Сенсация с агломерацией: в Нижегородской области их будет не меньше двух!

"Так уж сложилось в Нижегородской области, что из властных кремлевских чертогов нам чаще всего рассказывают о светлом будущем Нижнего Новгорода и его жителей. А когда прогнозируемое будущее оказывается не таким уж светлым или вообще превращается в "черную дыру", как бы забывают о давешних словах, генерируя новые, еще более оптимистичные сообщения. Так в 2007 году был представлен проект "Стрелка-Сити", а в 2008 году появилась идея застройки Борской поймы "Глоуб-таун". Где они? Кто теперь их вспомнит?

"ОТРОДЯСЬ  ТАКОГО  НЕ  БЫВАЛО,  И  ВОТ  ОПЯТЬ  ТО ЖЕ  САМОЕ"... 

Чтение официальных сообщений порой приводит к неожиданным открытиям. В пресс-релизе, размещенном на официальном сайте правительства области, сообщается, что оно (правительство) сформировало программу развития объединенной сети автомобильных дорог на 2019−2024 годы. Но главное — в программу "вошли две агломерации городов: Нижний Новгород и Дзержинск". Не верить официальным заявлениям нельзя, тем более, что в тексте еще дважды отдельно говорится о Нижегородской агломерации и отдельно — о Дзержинской."

Скорость, с которой почти год назад было принято решение о создании Нижегородской агломерации в составе двух городских округов и двух муниципальных районов, впечатляла. Правда, областные депутаты не принимали отдельного закона или постановления о ее создании, а ограничились внесением изменений в областной закон "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области". Именно в новой статье этого закона впервые появилось определение Нижегородской агломерации как "объединяющей территории городского округа город Нижний Новгород и территорий граничащих с ним городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области".Сенсация с агломерацией: в Нижегородской области их будет не меньше двух!

Закон передал на областной уровень следующие полномочия:

- в области территориального планирования;

-  в области градостроительного зонирования;

- в области планировки территории;

- в области архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства;

- в области земельных отношений.

Вторым документом, в котором появилось слово "агломерация", стал областной бюджет, где оно встречается 10 раз: 8 — в статьях, касающихся дорожной сети Нижегородской агломерации, и дважды в названии департамента, который стал называться  "Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области".

Сенсация с агломерацией: в Нижегородской области их будет не меньше двух!

Заметьте: в названии департамента используется множественное число.

 

 

 

 

 

 

 

ЭХ,  ДОРОГИ!

На официальном сайте правительства Нижегородской области есть еще один документ, в котором термин "Нижегородская агломерация" даже вынесен в название. Это "Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижегородской агломерации на 2018—2019 гг",  являющаяся частью приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Утверждал ее и. о. замгубернатора Антон Аверин. Судя по дате одного из согласований, написан этот документ был еще до появления Глеба Никитина в Нижнем Новгороде.

Там же есть и еще одна программа с таким же названием, но рассчитанная на 2017 год.  Ее утверждал губернатор Валерий Шанцев. Документы очень похожи, но сравнивать их и находить разницу мы не будем. Кому интересно, может сделать это самостоятельно.

Нижегородская агломерация, идею создания которой приписывают новому губернатору, де-факто существовала и раньше. Свидетельство тому - постановление правительства Нижегородской области № 130 от 20 марта 2009 года.  Им были внесены изменения в приснопамятную Стратегию развития области до 2020 года.

В частности, одна из пяти зон опережающего развития — промышленная и научно-образовательная — стала называться "Крупная городская агломерация". В нее вошли Нижний Новгород, Дзержинск, Богородский и Кстовский районы (узнаёте?), а также Борский, Городецкий, Балахнинский и Павловский районы области.

Сенсация с агломерацией: в Нижегородской области их будет не меньше двух!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мера это была вынужденная. Как написано в упомянутом постановлении, "В целях приведения в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р …" Но, как выяснилось, для получения федеральных денег – полезная.

В этой связи интересно посмотреть на еще одну схему, связанную с нижегородскими дорогами и тоже размещенную на официальном сайте. На ней отмечены практически все основные объекты, внесенные в упомянутые выше программы комплексного развития автомобильных дорог. Правда, остается загадкой, какую именно агломерацию имели в виду разработчики: шанцевскую или никитинскую.

Сенсация с агломерацией: в Нижегородской области их будет не меньше двух!Безусловно, приведение в порядок нижегородских дорог — дело нужное и полезное, независимо от того, где они находятся — в границах отдельной агломерации или всей области. Просто иногда хочется понять логику принимаемых решений, а для этого требуется информация и желательно непротиворечивая.

Например, много раз заявленный проект моста через Волгу в районе Подновья. Все понимают, что он нужен. И точно так же все понимают, что денег на его строительство в области нет. Вот что ответили на наш запрос в пресс-службе:

"Мост в Подновье рассматривается в перечне объектов дорожной инфраструктуры, планируемых к строительству при условии привлечения федеральных денег.

Проект требует чрезвычайно больших затрат: предполагаемая сумма строительных работ – 70 млрд рублей, в то время как дорожный фонд Нижегородской области составляет 10,6 млрд рублей.

Проект строительства моста в Подновье включен в региональную заявку, направленную в Росавтодор.

Говорить о каких-либо конкретных инвесторах пока преждевременно, идут переговоры".

А вот что сообщил в переписке в социальной сети министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадим Власов:

"Данный проект "в работе". Тяготит большая (!) стоимость его реализации. Направления работы:

  1. Оптимизация стоимости строительства;
  2. Привлечение инвестиций, в том числе и частных.

В настоящее время посчитан первый драфт финансовой модели по реализации проекта на основе государственно-частного партнерства. Далее - работа по ее оптимизации. Заинтересанты есть. Теперь задача - привести финмодель в соответствие с возможностями бюджета... До конца года будет промежуточный результат и по оптимизации, и по инвестору".

Так что к Новому году ждем уже какой-то конкретики.

ОДНА  ИЛИ  НЕСКОЛЬКО? 

Создание агломерации (или агломераций) — придумка не нижегородская. Уже несколько лет в разных регионах России пытаются запустить этот процесс, используя различные схемы. В Минэкономразвития РФ даже существует проект "Стратегии пространственного развития России".  И не далее как неделю тому Глеб Никитин в Москве участвовал в заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, где кроме прочего говорили и об этой Стратегии.

Из текста проекта следует, что Нижний Новгород — один из 14 уже сформировавшихся, так называемых, "крупнейших городских агломераций" с населением более миллиона человек. А кроме них есть еще и "крупные городские агломерации": их шесть, а в перспективе могут появиться еще 19. Есть еще понятие "центры экономического роста субъектов РФ" и эти центры определяются в стратегиях социально-экономического развития субъектов.

Кстати, в пока еще неутвержденной Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года есть прообраз региональных агломераций.

Сенсация с агломерацией: в Нижегородской области их будет не меньше двух!Может, оговорка про две агломерации, с которой началась эта заметка, не оговорка, а "проговорка"? И нам после утверждения Стратегии-2035 расскажут, что агломераций в Нижегородской области будет больше двух?

Только бы не получилось, как с широко анонсированным проектом создания «мультимодального грузопассажирского центра "ВСМ-Аэропорт Стригино", завязанного на строительство в Стригино станции высокоскоростной магистрали. Теперь этот проект "подвис", поскольку РЖД собирается строить высокоскоростной путь только до Гороховца, а до Нижнего скоростные поезда пойдут с обычной скоростью.

О нем говорили только потому, что проект красивый?

Так мы еще не забыли красивые проекты "Стрелка Сити" или "Глоуб Таун".

Главное фото: bkd.rosdornii