"Переплаты за ЖКУ, бережливые технологии как скрепы власти и "Умные города", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 11 – 15 марта 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями. 

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – заявление главы ФАС России о двукратных переплатах россиян за услуги ЖКХ

Как отметил эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин, заявление главы ФАС Игоря Артемьева достаточно резонансное, так как обозначило проблему, о которой официально в таком контексте не говорили.

"Заявление поддержали и другие высокопоставленные представители власти, а также глава нижегородского УФАС Михаил Теодорович. Очевидно, что проблема завышенных тарифов на фоне неэффективных услуг ЖКХ актуальна для Нижегородской области. В некоторых муниципалитетах, например в Дзержинске, монополия в сфере ЖКХ автоматически порождает ситуацию неэффективности и искусственного роста тарифов. Представители контролирующих федеральных структур признают существующую систему переплат и неэффективность услуг ЖКХ", - подчеркнул он.

"Переплаты за ЖКУ, бережливые технологии как скрепы власти и "Умные города", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вадим Андрюхин (фото: НИА Нижний Новгород)

"Что может означать данные заявления? Вариантов не так и много. Это и очевидность проблемы, которую уже сложно замалчивать на фоне социально-экономического ухудшения положения граждан. Не исключено, что подобные заявления – это возможность снятия социального напряжения по отношению к другим проблемам, когда негатив действий одних чиновников, компенсируется позитивными высказываниями других. Наконец, это проявление борьбы за экономический передел ресурсов в определенной сфере, для которого нужно авторитетное обоснование. Заявления такого уровня в любом случае должны иметь продолжение. Ждать автоматического снижения тарифов вдвое вряд ли стоит. Без системной перестройки сложившейся системы ЖКХ подобное произойти не может, а для подобной перестройки требуется и время и политическая воля со стороны властных структур всех уровней. В то же время официально обозначенная проблема на таком уровне, очевидно, активизируют процессы пересмотра как сложившейся системы тарифообразования, так и организации системы услуг ЖКХ. Вопрос в том, кто этим эффективно воспользуется: аффилированные к власти лица для передела сферы ЖКХ, или жители?" – заключил Вадим Андрюхин.

Региональная тема – заседание управляющего совета "Комплексная оптимизация производства" госкорпорации "Росатом" в Нижнем Новгороде

"Переплаты за ЖКУ, бережливые технологии как скрепы власти и "Умные города", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

По мнению эксперта "Минин-центра" Игоря Соловьева, заседание, на котором представители нескольких десятков регионов России обсудили перспективы бережливого технологий, примечательно несколькими моментами.

"Прежде всего, это демонстрация тесного взаимодействия правительства Нижегородской области с госкорпорацией "Росатом" в инновационном направлении применения бережливых технологий в различных сферах жизни.  Участие высокотехнологичной корпорации "Росатом" в этом направлении придает деятельности особое значение, так как дает возможность получения реальных и значимых результатов. На сегодняшний день "Росатом" заинтересован в реализации проектов, которые напрямую не связаны с прежним профилем деятельности госкомпании. Примером может являться федеральный проект "Северный морской путь", комплексную реализацию которого будет курировать именно "Росатом". Примечательно и то, что особую роль в реализации проекта бережливых технологий в Нижегородской области на данном этапе играет мэрия Нижнего Новгорода. Сферой применения бережливых технологий становится не только производство, но и муниципальное управление. В этом направлении в Нижнем Новгороде уже несколько месяцев реализуется программа "Эффективный муниципалитет", - рассказал эксперт.

"Помимо чисто технократических аспектов важен и политический контекст сотрудничества. На сегодняшний день можно констатировать достаточно прагматичное и эффективное взаимодействие областного руководства, нижегородской мэрии и "Росатома". Госкорпорации выгодно находить площадку для реализации амбициозных проектов в разных сферах. Областная власть, ориентированная на привлечение федеральных возможностей, заинтересована и открыта для различных инноваций. В тоже время Нижний Новгород в силу и объективных причин является самым подходящим местом для реализации масштабных инвестпрограмм. Нижний Новгород на сегодня – это необходимый элемент реализации проектов областного уровня, что является фактором, скрепляющим два уровня власти. В этой связи рассуждения и прогнозы о возможных противоречиях между губернатором и мэром Нижнего Новгорода на сегодня лишены оснований", - считает Соловьев.

"Если раньше их объективной основой являлись межбюджетные противоречия и вопросы соответствующего распределения полномочий, то в настоящий момент создается совершенно другая платформа, объективно подталкивающая два уровня власти к взаимодействию и координации в достижении общих прагматичных целей. Стратегическим направлением этого взаимодействия является реализация проекта нижегородской агломерации, в которой областной центр становится не только географическим, но и моделирующим ядром развития", – подытожил он. 

Муниципальная тема – решение о пилотных проектах по цифровизации городского хозяйства в трех муниципалитетах Нижегородской области

"Переплаты за ЖКУ, бережливые технологии как скрепы власти и "Умные города", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Как подчеркнул эксперт "Минин-центра", Алексей Орехов, Нижний Новгород, Дзержинск и Саров стали пилотами по реализации федерального проекта "Умный город".

"С одной стороны это распространение высокотехнологичных проектов на нижегородский муниципальный уровень, что связано уже не только с областными программами в разных направлениях, но и с комплексным территориальным развитием. С другой стороны это уже зона ответственности не только областного, но и муниципального руководства. Федеральный проект "Умный город" на данном этапе предусматривает не столько выделение федеральных субсидий, сколько отработку и тестирование организационно-методических, технических подходов и правовых моделей, применяемых для цифрового преобразования в сфере городского хозяйства. Только результативность и успешность на уровне организации процесса позволит в дальнейшем рассчитывать на финансирование всего комплекса проекта цифровизаци различных сфер муниципальной жизни. Разумеется, при софинансировании как регионального, так и муниципального уровней", - отметил он.

Эксперт напомнил, что этот процесс аналогичен реализации федеральной программы "Формирование комфортной городской среды". "Данная программа первоначально также обкатывалась на уровне организационных практик некоторых муниципалитетов (таких как Москва и Санкт-Петербург), а ее последующая реализация требовала дополнительных региональных и муниципальных проектов и источников и финансирования. С другой стороны, несмотря на поэтапность реализации, пилотные муниципалитеты могут получить конкурентные преимущества в силу лучшей проработанности условий получения федерального финансирования", – заключил Орехов.

Основное фото: "Нижний сейчас"