Доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Александр Иванов имеет репутацию влиятельного эксперта по устойчивому развитию мегаполисов. А устойчивое развитие невозможно без четкого функционирования транспорта.
- Александр Владимирович, что вы можете сказать о комплексной транспортной схеме (КТС), которая сейчас активно обсуждается в Нижнем Новгороде?
- Я не видел этот документ, но меня смущает, что в КТС обсуждается только развитие общественного транспорта. Хотя, на самом деле, документ должен быть огромным, поскольку по значимости оно сопоставим с генпланом. Учитывая, что корректировка геплана была в 2010 году, хотелось бы узнать, что нового принесет городу КТС? Когда начиналась работа над КТС, были разговоры о возможном участии в работе нижегородских ученых. В частности, наше учебное заведение и Технический университет готовы были объединить усилия, чтобы такую схему для города сделать. Но в мэрии предпочли иметь дело с другой организацией, у которой не очень хорошая репутация. Меня в этой ситуации смущает, что доработкой неизвестно чего занимается все тот же департамент транспорта и связи администрации города. Хотя этим должна заниматься крупная специализированная организация либо консорциум организаций.
- Насколько я понимаю, за основу транспортной схемы взят опыт Москвы. Нет?
- Москва использует лучшие мировые практики. Нижнего Новгорода, извините, там рядом не стояло. Начинать нужно не с этого. Транспортная схема должна содействовать компактному развитию города и носить интегрированный характер, объединяя все виды транспорта. В Москве, например, с успехом реализован проект интеграции железнодорожного транспорта в общую транспортную схему. В Нижнем был проект интеграции аэроэкспресса, идущего от аэропорта к железнодорожному вокзалу. Где он, этот проект? В Нижнем сегодня говорят о мелочах, вроде изменения движения автобусных маршрутов, которые ничего кроме раздражения у жителей не вызывают.
- Последнее время много говорилось о том, что городу очень нужны выделенные полосы для движения общественного транспорта. Некоторое время назад даже анонсировали запуск одной такой полосы на проспекте Гагарина. Как вам кажется, почему власти не решаются на этот шаг?
- Демонстрация выделенной полосы на каком-то отдельном участке не принесет эффекта городу. Если бы у администрации хватило политической воли открыть выделенную полосу на Гагарина… У проспекта нет дублера. Сейчас развиваются жилищные проекты за пределами города ( в поселке Новинки и другие), которые в силу удаленности ориентированы на индивидуальный автомобильный транспорт. Общественный транспорт с регулярностью 3-5 минут туда ходить не сможет.
- Ну, откройте хотя бы для эксперимента…
- Дискредитировать положительный опыт – это лишать его будущего. Жители Новинок окажутся в сложном положении и, возможно даже, станут протестовать. Я думаю, что городские власти не готовы к такого рода противостоянию.
- Недавно очередной директор департамента транспорта и связи мэрии Таланин ушел в отставку, не проработав и года. Сейчас все гадают, почему это произошло?
- Я думаю, что он оказался не готов к развитию ситуации. Денег нет. Деньги на разработку КТС потрачены, но реального результата мы не видим. Главные затраты в КТС, насколько я понимаю, должны были пойти на обследование. Я надеюсь, что обследование было выполнено. Но если сейчас город оказался в такой сложной финансовой ситуации, то передайте материалы специалистам ННГАСУ и Технического университета. Я думаю, что при довольно умеренном финансировании наши специалисты согласились бы с этими материалами поработать. Чтобы в конце концов доработать комплексную транспортную схему до нужных городу и горожанам кондиций.