Суханова уходит: лайк или дизлайк?

ГОРОДСКАЯ  МЕЛОДРАМА  В  ДЕЙСТВИЯХ  И  БЕЗДЕЙСТВИЯХ. 

Из городской администрации уходит самая красивая женщина в нижегородском кремле. Это уже не новость, но тем не менее значимое событие для структуры администрации города.  Наталья Суханова руководила городской культурой в должности директора профильного департамента с марта 2016 года. До 26 ноября она будет исполнять свои обязанности в мэрии Нижнего.

Сейчас гадают, куда собирается чиновница, с которой связывают не только интересные шаги и начинания, но и свойственные красавицам-блондинкам непредсказуемость и сложный характер. Наиболее вероятным для наблюдающей общественности кажется ее переход в соответствующее ведомство областного уровня на должность заместителя Надежды Преподобной. Впрочем, возможен и вариант ее возвращения в «родную» среду – туризм. А то и отъезд в Москву, да мало ли, где может найти себя активная молодая дама со связями и опытом.

ЗАВЯЗКА  ДЕЙСТВИЯ

Департамент культуры Нижнего Новгорода  явился по-своему отражением постепенно уплотняющейся и ужесточающейся атмосферы управления городом. Целых 15 лет (с 1998 по 2013 год) в спокойно-нестяжательные времена Ивана Склярова и затем Вадима Булавинова культурой в городе руководил Сергей Горин, человек с консерваторским дипломом и работавший в сфере музыкального образования. Благодаря своему обширному опыту, Сергей Горин перешел впоследствии на пост регионального министра культуры.

С 2013 года по 2016 в должности директора департамента культуры работала Лариса Моторина, как и Горин, человек из культурной сферы, бывший директор музея Добролюбова. Тогдашний глава администрации города Олег Кондрашов отзывался о ней как об “очень опытном работнике культуры”.

А дальше, вместе с громкими отставками и назначениями главы города или главы администрации и реформированием двуглавой системы, ненадолго задерживаются на посту и руководители департамента культуры. Казалось бы, не ключевой орган (не финансов, имущества или строительства), но, видимо, известное недоверие новых руководителей города к ставленникам предшественников обусловили тренд на “зачистку”. В команде нового главы администрации Сергея Белова Моториной уже не оказалось. Она, ничего не комментируя прессе, тихо переходит на предложенную должность руководителя музея Горького. Место главы департамента культуры занимает, вопреки прогнозам, предрекавшим его директору училища им. Балакирева Игорю Кораллову, Наталья Суханова.

МИЗАНСЦЕНА  С  НОВЫМ  ДИРЕКТОРОМ 

Еще на стадии назначения фигура Натальи Сухановой враз стала одиозной. Ее кандидатура вызвала неприятие среди большого количества деятелей культуры и культуртрегеров.

Наталья Суханова на открытии художественной выставке в ТЦ “Жар-Птица”, принадлежащем семье Сорокиных-Нагорных. Эладу Нагорную (крайняя справа) называют приятельницей Сухановой. Фото: “Столица Нижний”.

Главная мысль, высказываемая ими в комментариях в то время: новый директор должен говорить на одном языке с городскими деятелями культуры; это не менеджер, а в первую очередь – деятель культуры; это решение принято “не из-за профессиональных качеств кандидата, а в связи с его условной принадлежностью к той или иной политической команде” (Олег Шакирский, в то время – заместитель директора Центра Культуры “Рекорд”).

В политической зависимости тогдашнего главы администрации Сергея Белова от его покровителя Олега Сорокина не сомневались даже городские дворники. Поэтому назначение Сухановой воспринималось как “рука” Олега Валентиновича. Тем более, что супруг Натальи Евгеньевны – Василий Суханов – ныне депутат Законодательного Собрания, а до ухода Сорокина его “правая рука” на должности с мутным названием: “начальник управления по обеспечению деятельности главы города Нижний Новгород” (будто сам глава свою деятельность не мог обеспечить). Поэтому от сугубо политического и конъюнктурного назначения не ждали ничего хорошего.

Евгений Семенов. Фото news.nn

Руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов на вопрос редакции, как он оценивает деятельность уходящей с поста директора депкульта  Натальи Сухановой, ответил коротко:

“Я негативно оценивал ее назначение и позиции не поменял”.

КОНФЛИКТЫ,  КУЛЬМИНАЦИЯ,  РАЗВЯЗКА 

За назначением последовали неоднозначные решения новой руководительницы депкульта, усугубившие противодействие ее руководству культурой до скандального ореола. Целых три конфликта затронули существенные и громкие объекты культурной среды: конфликт с директором музея под открытым небом “Парк Победы” на Гребном канале Валерием Киселевым; необоснованное увольнение руководителя МАУК (муниципального автономного учреждения культуры) “Рождественская сторона” Александра Сурина; противодействие работе студии Константина Хабенского.

Что касается конфликта с директором “Парка Победы” Киселевым, то там было две серии, две части “Мерлезонского балета” (значительно, надо заметить измотавших здоровье  известного журналиста и общественника). В сентябре 2016 года глава Сергей Белов сообщил о грядущем увольнении директора парка Победы. Правда, как стало очевидно далее, он вообще плохо знал ситуацию и с парком, и с отношением в городе к заслугам и личности Валерия Киселева. В чем позднее и признался. Решение об увольнении было отменено.

На публике Наталья Суханова всегда была любезна со всеми. Фото из личного архива Натальи Сухановой.

Причиной называли  то, что, якобы, Киселев к Дню танкиста переправил танки в парк для празднования, не согласовав свои действия с департаментом культуры и не подав вовремя заявку в ГУВД для обеспечения безопасности. Однако такая версия звучала от официальных лиц. Валерий Киселев поясняет, что танки в парк перегнал облвоенкомат, не поставив его в известность, а сообщив лишь главе города Ивану Карнилину, а тот забыл позвонить главе администрации Белову.  Поистине, терпению Валерия Киселева можно только позавидовать! В этот раз Наталья Суханова явно решила не сама жестко спросить, а использовать уровень главы администрации. Но дальше ее желание самостоятельно руководить всеми культурными процессами – росло.

В ноябре 2017-го Киселева вызывают в суд по административному делу, возбужденному после проверки Контрольно-ревизионного управления. В вину директору парка вменялось то, что он проводил экскурсии в муниципальном учреждении без кассового аппарата. КРУ и суд не взволновало при этом, что в парке попросту нет условий (ни помещения, ни электричества) для работы на кассовом аппарате. Парк, который разбивался энтузиастами в 80-е, не имел ни водопровода, ни ливневой канализации, ни электроснабжения, ни  служебных помещений кроме будки охранника. При этом на все просьбы Киселева о реконструкции, из администрации города годами отвечали обещаниями или никак. А в 2017 году вдруг взяли и с него же спросили.

 

Но, тем не менее, сам Валерий Киселев не держит никакого зла. В интервью редакции он сказал:

“Я, во-первых, удивлен уходом. Она всего два года проработала. У нас был период конфликтов, но потом все наладилось. Хотелось бы понять, что случилось. И главное, эта чехарда в руководстве культурой тормозит  все проекты по реставрации, которые мы затевали. И не только у нас, везде. Ничего нельзя планировать. Нет уверенности, что новый руководитель поддержит, одобрит. И все приходится начинать каждый раз заново. Поэтому что будет к 800-летию, как будем готовиться мы все – сложно сказать”.

Надо отметить, что за Валерия Киселева активно вступилась общественность. Не меньшую поддержку высказали горожане и другому увольняемому по инициативе нового директора депкульта – Александру Сурину. Руководивший четыре года МАУК “Рождественская сторона” он устраивал всех: и авторов незаурядного проекта, и общественность, и подрядчиков. В защиту Александра даже был организован флешмоб “Поддержи Сурина”, а подчиненные встретили решение о его увольнении саботажем. В отставке видели сугубо политическую подоплеку: Сурин-де принадлежал к команде Кондрашова.

Знаменитый проект “Рождественская сторона” состоялся как командное предприятие: энтузиастами, вдохновленными идеей преображения исторической улицы. И вот вместо увлеченного историка, переводчика Сурина новое руководство города и департамента культуры решило поставить сначала банкира, потом передумало и назначило молодого директора ФОКа из Арзамаса Дмитрия Рьянова.

Предваряя назначение, главный инициатор и идеолог проекта “Рождественская сторона” Александр Сериков заявил, что его смущает перспектива руководства проекта “товарищем из Арзамаса, опытным в физкультурных делах”, и прежде всего, его “смущает некомпетентность директора департамента культуры”.

Однако даже ультимативная форма такого “тяжеловеса” в культурно-общественной жизни города как Сериков не возымела действия: Рьянов был назначен. Сериков в ответ покинул МАУК “Рождественская сторона” и создал общественную организацию “Союз Рождественской стороны” (о перспективах проекта “Рождественская сторона” читайте в интервью с А.А. Сериковым здесь– Прим.Ред.И снова город получил со сменой власти скандалы и передряги вместо творческого объединения для культурного развития.

Александр Сериков:

Александр Сериков. Фото из личного архива.

“Я теперь руковожу общественной организацией. Я вышел из МАУК “Рождественская сторона”, которое не понятно зачем передано из управления культуры в управление благоустройства. Эта городская структура не принимала участие, например, в Дне Народного единства, который всегда проводится на Рождественской. Как это вот так? Там разброд и шатание, многие работают словно сами по себе. Разбрасываться такими ресурсами, на мой взгляд, неправильно. Причем до того скандала, результатом которого стали увольнение Александра Сурина и формирование нового коллектива, у нас была дружная и сплоченная команда. Причем очень творческая, которая генерировала идеи и работала над их реализацией, после чего у нас появился настоящий бренд “Рождественская сторона”.

В сентябре 2016-го, через полгода после назначения Натальи Сухановой, администрация города приостанавливает финансирование занятий юных артистов в студии творческого развития Константина Хабенского. Студия была открыта за 2 года до этого, и педагоги получали зарплату согласно контракту с департаментом культуры. В студии занимались 270 подростков. В период приостановки финансирования школе помогали спонсоры. Администрация предложила простое решение: брать деньги с родителей. Но это противоречит уставу студий Хабенского: во всех городах (а студий открыто 13) с родителей плату не берут.

Надо заметить, что директор департамента спорта и молодежной политики городской администрации Леонид Стрельцов, комментируя ситуацию, сказал, что “бюджетные деньги ограничены”. Однако накал страстей в защиту школы-студии несколько скорректировал объяснения власти. И уже сама Наталья Суханова поясняет, что “финансирование проекта из муниципального бюджета на прежних условиях противоречит действующему законодательству”.

Константин Хабенский с подопечными из нижегородской студии. Фото: НИА-Нижний Новгород.

Ситуация затянулась. Известно, что Хабенский занимался поиском спонсоров. Как сообщили в студии “Оперение”, они “сотрудничают с департаментом культуры, и департамент оказывает содействие, финансирование студии частично зависит от департамента”. Сказано обтекаемо, но это выбор позиции студии. Меж тем, нижегородцам было не понятно, почему Наталья Суханова, имеющая огромное количество связей в бизнес-среде, не может помочь студии с поиском попечителей.

И все же недовольство действиями главы депкульта вылилось в ни больше ни меньше… требование общественности об ее отставке! Петицию подписали многие уважаемые в культурной среде города люди (всего 255 подписантов).

На заседании круглого стола на тему “Неуправляемый Нижний Новгород” в феврале 2017 руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов заявил, что “Наталья Суханова, как руководитель департамента культуры администрации Нижнего Новгорода не справляется со своими обязанностями” и ее назначение стало ошибкой Белова.

В вину Сухановой ставили не только перечисленные конфликты, но еще и рост задолженности муниципальных учреждений культуры, уход “компетентных специалистов из департамента и сферы культуры”, срыв ряда мероприятий, в том числе – плохое анонсирование кинофестиваля “Горькийfest” в 2017 году, а также то, что, по мнению авторов петиции, наметился крен от культуры в сторону туризма. В памяти у активных пользователей соцсетей остались еще многие примеры странного руководства Сухановой депкультом: почти приказ всем подчиненным подписаться на ее страницу (видимо, в ожидании увеличения количества лайков),  то, что она забыла согласовать с полицией организацию Масленицы (в итоге праздник был скомкан) и прочие “мелочи”.

Директор и главный редактор газеты “Нижегородский рабочий” Марина Булгакова в декабре 2016 года, комментируя рейтинг влиятельности для агентства НТА-Приволжье, отметила: “Инициативы главы департамента культуры администрации Нижнего Новгорода в 2016 году порой напоминали провокации для культурной общественности”.

Фото из личного архива Натальи Сухановой.

Некоторые публикации того времени с критикой директора департамента культуры сопровождались фотографией, где Наталья Суханова что-то поет в стильно драных джинсах и джинсовой куртке. Секси-фото а-ля “звезда караоке” общественность сочла не подходящим для имиджа руководителя культуры. Что ж, очевидные издержки Инстаграма для публичных лиц. Отличные стилисты и фотографы, надо заметить, все же направили восприятие ее имиджа в нужное, “приличное”, русло.

Из-за всех претензий и негативных фактов Наталья Суханова не раз становилась лидером голосования в “Черной метке” (общественный проект в социальных сетях, инициированный блогером Дмитрием Митрохиным).

 

(ВСТУПАЕТ  ГРЕЧЕСКИЙ  ХОР):

Что ж, таки совсем инфернальная особа покидает серые стены кремля? Отмечались ли ее заслуги, и какие?

Если исключить политическую подоплеку ее прихода в департамент культуры и учесть ее вероятную несамостоятельность в кадровых перестановках, можно вспомнить, что департамент под ее руководством возродил ежегодный праздник “Горьковская Елка”, внес новые идеи в формат фестиваля “Секреты мастеров”, занимался разработкой и реализацией сувенирной продукции Нижнего Новгорода. Не без вопросов, но провел юбилей Максима Горького. Нет существенных нареканий у общественности и за организацию Дней города. Директор депкульта презентовала пять нижегородских проектов на Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. Два из них (та же “Горьковская елка”) стали лучшими событиями года в России! В заслугу ей и ее команде ставят и подготовку волонтеров для Чемпионата мира по футболу. В марте 2018 года была  озвучена Натальей Сухановой идея создания специальной организации, которая будет заниматься вопросами развития парков и скверов. Предполагалось создание для этого некоего НКО с вовлечением горожан и профессиональных сообществ.

Но в целом, маловато для того, чтобы культурная общественность сильно сожалела о Наталье Сухановой как о незаменимом профессионале.

ЭПИЛОГ

Наталью Суханову также называют “заложницей нижегородской политической кухни”. Фото из личного архива Натальи Сухановой.

Можно предположить, что чиновники где-то понимают неприемлемость административно-командного управления сферой культуры. Однако судя по всему все же не способны вычленить ее из “списка департаментов горадминистрации” в особую территорию. А основания для вычленения есть, и они на поверхности. Если граждане сами непосредственно не могут создавать жилые микрорайоны, строить метро, школы и больницы и распределять на них финансирование, то вот создавать культурную среду в разных формах и движениях они могут еще как. Культурное пространство способно не подчиняться социальным стратам, а именно в них строится мировоззрение управленца.

В то время как культурой «рулят» в коридорах, она живет своей жизнь, параллельно, активностью самых разных людей, которых объединяет, пожалуй, одно – свобода разума и творчества.

На днях состоялась заседание эксперт-клуба на тему “Нижний Новгород на культурной карте России”. На нем, в частности, был презентован известным журналистом и деятелем культуры Георгием Молокиным мультикультурный проект “Царственно поставленный город” к 800-летию Нижнего Новгорода города. К сожалению, власть пока вне данного проекта. А он предполагает идею вовлечения огромного количества горожан к наполнению содержанием празднования юбилейной даты. И это предположение строится не на принципе “все построят сверху и найдут людей”. А именно на принципе “снизу”: сами горожане генерируют бесчисленное количество творческих проектов. Как заявил после встречи Олег Шакирский, “Нижний Новгород на культурной карте России как бы есть, но его как бы нет. То есть: талантов пруд пруди, событий много, поддержки информационной, административной, и самое печальное  –  зрительской – мало”.

Культурных событий в Нижнем “пруд пруди”… Не обязательно для того, чтобы быть интересным и развивать гуманитарную сферу, они должны быть грандиозными. Камерные уютные мероприятия стали уже чертой старинного города, в котором горы и овраги словно зовут не спешить, а послушать, посмотреть что-то важное, высказать свои мысли понимающим. Научится ли власть работать с этой сферой, пригласив в руководители депкульта человека не только знающего культурную сферу, но и креативного, чувствующего дух времени и менталитет Нижнего?

Но факт есть факт: очередной исход чиновницы средней руки из администрации – это большой минус в важный для администрации города период формирования команды. Да, кстати, период этот слишком затянулся, и большинство наблюдателей уже делают вывод о провале кадровой политики мэрии. По дружбе ушла Наталья Суханова от Владимира Панова или по другой причине – это уже не важно. За державу обидно.

Вперед, к новым горизонтам! Фото из личного архива Натальи Сухановой.

P.S. Редакции “Нижний сейчас” также стало известно, что находясь на месте руководителя городского депкульта последние деньки, Наталья Суханова пишет формально правильные, но все же расходящиеся с идеологией и обещаниями мэра Владимира Панова документы. В частности, речь идет об объектах, облагороженных в рамках фестиваля “Том Сойер” – фестиваля, который послужил заметной пиар-площадкой для Владимира Александровича. Суханова формально отказывает в выделении средств на консервацию эти объектов, не предпринимая никаких усилий для их изыскания. Что лишний раз подтверждает версию, что с нынешним градоначальником она не сработалась…

Добавить комментарий