Память выдающегося нижегородского конструктора увековечат мемориальной доской на улице Минина

В преддверии государственного и всенародного праздника – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне — Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева отмечает заслуги своих сотрудников и выпускников — участников войны и тружеников тыла.
Одним из талантливых создателей оружия победы является Михаил Викторович ВЕСЕЛОВСКИЙ – выдающийся конструктор и организатор производства боевых аэросаней для Красной Армии.
В ознаменование заслуг Михаила Викторовича Веселовского и в связи с 70-летием Великой Победы Городская Дума города Нижнего Новгорода приняла Решение от 13.04.2015 №7 увековечить память Михаила Викторовича Веселовского, сотрудника НГТУ, труженика тыла, выдающегося конструктора, создателя оружия Победы в Великой Отечественной войне, установив мемориальную доску по адресу: город Нижний Новгород, улица Минина, дом №28Б.
Митинг, посвященный открытию мемориальной доски Михаилу Викторовичу Веселовскому состоится 7 мая 2015 г. в 12.00 перед 2-м корпусом НГТУ (библиотека) по адресу: ул. Минина, 28Б.

 

Справка. Веселовский Михаил Викторович родился 25 июня 1901 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец – Виктор Петрович, 1854 г.р.– протоиерей Нижегородского Кафедрального Собора, ключарь, член Нижегородской Консистории. Мать — Ольга Геннадьевна Веселовская (в девичестве Годнева) воспитывала шестерых детей (у М.В. Веселовского было пять старших сестер). Дедом Михаила Викторовича по матери был протоиерей Геннадий Васильевич Годнев (1839-1917г.), выдающийся деятель нижегородской духовной школы, 43 года служивший в Нижегородской духовной семинарии, в том числе ректором – в течение 25 лет.
— В марте 1920 г. окончил курсы автомобильных механиков. По окончании этих курсов с апреля 1920 г. работал пом. шофера автосекции СНХ и после призыва в Красную армию – машинистом электрической станции полка. Командиры подразделения РККА, в котором служил Михаил Викторович рекомендуют его к поступлению высшее учебное заведение для продолжения образования.
В 1921 году поступил на механическое отделение в Нижегородский государственный университет и в 1929 году завершил обучение по специальности двигатели внутреннего сгорания. Во время обучения в институте, лето 1922 г. работал мотористом моторного катера автомобильной секции СНХ, лето 1923 г. механиком по испытаниям авиационных моторов Винто-Моторного отдела ЦАГИ и лето 1924 г. — бортмехаником самолета О.Д.В.Ф., где он летом 1925 г. совершил совместно с летчиком Васильевым агитполет по губернии на самолете «Фарман». Кроме того в различных организациях значительное время работал по ремонту мотоциклов, автомобилей и мелких стационарных двигателей. В ноябре 1924 года студент Веселовский вступил в ряды Общества друзей воздушного флота (впоследствии ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ). С 1924 г по 1929 г. состоял членом Президиума авиационной секции Нижегородского Губернского Совета Совавиахима, за работу в котором награжден значком «Активиста Совавиахима». С целью координации работ по маломощным аэросаням и отбора лучших конструкций Центральным Советом «АВТОДОРА» весной 1929 г. был объявлен конкурс на проекты таких аэросаней. По итогам конкурса коллективу студентов и сотрудников Нижегородского Механико-Машиностроительного института и Нижегородского государственного университета в составе М.В. Веселовского, Б.В. Белянина, А.А. Скворцова и В.А. Цветкова, построившим аэросани с мотоциклетным двигателем была выдана поощрительная премия в размере 250 рублей.
После окончания университета, с августа 1929 г. по май 1933 г. по распределению он работал в Центральной военно-индустриальной лаборатории (ЦВИРЛ) инженером по двигателям, а затем начальником отдела теплотехники и механического транспорта.
— С 1927 по 1946 гг. ведет активную конструкторскую, научную и организаторскую деятельность по созданию аэросанной и глиссерной техники. В этот период им было создано и модифицировано более 35 образцов машин серий ВАМБ, ГГАТ, КМ, РФ и НКЛ и заложены основы нижегородской научно-практической школы транспортного снеговедения.
В 1933 г. по постановлению Краевого отдела труда М.В. Веселовский был переведен в 5-й Горьковский техникум гражданского воздушного флота (ГГАТ) на должность начальника учебно-производственных мастерских.
После переезда в 1936 г. авиатехникума из Горького в Саратов производство аэросаней из системы Гражданского воздушного флота перешло в ведение НАРКОМЛЕСА и на Горьковском заводе «Красный металлист» при активном участии М.В. Веселовского (где он с 1936 г. по 1939 г. занимал ряд руководящих должностей) выпускались аэросани улучшенной конструкции «КМ-4» (1936 г.) и «КМ-5» (1939 г.). Аэросани серии КМ участвовали в зимней финской воне 1939-1940 гг. За три месяца до начала Великой отечественной войны производство аэросаней на заводе «Красный металлист» было свернуто.
С началом Великой Отечественной Войны (ВОВ) Государственный Комитет Обороны (ГКО) издаёт Постановление №367 от 2 августа 1941 г. «Об изготовлении 4000 аэросаней для Красной Армии». Однако через 17 дней ГКО отменяет это постановление и выпускает новое № ГКО-516сс от 19. 08. 1941 года «Об изготовлении 5000 аэросаней для Красной Армии». Этим Постановлением ГКО Веселовкий М.В. назначается руководителем вновь созданног в системе Наркомречфлота (НКРФ) опытно-конструкторского бюро по аэросанному производству на базе завода им. Молотова, а производство аэросаней было организованно более чем на 10 судоремонтных заводах Нижегородской области, двух вузах (ГПИ и ГИИВТ) Нижнего Новгорода и 4 заводах Наркомморфлота (НКМФ). За период с 1941 по 1944 гг. ОКБ НКРФ было разработано и внедрено в производство 6 новых конструкций аэросаней серии РФ и более 10 модификаций аэросаней серии НКЛ, в том числе оснащенных тяжелым минометным и ракетным (НУРС) вооружением. Заводами НКРФ И НКМР с 1941 по 1944 гг. произведено более 2000 боевых и транспортных аэросаней.
За период 1941-1944 гг. было сформировано 70 аэросанных боевых и транспортных батальонов — это 2100 машин (с учетом потерь, восстановительных ремонтов и мобилизационного хранения на вооружении Красной Армии состояло 6000 машин). За два формирования через аэросанные батальоны прошло 300000 членов экипажей и механиков. С учетом десантов за годы Великой отечественной войны общее число бойцов аэросанных подразделений составило 500000. Было создано 2 аэросанных военных училища в Соликамске и Котласе. Аэросанные батальоны принимали участие в боевых действиях на всех фронтах Великой отечественной войны, включая военные группировки обороны Москвы и Сталинграда.
За 15 зимних месяцев периода1941-1944 гг. транспортными аэросанными батальонами было перевезено: более 1 650 тонн боеприпасов, более 100 тонн продовольствия, более 1 000 единиц боевой техники, более 15 000 раненых, около 200 000 бойцов десанта. Наибольшее применение аэросани получили в в зимнюю кампанию 1942/43 г. В этот период они впервые были использованы в значительном количестве как боевые средства. Практика показала, что наиболее успешно аэросанные части действовали на открытой местности: на озёрных пространствах озёр Ладожское, Ильмень, Селигер, замерзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе. Аэросанями выполнялись разнообразные боевые и транспортные задачи: 1. Вели разведку местности и противника. 2. Охраняли открытые фланги общевойсковых и танковых частей. 3. Несли патрульную службу по охране побережья озёр и участков, не занятых нашими частями. 4. Во взаимодействии с лыжно-стрелковыми подразделениями преследовали отходящего противника. 5. Охраняли командные пункты и обеспечивали связь. 6. Перевозили подразделения и эвакуировали раненых с поля боя. 7. Подвозили грузы и вооружение к полю боя. 8. Буксировали и перевозили на огневые позиции пулемёты, миномёты и противотанковые орудия. 9. Несли патрульную службу по охране участков, не занятых нашими частями. 10. Ставили дымозые завесы.
За успешное выполнение Постановления ГКО Михаил Викторович 22.07.1942 г. был награжден орденом «Красной Звезды».
С 1946 по 1956 годы под его руководством и при непосредственном участии по заказу Министерства обороны СССР в НПО ГИИ им А.А. Жданова (начальник А.Ф. Николаев) было создано 4 образца первых отечественных гусеничных снегоболотоходов ГИИ и ГПИ, которые легли в основу создания конструкций гусеничных тягачей Горьковского автомобильного завода и Заволжского завода гусеничных тягачей.
С 1931 по 1959 годы преподает в Нижегородском механико-машиностроительном, Горьковском индустриальном, Горьковском политехническом институтах автомобильное дело, ведет лекционные и практические курсы по двигателям внутреннего сгорания.
29 октября 1947 г. Высшей аттестационной комиссией (протокол №7 от 05.04.1947 г.) Министерства высшего образования СССР Михаилу Викторовичу Веселовском был выдан аттестат доцента (МДЦ № 03198).
С 1949 по 1956 годы заведует кафедрами «Двигатели внутреннего сгорания» и «Гусеничные машины».
Веселовским М.В. была подготовлена кандидатская диссертация «История развития аэросанного транспорта и основные направления по повышению его эксплуатационных показателей», в связи со смертью он не успел ей защитить.
Михаил Викторович Веселовский умер в 1959 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.