реставрацией и ремонтом. Их общая стоимость – более 5 млрд рублей. Самые крупные – реставрация Воскресенского и Спасо-Преображенского соборов и Арзамасского музыкального колледжа, возведение Центра культурного развития и Южного обхода города, реконструкция Соборной площади и прилегающих территорий, обновление одной из центральных улиц – Карла Маркса и ремонт Ленинского садика, являющегося по сути транзитной территорией, связывающей Соборную площадь и улицу Владимирского.
Реставрацией собора, на которую министерство культуры РФ выделило 610 млн рублей, занимается Ярославская художественная мастерская "Реставратор". Объект культурного наследия федерального значения реставрируют с 2020 года. В настоящее время работы по фасадам завершены на 90%. Завершить их полностью должны уже в этом году, после чего храм сможет принимать прихожан. Кстати, он станет всесезонным – там установят систему отопления. Все радиаторы около стен будут скрыты декоративными панелями, так что вид храма не пострадает.
Посетителей место, использовавшееся под склад, не принимало, но, как рассказал Александр Щелоков, в процессе реставрации решили найти новое применение пространству – оно станет музейной территорией, где будут организовать различные экспозиции. Как рассказал директор подрядной организации Денис Полещук, подклет, как и многие элементы и помещения собора, находился в аварийном состоянии. Дело в том, что собор капитально не реставрировали с года основания – 1814. Локальные работы на нем проводили, но, говорит Полещук, они принесли больше вреда, чем пользы.
Воскресенский собор вмещает до 5,5 тысяч прихожан единовременно. Это, как говорит Щелоков, один из 11 подобных по вместительности соборов во всем мире. Построен он был на деньги горожан. Так что храм можно считать ярким примером "народной стройки".
Сейчас внутри храма восстанавливают уникальную монументальную живопись, выполненную воспитанниками Ступинской школы, и исторический деревянный пол.
На восстановлении собора трудятся больше 100 человек, включая лепщиков и отделочников. Только художников здесь 54 человека.
Как говорит Полещук, работы по живописи должны завершить в конце июля – начале августа. В соборе более 7 тысяч кв. м живописи в интерьере. Восстановление завершили уже на 5 тысячах кв. м. Много времени специалисты мастерской проводят в архивах. По словам Полещука, в процессе работ обнаруживается много утрат, поэтому поиски информации в архивах необходимы для установления происхождения и авторства икон.
Реконструкция Соборной площади и прилегающих улиц – одна из главных составляющих обновления Арзамаса. На завершение ремонта площади из федерального бюджета выделили более 700 млн рублей. Проект поддержал премьер-министр Михаил Мишустин.
Сейчас идет первый этап благоустройства главной площади и близлежащих улиц. Она затрагивает участки площади от улицы Карла Маркса до Гостиного ряд, сам Гостиный ряд до пересечения с улицей Урицкого и отрезок улиц Красной милиции и Мучной ряд. В первую очередь входит и создание смотровой площадки за Воскресенским собором.
Отметим, что историческая часть Арзамаса – это пространство с узкими улицами. Расширить их из-за ограничений нельзя, но, пообещал Щелоков, каждый свободный клочок земли власти в этой зоне постараются отдать под парковочное пространство. Так, например, будут использованы открытые парковочные пространства на территории городского рынка, сейчас они используются не полностью. Парковкой также станет место, где раньше было русло реки. Сейчас сам водоем протекает по трубе.
Как отметил Щелоков, парковка – действительно одна из актуальных проблем, так как количество машин в городе все время растет. С 2009 по 2018 годы их количество увеличилось вдвое – с 20 до 40 тысяч.
Заместитель председателя правительства области Олег Беркович рассказал, что одна из составляющих масштабного обновления города – это устройство, строительство и реконструкция ливневой канализации в исторической части Арзамаса. Такое, подчеркивает Беркович, в России впервые за последние 30 лет, если говорить о городах, сопоставимых по количеству населения.
В свою очередь Александр Щелоков рассказал, что при строительстве ливневки не обошлось без сюрпризов – строители откопали… ливневку, но только построенную предками – протяженностью более 100 метров. Трогать ее не будут, она останется в нынешнем виде. Все работы по ливневой канализации планируют закончить в августе.
Еще одна часть благоустройства – обновление улицы Карла Маркса. Концепцию развития создали урбанисты из Института развития городской среды Нижегородской области с учетом мнений и пожеланий жителей города. Улица станет пешеходной. На ней также будут курдонеры – "карманы", которые позволят наполнить территорию дополнительными функциями.
Всего на развитие улицы Ростуризм и правительство Нижегородской области выделили 234 млн рублей. Обновленная улица протяженностью более 1,3 км станет связующим звеном между Соборной площадью и парком имени Гайдара, также недавно благоустроенным.
Отметим, что концепция развития этой части улицы стала победителем в конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях от минстроя России. Благоустройство здесь закончили в 2021 году.
Как заметила руководитель Института развития городской среды региона Дарья Шорина, перекресток – "тизер" для всей улицы, наполненный отсылками к арзамасской культуре и истории.
Директор АНО "УК "Саровско-Дивеевский кластер" Игорь Филиппов подчеркнул, что Арзамас заслужил масштабное благоустройство, которое затронуло практически все отрасли экономики - от экологии до объектов транспортной инфраструктуры.
Филиппов добавил, что "конкретный туристический продукт" в Арзамасе туристы увидят к концу 2023 года, когда завершатся основные работы по строительству федеральной трассы М-12. По его словам, в рамках всего кластера на сегодняшний день фиксируется около 550 тысяч туристов в год. Из них около 70-80 тысяч посещают Арзамас.
"Зачем это все? Ну неужели у вас не возникло той же самой мысли, увидев красоты данной территории? Неужели эта территория не заслуживает лучшего?" – подытожил он.
Арзамас – единственное в Нижегородской области историческое поселение федерального значения и "ворота" в кластер, которые должны выглядеть соответствующим образом, заметил Олег Беркович.
"В рамках 800-летия Нижнего Новгорода была проведена большая работа, направленная и на рост турпотока. Следующий логичный шаг – создание дополнительной мощной точки притяжения гостей в регион", - сказал Беркович, заметив, что сейчас Арзамас столкнулся с теми же неудобствами при обновлении, что и Нижний Новгород в прошлом году – в преддверии 800-летия. "Но это нормально", - высказался заместитель председателя правительства. По мнению Берковича, обновленные территории привлекут в город новый бизнес – магазины, кафе и рестораны.
Одна из особенностей исторической части города – фигурки гусей, которые здесь повсюду. Когда-то Арзамас был знаменит на всю страну своей мясной породой этих птиц. До революции гусей зачастую гнали из Арзамаса в Нижний Новгород на рынок "пешком". Чтобы птицы не потеряли товарный вид за 100 километров пути, их "обували". Гуси наступали в расплавленный воск, а затем в песок. Отсюда и пошло выражение "гусь лапчатый".
Еще фото - в нашей фотогалерее: