Минимум 76 судов на подводных крыльях потребуется для организации скоростных речных перевозок по реке Волге от Рыбинска до Астрахани. Об этом губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал на выездном заседании совета Госдумы в Чкаловске 21 августа 2023 года.
Он напомнил, что Нижегородская область первой, по собственной инициативе, развивает флотилию скоростных судов на подводных крыльях. Управляет флотилией специально созданный оператор – ООО "Водолет". По плану, в навигацию 2023 года рассчитывают перевезти 80 тысяч пассажиров, а в 2024 году – 150 тысяч.
Никитин отметил, что проект реализуют благодаря программе льготного лизинга минпромторга РФ. Она позволила заказать серию судов на ЦКБ по СПК им. Алексеева.
Кроме того, отдельное внимание уделяют созданию причальной инфраструктуры. У "Водолета" сейчас есть в собственности 11 причалов и дебаркадеров.
Глеб Никитин подчеркнул, что регион сформировал финансовую и операционную модель, которую можно использовать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок. Просчитана возможная модель для организации перевозок от Рыбинска до Астрахани. Для этого минимум потребуется 76 судов: 51 "Валдай 45Р" и 25 "Метеоров 120Р". Такой флот обеспечит перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно.
Но для запуска сети необходима поддержка части операционных расходов - по аналогии с субсидированием межрегиональных авиаперелетов. Также необходима поддержка субъектов в части капитальных затрат на субсидирование лизинговых платежей. На флотилию из 76 судов 50% операционных расходов – это 1,4 млрд рублей в год. 50% капитальных затрат и лизинговых платежей – еще 1,4 млрд рублей. То есть, потребуется поддержка от государства в размере 2,8 млрд рублей.
Причальную инфраструктуру, добавил Никитин, регионы должны развивать самостоятельно.
Также нижегородский губернатор рассказал об использовании судов на электрической тяге и поддержке развития данного направления. Нижнему Новгороду из бюджета региона выделили 16,6 млн рублей субсидии на создание зарядной станции на Нижневолжской набережной. Общая ее стоимость составила 18 млн рублей.
Глеб Никитин особо отметил, что развитию такого типа судоходства мешает высокая стоимость зарядной инфраструктуры и самих судов. Но при этом они в пять раз эффективнее по топливу.
Напомним, ранее президент РФ Владимир Путин дал ряд поручений, касающихся развития пассажирских речных перевозок, включая господдержку на строительство судов и работу операторов, а также на строительство судов и инфраструктуры для электросудоходства.
Фото из телеграм-канала Глеба Никитина