Температурные качели второй декады декабря существенно усложнили жизнь и работу дорожным службам Нижнего Новгорода: сначала им пришлось бороться с большим объемом осадков, затем готовить дороги к похолоданию и появлению гололеда. Временами онлайн-карты становились бордовыми от заторов на дорогах. В одних пробках стояли машины экстренных служб, чиновников и рядовых автомобилистов. Здесь же пытались улучшить ситуацию караваны специальных снегоуборочных машин с пескоразбрасывателями и щетками. Удавалось сделать немного, снег выпал одновременно и везде. Нижегородцы делились антирекордами по времени поездки с работы домой, а ответственные лица заявляли о полной готовности встретить непогоду во всеоружии. Не обошлось в этот раз и без перекладывания проблем с больной головы на не менее озадаченную. В очередной раз ответственные чиновники конспектировали мудрые мысли руководства и брали под козырек его актуальные поручения.
Эта участь не миновала и жилищные организации. На фоне хвалебных комментариев анонимных аккаунтов по отношению к уборке на Автозаводе, горожане начали изучать вопросы межевания территорий в надежде определить ответственность за конкретный участок во дворе. Иногда, это удавалось, как говорится, "на глаз": активные жители уже знают, какие организации лучше обслуживают вверенные им участки. Для того, чтобы разобраться с вопросами уборки во дворах, мы задали вопросы директору по благоустройству Ассоциации пяти домоуправляющих компаний Нижнего Новгорода Александру Юматову.
- Александр Александрович, как справляетесь с уборкой сейчас?
- В 2023 году для служб благоустройства декабрь выдался самым сложным за последние несколько лет. Конечно, на ум приходит современная и уже немного заезженная шутка про коммунальщиков, для которых зима пришла неожиданно, однако в этом году первый зимний месяц не давал расслабиться. Обильные продолжительные снегопады, резкое падение температуры, оттепель, снова снегопады. На фоне всего этого регулярные объезды и штабы, мобилизация всех сотрудников управляющих компаний и другие мероприятия, призванные улучшить качество уборки во дворах.
- Штабы и объезды улучшают качество уборки?
- Качество уборки улучшают дворники и снегоуборочная техника, а штабы и объезды – это работа ответственных лиц, которые пытаются выполнять свои обязанности добросовестно. Конечно, мы понимаем, что не обходится без популизма, но в целом мы видим объективность и понимание существующих условий, с которыми сталкиваются домоуправляющие компании.
- Какие условия вы имеете в виду?
- Несколько лет назад зима выдалась на удивление не снежная. По сравнению с обычным снегоуборочным сезоном, благоустройству были предложены суперкомфортные условия. И возьмем текущий месяц: много снега – в пиковый период потребовалось масштабное усиление. Увеличивали штат дворников, нанимали дополнительную технику, привлекали персонал УК к работе в выходные дни, участвовали в городских мероприятиях, выполняли поручения надзорных органов. В связи с потеплением резко вырос расход противогололедных материалов, срочно потребовалась тяжелая техника для удаления трудных участков накатанного снега, превращающегося в лед, все те же переработки и усиление штата. Но все это расходует ресурсы организаций. Из этого вытекает задача сбалансировать расходы, учитывая возможные затраты на следующие три месяца, которые тоже могут принести сюрпризы. При этом следует помнить, что единственным источником финансирования для управляющих компаний остаются платежи жителей по статье содержания жилья. В отличие от коммунальных тарифов, индексируемых один или даже два раза в год, плата за содержание жилья не меняется без волеизъявления собственников жилья.
- Любое предприятие, начиная деятельность, рассчитывает свои издержки. Более того, закладывает определенные риски в стоимость услуг. Такие предприятия как управляющие компании не могут учесть снежную зиму и затраты на нее?
- К счастью, могут. Более того, наши специалисты провели серьезную аналитическую работу, принимая во внимания негативные изменения на рынке труда и в сфере экономики. Дело в том, что с каждым годом найти трудолюбивых и ответственных дворников становится все сложнее. Перед снегоуборочным сезоном часть работников увольняются и уезжают в другие города и страны. Компенсировать эти потери трудно. Еще один фактор, который мы учли при планировании нового сезона – это потребность в увеличении производительности труда. Итогом размышлений стало приобретение новой снегоуборочной техники. Она позволяет избежать поломок и простоя техники, тем самым экономя средства на ее замещение. Новая техника позволяет применять быстросъемное оборудование, которое экономит время тракториста на смену навесного комплекта и, соответственно, быстрее и эффективнее очищать территорию. Новая техника комфортнее прежней, на нее устанавливается климатическая система, позволяющая трактористу работать в комфорте весь день. Его трудоспособность повышается. В общем, мы видим плюсы от прошедшей модернизации.
- В каком объеме прошла такая модернизация?
- Было обновлено более 25% механизированного парка техники. Большая часть средств была инвестирована в покупку тракторов с навесным оборудованием. Были обновлены механические щетки и снегоочистители, пескоразбрасыватели, усиленный ручной инвентарь и спецодежда. Акцент сделан на снегоуборочной технике как раз для усиления производительности труда.
- В городе действует несколько способов пожаловаться на уборку. Это известные интернет-платформы, которые призваны навести порядок в ЖКХ. Как жители могут быстро получить реакцию на свои обращения?
- На самом деле, пять управляющих компаний Нижнего Новгорода управляют производственными процессами с помощью современной CRM-системы. Проще говоря – программной среды, которая объединяет жителей многоквартирных домов, специалистов домоуправляющих компаний и подрядных организаций, а также специалистов клиентского сервиса. Более того, наша программная среда адаптирована под некоторые городские платформы. Это позволяет видеть результаты нашей деятельности руководителям направлений в администрации. Это удобные современные способы общения между клиентами и исполнителями услуг. Вместе с тем, никуда не исчезают привычные механизмы работы, доступные каждому жителю в пяти районах: сервис контакт-центра ЖКХ по единому телефонному номеру 268-10-00, а также клиентские центры обслуживания населения, расположение и график работы которых можно узнать на наших страницах во "Вконтакте" и на официальных сайтах.
- Платформенные решения, наверное, приносят кому-то радость, но, зачастую, эффективность зависит от прямого общения с исполнителями услуг. В этой части, жители жалуются на информационную закрытость предприятий. Как у вас решают этот вопрос?
- Гаджеты, действительно, приносят пользу и многие приложения реально полезны, но они иногда отучают пользователей искать простые пути решения своих вопросов. На информационных досках домоуправляющих компаний пяти районов размещают контактные телефоны мастеров по благоустройству. Любой житель, у которого есть вопросы по благоустройству может воспользоваться им. Зачастую, простой контакт с дворником может наладить уборку во дворе, но этого не происходит. Хуже того, дворники жалуются на хамское отношение и угрозы со стороны некоторых жителей. Есть и другие примеры. Буквально на днях жители нам рассказывали, как мастер подрядной организации помогала своим дворникам убирать заваленный снегом после метели двор дома 19 по Верхне-Волжской набережной. Жители очень хотели отметить работу мастера и отблагодарить ее. Усердие специалистов и заинтересованность жителей дают хорошие результаты. Мы хотели бы верить, что таких примеров станет больше!
Основное фото: пресс-служба ДУКов