"Отсутствие замгубернатора по внутренней политике вызывает неопределенность в идеологии реформ в нижегородских муниципалитетах", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 12 – 16 ноября 2018 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями. 

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – Госдума приняла пакет законов о налогообложении самозанятых граждан 

"Отсутствие замгубернатора по внутренней политике вызывает неопределенность в идеологии реформ в нижегородских муниципалитетах", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вячеслав Гуськов (фото: НИА "Нижний Новгород")

Как отметил эксперт "Минин-центра" Вячеслав Гуськов, налоговое нововведение первоначально коснется только четырех субъектов Российской Федерации.

"Специальный налоговый режим будет введен в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. При этом правительственная инициатива принципиально касается всей категории самозанятых граждан и отражает общий вектор официальной политики. Вектор явно не популярный, из разряда усиления налогового обложения и снижения социальной защиты значительной части населения", - добавил он.

Гуськов напомнил, что только по официальным данным сегодня в России насчитывается почти 15 млн самозанятых граждан, которые не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, но самостоятельно ведут экономическую деятельность.

"Неофициальная же статистика свидетельствует, что число таких граждан значительно выше. Что примечательно – количество самозанятых только увеличивается, а это свидетельство того, что в связи со снижением социальной ответственности государства значительное количество россиян ищет варианты экономической самореализации. С учетом повышения пенсионного возраста и налоговой нагрузки, растет стремление опоры на собственные силы, на личную инициативность без вмешательства государственных структур. На этом фоне новая регламентация жизни миллионов россиян и отсутствие реальных официальных действий по снижению бюрократических барьеров, явно не может рассматриваться как вариант активизация социально-экономической деятельности. Ведение налогообложения самозанятых подразумевает создание дополнительной инфраструктуры их регистрации и постановки их на учет в налоговых органах", - подчеркнул он.

"Все это подразумевает соответственное финансирование из бюджета, что также затронет экономические интересы не только граждан нескольких регионов. К тому же сама тенденция распространения налоговых обязательств дает возможность в дальнейшем расширять перечень профессиональной сферы самозанятых граждан. Сегодня явно не хватает инициатив по расширению экономических свобод, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вспомним, что в экономически сложные 1990-е годы свобода предпринимательства дала возможность миллионам россиян не только пережить непростые времена, но и создала принципиально новую экономическую сферу с трудоустройством миллионов активных граждан, которые в последние годы были вынуждены активно уходить в тень от официальной регламентации", – заключил эксперт "Минин-центра".

Региональная тема – муниципальные изменения в Нижегородской области

"Отсутствие замгубернатора по внутренней политике вызывает неопределенность в идеологии реформ в нижегородских муниципалитетах", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов напомнил, что на уходящей неделе в нескольких нижегородских муниципалитетах произошли кадровые и структурные изменения. Дзержинск сменил не только руководство города, но и систему управления. В Арзамасе сменился глава МСУ, и были назначены процедурные выборы, которые наверняка завершатся с определенным результатом – уже юридическим утверждением в качестве руководителя экс-министра областного правительства Александра Щелокова. Чуть ранее в Балахне был восстановлен в должности главы района Алексей Левкович.

Орехов отметил, что за год, после прихода в область Глеба Никитина, это вторые по масштабу изменения в МСУ области, после реформирования городской власти Нижнего Новгорода, что позволяет уже говорить о логике муниципальной политики нового областного руководства, отмечая в ней определенные особенности.

"Во-первых, в основных муниципалитетах происходит расстановка лояльных кадров, способных проводить областной курс. Во-вторых, выдвижение этого руководства происходит в основном из кадрового резерва губернатора, а не местных представителей. Это свидетельство того, что областное руководство берет ответственность непосредственно на себя за ситуацию в основных муниципалитетах. В-третьих, расширение зоны прямой ответственности за решение не только областных, но и местных задач – это зона риска, которая потребует дополнительных усилий, помимо назначения руководителей. Местные проблемы имеют свою специфику, часто очень отличную от областного уровня. Соответственно здесь требуется более системная работа, с учетом особенностей каждого муниципалитета", - продолжил эксперт.

"Трудность заключается еще в том, что сегодня в правительстве Никитина нет прямого ответственного за это поле деятельности. Место замгубернатора по внутренней политике до сих пор вакантно, а это вызывает неопределенность в идеологии муниципальной политики", - подчеркнул он.

При этом, по мнению Орехова, у нижегородского муниципального реформирования есть и очевидный потенциал. "Многие муниципальные проблемы можно решить и без ручного управления из областного центра. Как показывает опыт – предоставление прав и возможностей местной власти только активизирует инициативность и местную мотивацию к развитию, в тоже время повышает ответственность муниципального руководства, снимая решение целого комплекса задач непосредственно с руководства областного. А вариантов для муниципальной мобилизации снизу достаточно. Один из них – активизация межмуниципального сотрудничества в рамках реализации областной Стратегии-2035", – заключил эксперт.

Муниципальная тема – переход Дзержинска на одноглавую систему управления 

"Отсутствие замгубернатора по внутренней политике вызывает неопределенность в идеологии реформ в нижегородских муниципалитетах", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как отметил эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, смена руководства и системы управления вторым городом области произошла стремительно.

"Буквально в течение пятницы прошлой недели, появившиеся неофициальная информации в СМИ о возможном назначении Ивана Носкова на должность руководителя Дзержинска к концу дня рассматривалась в городе как уже состоявшийся факт. А на состоявшемся затем заседание городской Думы вопросы отставки руководства, автоматического перехода на одноглавую систему и фактического выбора нового руководителя, были решены единогласно, буквально за час, без всяких сожалений и эмоций по отношению к прошлому.

Соловьев подчеркнул, все это свидетельствовало о том, что прежняя система управления городом, официально олицетворяемая прежним областным ставленников Виктором Нестеровым, исчерпала свой потенциал и перестала устраивать всех.

"В этом отношении в Дзержинске сложилось редкое единодушие политически активных сил, даже находящихся друг с другом в конфронтации. Вряд ли прямому назначенцу губернатора Никитина удастся сохранить на долгое время это единодушие основных политических субъектов. А это несколько групп, которые монополизировали основные властные рычаги в городе по примеру "городского лобби" Нижнего Новгорода до конца 2017 года, и которые стремятся к расширению своих возможностей. Это административная бюрократия, привыкшая к застою и способная его эффективно организовать. В тоже время то активное общественно-политическое движение, которое за последние годы в Дзержинске стало способно аккумулировать общественное мнение в альтернативные проекты социально-экономического развития", - продолжил Соловьев.

"И, главное, это политически разборчивое граждане Дзержинска, которые могут голосовать не только бюллетенями, но и ногами. Свидетельство того – последние губернаторские выборы, результат которых по явке и голосованию был на десятки процентов ниже, чем по области. Основой этого гражданского поведения было резкое неприятие дзержинской власти, которое проецировалось и на вышестоящий уровень", - считает он.

"В этой сложной ситуации новому руководителю города, представляющему губернатора, придется быстро определяться в стратегии развития. Возможное лавирование между полярными мнениями, а также не решение принципиальных политических и социально-экономических проблем Дзержинска, не сможет продолжаться долго, и в конечном итоге только активизирует протестное настроения. В этой связи в Дзержинске не исключен вариант повторения нового единодушного отношения всех активных политических сил, но уже к новому городскому руководству. Насколько это актуально для руководства, покажет, разумеется, политическая практика", – сделал вывод эксперт.

Фото: ИА "Нижний сейчас"