Саботаж или диверсия?

То, что происходит с муниципальными автобусами в Нижнем Новгороде, не вписывается ни в одно приличное определение. Вот уже больше года предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) возглавляет человек, сознательно совмещающий бизнес и муниципальную работу – но ему это сходит с рук. Городские чиновники бодро рапортуют об улучшении работы НПАТ – на деле ситуация абсолютно противоположная. Наконец, власть не собирается отказываться от экспериментов с маршрутной сетью, но при этом у города до сих пор нет стратегического документа, который отвечал бы на главный вопрос: как будет развиваться общественный транспорт в Нижнем через пять, десять, двадцать лет?

Похоже, городским начальникам просто выгодно, чтобы НПАТ и другие муниципальные транспортные предприятия существовали в режиме перманентного коллапса, хотя на словах все чиновники – за оптимизацию и прогресс. И неважно, что этим словам уже никто не верит! Обман стал частью большого плана, а нижегородцам остается только выбирать из двух наиболее подходящих определений этого кошмара.

Вариант №1

Саботаж или диверсия?

Вариант №2

Саботаж или диверсия?

Обман как часть плана

Если бы можно было использовать в мирных целях то упорство, с которым глава администрации города Сергей Белов защищает (вот уже год как) и.о. гендиректора «Нижегородпассажиравтотранса» Дмитрия Цыганкова – возможно, наш транспорт уже летел бы в светлое будущее на полных газах. Из раза в раз сити-менеджер заявляет журналистам, что видит результаты работы Цыганкова и они его устраивают. Он даже не сильно смущен вопросом журналиста «Козы-пресс» Ирины Славиной по поводу транспортной мафии, которая заставляет его держать Цыганкова на своем посту.

Белова также не смущает, что гендиректор НПАТ – действующий бизнесмен, пусть и банкрот. И само банкротство не смущает – Белов утверждает, что это личные дела Цыганкова. Когда же выясняется, что Цыганков без конкурса отдает муниципальные заказы фирме, которой должен лично – страдает именно репутация сити-менеджера (Цыганкову уже ничего не страшно – там клейма негде ставить!).

Саботаж или диверсия?

Сухие цифры и официальные документы рушат и прочие доводы Сергея Белова в защиту менеджерских талантов «вечного и.о.».  Разберем по порядку.

Сергей Белов, глава администрации Нижнего Новгорода:

- Была повышенная [по стоимости] закупка горюче-смазочных материалов – убрали!

Вот как ситуация обстоит на самом деле. 30 декабря руководитель НПАТ Цыганков без конкурса заключает договор с ООО «Нефтьсервис-НН» на поставку дизтоплива. Сумма закупки – под 200 миллионов, цена топлива определена в приемлемые 32 рубля за литр. Более того, условия оплаты выглядят вполне щадящими – с 30-дневной отсрочкой.

Саботаж или диверсия?

Видимо, эта информация и ложится в отчеты сити-менеджеру Сергею Белову. Но уже на следующий день, 31 декабря (с Новым годом, Сергей Викторович!) стороны заключают дополнительное соглашение, по которому цена солярки поднимается уже до 36 рублей за литр (сопоставимо с ценами на АЗС, никакой экономии!), а отсрочка по оплате уменьшена до пяти дней (дополнительный шанс поставщику заработать на пенях).

Саботаж или диверсия?

 

Знает ли об этом Сергей Белов? Минуточку терпения! А пока – следующая цитата.

Сергей Белов, глава администрации Нижнего Новгорода:

- Была завышенная [по стоимости] закупка запчастей – убрали!

Тут вообще смешно получилось. Даже официальные данные по итогам года говорят совсем о другом: расходы НПАТ на запчасти и ремонтные материалы выросли со 106 миллионов рублей в 2015 году до 250 миллионов в прошлом! Эти цифры приводит всё та же неутомимая «Коза». То есть, глава администрации города либо откровенно врет, либо не в курсе. В последнее верится с трудом.

Итак, почему Белов так сильно «подставляется»? Вариантов немного.
1. Цыганков и те, что его поставили, знают о Белове что-то такое, что другого выхода у градоначальника просто нет.
2. Белов – звено общей цепи, получающий свой профит от конечной цели нынешней транспортной политики в городе.
3. Белов – «официальный громоотвод» и козел отпущения – это часть трудового договора в рамках сформированного ему ТЗ еще в декабре 2015 года.

Возможны и совмещения вариантов - одно не исключает другого... и третьего тоже.

Допустим, саботаж…

Итак, чиновники пытаются убедить нижегородцев в постепенном улучшении ситуации в транспортной сфере. Но каждый, кто попадает на автобусную остановку после семи вечера, способен составить свое представление.

Ирина Панченко, журналист:

- Я почти не пользуюсь общественным транспортом, жизнь дороже! А вот дочка-студентка МГУ 22 февраля отучилась в супер-школе нашей «Вышки» по политлингвистике (специально приехала), занятия на Б. Печерской закончились в 9 вечера, она доплюхала до Минина, чтобы уехать домой на Мещерку. Ни 52 автобуса, ни 7 и 24 маршруток не было минимум полчаса. Другого прямого транспорта к нам нет. В общем, я ей велела вызывать такси.

Это лишь одно частное мнение, но в соцсетях таких – сотни. Сами рядовые сотрудники «Нижегородпассажиравтотранса» тоже не рады нынешней ситуации. Изнутри она выглядит еще более кошмарно: автобусов на всех водителей не хватает, но при этом нормы выручки резко выросли, а зарплаты упали. Состояние автопарка катастрофическое.

Саботаж или диверсия?

Александр (имя изменено), в недавнем прошлом водитель «Нижегородпассажиравтотранса»:

- Сходов [с маршрутов] очень много – лишь бы выскочить! Дают заявки водители с вечера, чтобы отремонтировали машины – а утром выходят с закрытыми глазами… Непонятно, как там диспетчера и механики на выпуске ставят штампы! Выходят без тормозов – даже такая ситуация была. Гололед был зимой, водители сами приезжают с трясущимися руками и ногами и говорят: «Я больше не поеду! Как так? Чуть что – на кого свалят? На водителя!»

Но они (руководители – прим. ред.) говорят: не хотите работать – увольняйтесь! А человеку осталось два года до пенсии, куда он уйдет… Так и приходится воевать там с ними. Работать не на чем, машины старые, кипят, ломаются постоянно. Люди приходят на работу, врача пройдут – и тупо сидят по четыре-пять часов, ждут тех, кто приедет. Один отработал – другой садится, чтобы хотя бы круг-два сделать и какие-то копейки заработать.

Александр даже после ухода с этой работы просит не называть его настоящее имя и, тем более, фамилию. В улучшение он не верит, поэтому теперь перешел на работу в частный автотранспорт.

Зато у главы администрации города – совсем другой настрой: к концу года ситуация на транспорте будет принципиально иной. Хотя любому ясно, что массированные закупки новых автобусов к ЧМ-2018 помогут максимум заменить те машины, что уже посыпались – ни о каком прорыве и речи не идет!

Саботаж или диверсия?

Итак, если нижегородцы имеют дело с саботажем, то есть «злостным, преднамеренным расстройством или срывом работы при соблюдении видимости выполнения её», то что же можно считать конечной целью? Ответ прост до банальности: передел рынка пассажирских перевозок. Наши источники еще в ноябре, при назначении нового главы дептранса, предупреждали, что цель всех последних назначений в этой сфере – обанкротить городской транспорт. Пока нет никаких поводов подвергать этот тезис сомнению.

Если всё же диверсия…

Ну, этот вариант даже давним любителям конспирологии из «Нижнего сейчас» кажется менее вероятным. Но зарекаться мы не будем! Тем более, что в этом случае в дело должны вступить совсем другие проверяющие органы. Проверки СМИ – это дело хорошее, но, увы, не всегда действенное.

Достаточно ли накопали журналисты, чтобы возбудились те, в чьи задачи входит нейтрализация всех «плохишей» и «буржуинов»? Давайте оставим многоточие. Возможно, однажды кто-то сильно удивится – ну, а вдруг?

Саботаж или диверсия?