О состоянии городского хозяйства и управленческом гении руководителей лучше всего судить в динамике, в движении. Одно дело – капитальные объекты, требующие неприподъемных расходов и тихо отживающие свое на глазах ко всему привыкших нижегородцев. Совсем другое – общественный транспорт, с прелестями и рисками которого имеешь дело ежедневно и не по разу.
Администрация Нижнего Новгорода старательно демонстрирует намерения убить сразу двух зайцев – обновить схему движения частных маршруток и навести порядок среди их хозяев. Ближе к концу года ожидается новый розыгрыш транспортной лотереи, именуемой конкурсом, в результате чего 31 линия (порядка половины из общего числа) исчезнет с улиц города, а взамен появится кто-то новый.
Почему лотерея? Дело в том, что конкурс подразумевает победу лучших и неукоснительное соблюдение ими правил игры на весь срок договоров. У предыдущей администрации в этом направлении, казалось бы, кое-что получалось. Впрочем, внимательные нижегородцы могут сравнить внушительное число рыжих и серых пазиков нового образца в каком-нибудь 2013 году и сегодняшний тотальный "камбэк сараев". Да и ситуация с контролем регулярности движения в вечернее время, с музыкой в салонах и курением водителей стала только хуже. В этом смысле многие нынешние перевозчики для пассажиров выглядят случайными, но уж точно не лучшими.
Следуя поговорке, гласящей, что каждая новая власть хуже предыдущей, можно усомниться, что с 2017 года в Нижнем Новгороде будет по-другому. Глава местного департамента транспорта и связи весьма убедительно аргументирует, мол, если истекают договоры на обслуживание, и схема движения будет скорректирована, то и закрытие отживших свое маршрутов, что называется, в жилу. Перевозчики, которые не согласны с планируемыми изменениями, смогут поучаствовать в конкурсах на обслуживание других маршрутов, подчеркивает Александр Таланин.
Допустим, но кое-что все-таки смущает. Например, в недавнем материале о возвращении на линию официальных автобусов Дмитрия Каргина «НС» обратил внимание, что до конца года принадлежащий ему 171-й маршрут и т-71, где хозяином – его злейший конкурент Александр Комраков, будут бороздить Нижний по одной и той же траектории, за исключением одной конечной остановки. Далее – новый конкурс, где все может измениться. Комраков чувствует, что копают под т-71 и под него, Каргин же дает понять, что будет участвовать в конкурсе за т-171, и Комракову ничего не угрожает.
Если Каргин знает, что говорит, значит с нового года, уже после конкурса, текущая ситуация с дублирующими маршрутами сохранится - а это вызывает вопросы к новой схеме движения. Если же ощущения Комракова его не обманывают, нас ждет увлекательное продолжение войнушки, искусно подогретой чиновниками.
Из того, что говорит Таланин, выходит, что на данный момент основной проблемой новой транспортной схемы будет решение вопроса: как и кого вытеснить с наиболее оживленных артерий города.
«С основных городских магистралей, таких, как проспекты Гагарина, Ленина, улица Родионова, Московское и Сормовское шоссе будут убраны бесконечные вереницы «пазиков», которые нередко ведут настоящую охоту на пассажиров», - обещает директор дептранса.
Если бы вслед за Таланиным глава администрации Сергей Белов пообещал к началу 2017 года эдак 300-400 новых автобусов большой вместимости, обоих следовало бы категорически расцеловать. Но по нынешним возможностям муниципального бюджета такой сценарий выглядит ненаучной фантастикой. Важно понять, чем в администрации планируют заменить сотни частных маршруток? Уж не изношенным ли на 90% муниципальным автопарком, в котором страшно даже водителям?
«Мы обсуждаем и рассматриваем любые предложения частных предпринимателей. Например, прорабатывается возможность оставить дублирование на магистральных маршрутах с условием, что частные перевозчики на них будут выводить автобусы повышенной комфортности», - развеивает сомнения «НС» Александр Таланин.
Однако, о том, как предприниматели придерживаются условий о количестве новых маршруток, о регулярности рейсов и качестве обслуживания, и о том, как горадминистрация все это контролирует, мы уже упомянули выше.
Сегодня нет никакой гарантии, что комфортабельные частные автобусы не перепродадут третьим лицам, да еще вместе с маршрутными трафаретами и условным правом перевозки пассажиров, гарантированным крышей. Между тем, такая практика в Нижнем Новгороде активно применяется, но, если раньше об этом можно было узнать от водителей, то сегодня соответствующие объявления есть на Avito.
Расследование на эту любопытную тему провели народные корреспонденты портала ННРУ. Согласно их выводам, для работы на ряде популярных нижегородских направлений нужны средства на покупку у перевозчика его автобуса и оплата ежедневной аренды маршрута. Все, что покупатель на Avito получит сверху, остается ему.Так зарабатывают некоторые перевозчики, выигравшие конкурс, а также посредники, лица без опыта и прав, в том числе гастарбайтеры.
Обзвон интернет-пользователями авторов некоторых объявлений выявил, что таким образом в Нижнем Новгороде пытаются продать право работать на маршрутах т-42, т-46, т-47, т-57, т-60, т-68, т-98. Авторы этих объявлений представляются официальными перевозчиками, либо заявляют, что сами являются арендаторами.
В свое время руководители Нижнего Новгорода сетовали на транспортную мафию, мешающую цивилизованному рынку услуг пассажирских перевозок. Как видно, Cosa Nostra на "пазиках" прекрасно чувствует себя и по сей день. В этом смысле, как показывает весь предыдущий опыт, новые конкурсы в городской администрации и улучшенная транспортная схема города оказываются всего лишь ширмой. А лучшей иллюстрацией к работе местных маршруток будет фото кондуктора, размещенное им на своем рабочем месте.