Журналистика «всё»?

В Нижнем Новгороде больше нет региональной редакции «Новой газеты». Это издание всегда было независимым, то есть неподконтрольным основным политическим лагерям в регионе. Но для спасения редакции этой независимости оказалось недостаточно.

Уход еще одного журналистского проекта – это возможность здесь, в Нижнем Новгороде,  подискутировать на тему, которая на разные лады обсуждается сейчас во всем мире: нужна ли традиционная журналистика современному обществу? Где люди удовлетворяют сегодня свою потребность в информации? Не отнимают ли социальные медиа с их лаконичными формулировками (типа той, что в заголовке) и мгновенно понятной «лайковой» популярностью “законный” журналистский хлеб?

(Если кому-то интересно – вот как рассуждают на эту тему в New York Times.)

В нашем городе, как и в России в целом, говорить об этих вещах, не касаясь политики, невозможно, что и подтвердили практически все эксперты «Нижнего сейчас» – с разной степенью откровенности и многословности.

бузмаковаВалентина Бузмакова, автор независимого медиа-проекта «Политическая кухня»:

Какое бы гигантское внимание я ни уделяла интернету, ничто не заменит настоящей бумажной газеты! Я еще ночью, одной из первых, всегда читаю свежие номера «Коммерсанта», не говоря уж о журналах! И я была поклонницей «Новой газеты» в Нижнем Новгороде, хотя видела, что она сильно сдала в последнее время.

Еще не теряю надежды, что кто-нибудь из инвесторов возьмет себе этот проект. Но это должен быть богатый, независимый и смелый человек, а таких в Нижнем почти не осталось. Эту прекрасную редакцию нужно спасать, но ее же нужно и полностью содержать, ведь «Новая газета» не зарабатывает на рекламе! И в этом специфика подобных изданий.

рогозинаАлена Рогозина, собкорр ВГТРК в Нижнем Новгороде:

У меня нет ответа на все эти вопросы. Я не читаю газет и не смотрю телевизор. Как удовлетворяю свою потребность в информации? – разговариваю с теми, у кого есть чему поучиться!

 

деминАлександр Демин, журналист, продюсер, видеоблогер:

Спрос на правду по-прежнему есть. Но есть еще одна вещь, которую немаловажно учитывать: газетный формат как архаизм уходит из нашей жизни. Закрываются многие печатные издания, которые по сто, по двести лет гремели на весь мир. Это с одной стороны. А с другой есть еще один нюанс – наша человеческая лень. То есть мы хотим знать правду, но при этом не хотим пошевелить своими органами для того, чтобы дойти до ларька и купить эту газету.

Я из тех людей, которые говорят: я телевизор не смотрю и газет не читаю. Что я смотрю и что читаю? Сейчас мы с вами наблюдаем за любопытным процессом трансформации информационного пространства. Традиционные СМИ, будучи в Нижнем подконтрольными, полностью как источник информации себя изжили. Новостные сайты в интернете тоже подконтрольны, да и нет у меня никакого желания ходить по тысяче этих сайтов. У меня осталось только два канала информации – это радио в машине и, конечно, социальные сети. Сейчас именно социальные сети выходят на первое место для тех людей, кто не смотрит телевизор и не читает газет.

Алгоритм работы того же «Фейсбука» очень интересен: он подстраивается под мои желания, под желания моих друзей. Если пять тысяч моих друзей считают какую-то новость интересной и начинают ее «лайкать», «Фейсбук» понимает, что эту новость надо показать и мне. Поэтому задача любого традиционного источника информации – телевидения газеты и так далее – доносить эту информацию до меня через социальные сети.

Полный видеовариант ответа:

митрохинДмитрий Митрохин, медиа-менеджер:

Мне думается, что рядовым гражданам ничего не нужно. Ни журналистика, ни выборы, ни правда, ни ложь… им надо чтобы они и их дети были здоровы и сыты и по телику показывали условного Галкина. «Условный Галкин» – это и “Время”, и Киселев. Журналистика, это как театр – удел интеллигенции.

Но говорить о том, что социальные сети убьют СМИ, все равно, что по примеру Родиона из фильма “Москва слезам не верит” утверждать, что “скоро не будет ни книг, ни газет, ни театра, ни кино – одно сплошное телевидение”. Журналистика нужна и будет нужна, а разные ее формы найдут своего читателя.

Безусловно, большинство нижегородцев, как и вообще большинство людей, интересуются информацией созданной по “правилам трех “С”. Страх, смерть и секс – наиболее популярные у читателей темы. Чем серьезнее материалы, которые публикует СМИ, тем меньше его аудитория. Но это не значит, что такие СМИ не востребованы. Не стоит забывать, что журналистика, в идеале, не просто должна идти на поводу у аудитории, сколько должна ее воспитывать.

славинаИрина Славина, автор независимого интернет-проекта «Коза пресс»:

Ты спрашиваешь, какая журналистика востребована сегодня больше всего? Востребована ЖУРНАЛИСТИКА! Не пропаганда, не PR, а именно журналистика. И она будет востребована всегда.

Что касается котиков, «видосов» и прочей «мимимишной» информации, заполонившей информационный фон – я этого не вижу. Потому что не ищу!