Пару месяцев назад у главы городской администрации Олега Кондрашова появился первый заместитель. Приставку «первый» добавили к должности заместителя - Андрея Черткова, в ведении которого самые «горячие» хозяйственные вопросы.
- Спросите любого нижегородца, какие сферы в городе наиболее проблемные, и наверняка получите ответ: ЖКХ, дороги, транспорт, ветхий фонд, благоустройство... Все это как раз находится в вашей зоне ответственности. Раньше должность человека, отвечающего за ЖКХ или дороги, считалась «расстрельной». Как вы себя ощущаете, отвечая за такие «неблагодарные» сферы?
- Должность «расстрельной» так и осталась, но кому-то же надо этим заниматься. Сегодня занимаюсь я. Да, блок сложный, большой, но работа интересная. Так как я пришел на муниципальную службу из бизнеса, получаю громадный опыт – бизнес-процессы в государственных структурах работают иначе, чем на производстве.
- Как вы считаете, удается справляться?
- Это не я должен судить, а жители города. Если в домах есть холодная и горячая вода, газ, электричество, тепло, если нормально ходит общественный транспорт, убирают улицы, значит, я работу делаю хорошо.
ЖКХ: Живите, Как Хотите?
- В ЖКХ все время что-то меняется. Вводят новые правила, прежние жилконторы то переименовывают, то приватизируют, то национализируют. В жировках появляются новые графы и с каждым годом платить приходится все больше, больше, больше... Так и вспоминается шуточная расшифровка аббревиатуры ЖКХ — Живите, Как Хотите. Каких еще «сюрпризов» ждать нижегородцам?
- ЖКХ всегда была одной из самых тяжелых сфер – как говорят, там все тонет, как в болоте (улыбается. - Авт). Много структурных преобразований, страна меняется, подход меняется. Раньше была единая плата, теперь все по отдельности – электроэнергия, тепло, вода и т.д. Плюс общедомовые нужды (ОДН) – то, что мы потребляем в подъездах, в домах.
Стала обособленной строка капитального ремонта, которая раньше была внесена в графу «содержание дома». Государство постепенно приучает нас к тому, что жители многоквартирных домов должны относиться к имуществу так же рачительно, как хозяева частных домов. Сейчас можно выбирать – пойти по пути ТСЖ, ЖСК или доверить управление домом ДУКу. Но за ошибки и ненадлежащее содержание жилья теперь должны платить жильцы, а не государство.
Конечно, нам непросто, мы жили при ином строе, привыкли к иному образу жизни, сейчас нас приучают к другому.
- Обычно говорят – как на Западе. Но на Западе доходы с нашими не сравнить...
- Там и суммы другие берут. Еще раз: посмотрите на тех, кто у нас живет в частных домах. Все проблемы по воде, по электроэнергии – только их проблемы. И если проржавели трубы, они покупают и устанавливают новые.
Понятно, что в многоквартирном доме собрать всех жителей и договориться о каких-то работах сложно, ибо сколько людей, столько и мнений. Жильцу первого этажа нет дела до крыши, а девятого – до подвала. Жильцам первого этажа скамейки во дворе не нужны, а девятого – нужны. Нижние соседи просят спилить дерево, потому что свет загораживает, а верхние считают, что не надо, потому что и так деревьев мало, кислорода не хватает. И таких разногласий много.
Да, нас с вами обязывают искать какие-то компромиссы, но договариваться необходимо.
Кстати, та цифра, которая сейчас принята по капремонту (6,3 рубля за квадратный метр) - поверьте, как бы жестко ни звучало, это минимальная сумма. По идее, она должна быть рублей 15 за квадратный метр. За использование этих денег и за отчет перед жителями отвечает региональный оператор (его курирует — по закону — субъект Федерации).
Повторю: нас приучают бережно относиться к своему дому.
Дороги: их в России нет — только направления?
- На качество дорог у нас не жалуется только ленивый. Начальство любит сетовать на климат, но в Швеции, где климат точно такой же, дороги прекрасные. У нас же могут яму посреди асфальта заложить брусчаткой. То ли воруют, то ли материалы некачественные, то ли человеческий фактор - «одна беда вечно ремонтирует другую»...
- За последние годы материалы стали более качественными. Сейчас мы используем щебеночно-мастичный асфальтобетон, и мне реально нравится качество — дороги стоят по 5-6-7 лет. Проспект Гагарина делали 6 лет назад, ремонтировать придется, думаю, через год-два.
Нас можно упрекнуть, что качеству дорог в Нижнем Новгороде уделяется мало внимания. Но надо иметь в виду несколько факторов.
В Нижнем Новгороде — отвлеченно — 10 миллионов кв. м дорог. Чтобы одномоментно привести их все в порядок (ориентировочно на 6 лет) нужно примерно 14-16 миллиардов рублей. Конечно, такую сумму никто никогда не даст. Но поскольку ремонт проводится постепенно, необходимо ежегодно 1,5-2 миллиарда. Дай бог, если когда-либо эти средства выделялась. В последние три года — точно меньше, город не в состоянии в одиночку потянуть данную сумму. И область в полном объеме помочь не может, потому что ведет большие инфраструктурные проекты — Южный обход, второй Борский мост. Эти объекты в первую очередь нужны именно Нижнему Новгороду, так что приходится «затягивать пояса».
Много вопросов по дворовым территориям. Но программу, с которой можно войти во дворы, финансирует региональное министерство транспорта. Второй год деньги на нее не выделяются.
Ямочный ремонт ежегодно «съедает» 60-100 миллионов рублей. Кстати, по асфальту и брусчатке: зимой асфальтовый завод не работает, поэтому закон допускает временную закладку брусчатки в образовавшиеся ямы и раскопы (количество аварий на теплотрассах и водопроводных сетях в зимний период у нас снизилось с 500 до 200, но это все равно много). Надеюсь, что в течение месяца все зимние раскопы магистралей приведут в порядок.
И потом: мы все время говорим про автолюбителей! А то, что машин за последние годы стало больше в несколько раз? У нас дороги не предназначены для таких потоков, физический износ покрытия увеличивается.
А может, мы вообще придем к тому, чтобы центр города освободить от машин? Пусть городское кольцо будет «гуляльным», чтоб мы могли ходить и дышать свежим воздухом!
- Что для этого нужно? Волевое решение?
- Да, волевое решение.
- Какие «дорожные» объекты появятся в Нижнем Новгороде к чемпионату мира?
- Пока остаются проблемы, связанные с въездами-выездами из города, но в рамках подготовки к чемпионату будем расширять въезды на Московском шоссе, может быть — через Дубенки, через Автозавод...
В Петряевке к аэропорту будет построен виадук, который должен соединить магистрали «Аэропорт — Ореховская - станция метро «Парк культуры» и «Аэропорт - проспект Молодежный - станция метро «Парк культуры». Тогда мы сможем до станции метро пустить шатлы, которые будут за небольшие деньги подвозить людей из аэропорта к метрополитену.
- Новая станция метро «Стрелка»-уже решенное дело. А что с проектом высокоскоростной магистрали?
- Проект должен быть готов до конца 2016 года. Потом будет принято решение о его судьбе.
Благоустройство: «Разруха не в клозетах, а в головах»?
- Зима, конечно, кончилась, но придет и следующая. Минувшей зимой совершенно забыли про пешеходов: если дороги хоть как-то чистили, то передвигаться по тротуарам можно было только с риском для жизни. Что намерены делать для того, чтобы ситуация не превратилась в ежезимнюю?
- В 2015-2016 годах (с 1 октября по 1 апреля) году проведем эксперимент в Нижегородском и Советском районах: полностью изменится структура уборки, за район не будет отвечать единственный подрядчик. Основные магистрали по-прежнему станет убирать крупная организация, которая имеет необходимую технику. Локальные микрорайоны хочу отдать маленьким подрядчикам. Потому что если подрядчик единственный, одновременного выхода на магистрали, тротуары и дворы не получается, магистрали убирают в первую очередь, а тротуары и дворы – по остаточному принципу.
На Рождественской и Покровке хочу ввести только ручную уборку. А уж когда найдется рачительный хозяин, который в состоянии нормально содержать эти улицы, будем переходить на мини-технику. Сейчас по законодательству очень короткие контракты, всего на один год. А техники подрядчику надо закупить миллионов на 30-40, таких подготовленных в Нижнем очень мало. Возможно, когда перейдем на трехлетний бюджет, начнем заключать контракты на 2-3 года, и тогда будут приходить люди, которые заинтересованы в долгосрочных отношениях с городом и станут убирать качественно.
К чемпионату мира необходимо построить как минимум два мусороперерабатывающих завода. Организовать в квартирах раздельный сбор мусора — нереально, ни одна хозяйка не станет держать на кухне несколько мусорных ведер (другое дело — отдельные контейнеры на прогулочных улицах, в аэропорту, на вокзалах). Потребность в мусоропереработке громаднейшая, работы на всю жизнь хватит и на этом можно зарабатывать хорошие деньги.
- Относительно благоустройства существует стандартная чиновничья «отмазка»: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Но куда исчезли урны даже с Большой Покровской? Раньше стояли у каждого фонарного столба, сейчас можно половину улицы пройти — ни одной!
- Зимой очень много урн ломают, весной мы их восстанавливаем. Вообще, мне кажется, настало время подумать, как сделать Покровку более уютной. А то у драмтеатра очень красиво, всегда цветы, а дальше - «серая» труба. Наверное, нужен новый проект по ее благоустройству, с клумбами, зонами отдыха.
А убирать все равно надо – сорить всегда будут (поэтому и хочу, чтобы на той же Покровке были дворники – каждый на своем участке). К сожалению, в понимании наших граждан свобода зачастую превращается в безнаказанность.
- И как ломать сознание?
- Лично я сторонник штрафов. Иначе: на ту же пешеходную (!) Покровку или на газон заехал — и ничего. Так и будут делать. У нас в общественном транспорте штраф – 100 рублей. Почему мы до 1000-1500 не поднимем? Депутаты ОЗС сразу: а разве человек, живущий в области, способен такие деньги отдать? Так, может, он просто за проезд в общественном транспорте заплатит?
Пьяный за рулем? 100 тысяч рублей! Не можешь заплатить – отберут машину, продадут с торгов – и все. Даже если другое авто купишь — вряд ли решишься повторить...
Чем больше штрафы, тем выше культура поведения.
- Некоторое время назад активно обсуждался вопрос о внедрении автоматизированной системы в сфере благоустройства, когда инспектор снимает на планшет автомобили, припаркованные, например, на газонах, а потом нарушителю приходит штраф. Но парковок явно не хватает...
- Есть парковки. Но у нас предпочитают подъезжать к самым ступенькам. В налоговую надо? Только что в дверь не въедет. Собрался в ресторан – ни за что не припаркует за 200 метров, обязательно рядом с входом. Надо менять тенденцию: хочешь встать у входа — это стоит денег. И пусть город их получает. Хочешь бесплатно? Поставь за 200-300 метров и пройдись пешком.
В этом году мы начнем эксперимент. Будут ходить инспекторы с планшетами и, грубо говоря, пополнять бюджет Нижнего Новгорода. Считаю, что это правильно. И невзирая на личности! Я попадусь – и меня штрафовать.
- Ваш функционал после назначения первым замом не изменился. А как могли бы оценить свой политический вес?
- Ответственности стало больше, а не политического веса. Я не политик, хозяйственник. И хочу оставаться человеком, который занимается хозяйством и видит в этом смысл жизни.
Фото Ирины Елагиной и Кати Стальской